Право на объединение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 08:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование понятия, источников, нормативного содержания, ограничения и принципов защиты права на объединения.
Задачами работы являются:
1. Определение понятия, правовых основ права на объединение;
2. Рассмотрение нормативного содержания права на объединение;
3. Изучение ограничения права на объединение;
4. Анализ принципов защиты права на объединение.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota-Pravo_na_obedin-dorab.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема является актуальной потому, что в реальных политических и социально-экономических условиях право граждан участвовать в управлении государством не всегда реализуется эффективно. Сложность, неоднозначность и многоплановость общественных процессов, происходящих в Российской Федерации, порождает необходимость многостороннего, дифференцированного подхода в процессе урегулирования данного круга общественных отношений нормами конституционного права.Характер и содержание многих индивидуальных интересов предполагают преимущественное их осуществление в коллективном порядке, посредством объединения их обладателей в сообщества. Подобный процесс имеет своей основой реализацию права на объединение, закрепленного за гражданами статьей 30 Конституции РФ, и в целом регламентируется конституционно-правовыми нормами. Ими определяются условия осуществления этого права, а также последующего функционирования сформированных объединений. Вместе с тем объединение субъектов со сходными интересами может сопровождаться возникновением юридических лиц, создание и деятельность которых подвергается гражданско-правовому регулированию. В связи с этим особое значение приобретает вопрос о соотношении конституционных положений и гражданско-правовых норм в указанной сфере. Поиск ответа на него предполагает установление сущности права на объединение и определение юридических лиц, создание которых может рассматриваться как форма его реализации.Общественные объединения как основной элемент осуществления конституционного права граждан на объединение играют важнейшую роль в процессе реализации механизма народовластия. Их роль чрезвычайно высока при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.Общественные объединения занимают важное место в гражданском обществе и правовом государстве, так как благодаря ним представляются и реализуются интересы граждан. Общественные объединения имеют различные организационно-правовые формы, которые имеют свои особенности и свое назначение.

На практике возникают определенные трудности при реализации конституционного права на объединение, в связи с несовершенством российского законодательства, неправильным применением должностных лиц органов государственной власти, судов, а также самими гражданами, и учредителями общественных объединений.

Целью курсовой работы является исследование понятия, источников, нормативного содержания, ограничения и принципов защиты права на объединения.

Задачами работы являются:

1. Определение понятия, правовых  основ права на объединение;

2. Рассмотрение нормативного  содержания права на объединение;

3. Изучение ограничения  права на объединение;

4. Анализ принципов защиты  права на объединение.

Объектом работы являются общественные отношения, возникающие в результате реализации конституционного права граждан на объединение.

Предметом работы являются правовые нормы, а также теоретический материал, посвященный понятию, источникам, нормативному содержанию, ограничению и принципам защиты права на объединения.

Теоретической основой для написания курсовой работы послужили следующие работы: А.В. Малько, В.В. Субочева, А.М. Шериева «Права, свободы и законные интересы: проблемы юридического обеспечения», а также статьи из научно-практических журналов.

Методологической основой для написания курсовой работы послужили следующие методы научного познания: анализ и синтез, формально-логический, формально-юридический, системный методы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

 

 

 

1. Право на объединение: понятие, источники, нормативное содержание

 

1.1 Понятие, правовые основы права на объединение

 

Важной частью гражданского общества является развитая система общественных объединений – добровольных, самоуправляемых, некоммерческих формирований, созданных по инициативе граждан на основе общности интересов для реализации общих целей и способных влиять на общественную жизнь1. Конституционное право на объединение, провозглашенное в статье, включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей; право вступать либо не вступать в существующие общественные объединения, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений (ст. 30 Конституции РФ)2.

Статья 5 Федерального закона Российской Федерации устанавливает понятие общественного объединения. Общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, которое создается по инициативе граждан, которые объединяются на основе общности интересов для реализации общих целей, закрепленных в уставе общественного объединения.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения3.

Повышение роли общественных объединений в России в последние годы представляет собой объективную закономерность. Эта закономерность опирается на статью 30 Конституции Российской Федерации, где говорится о том, что «каждый имеет право на объединение...».

Общественные объединения – это специальный вид добровольных организаций. Следовательно, можно утверждать, что на них распространяются те характерные черты, которые присущи только общественным организациям.

Специфическим характером общественных объединений является то, что они создаются для выполнения определенной деятельности, в процессе которой реализуются их права.

Американские исследователи, развивая мысль по этому вопросу, приходят к мнению, что объединения граждан, цели которых лежат за пределами организации, называются инструментальными, в отличие от тех организаций, цели которых ограничиваются рамками организации, - они называются экспрессивными . С приведенной классификацией можно как соглашаться, так и не соглашаться. Это вопрос дискуссии.4

Право на объединение – это разновидность основных политических прав, предусматривающих гарантированную Конституцией возможность (право) граждан и иных лиц создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов, право вступать в уже существующие объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из объединений.

Конституционные права являются субъективными, отличающимися от обычных отраслевых субъективных прав тем, что корреспондирующие им обязанности принадлежат государству5. Оно гарантирует наличие и возможность практической реализации конституционных прав, а также их защиту посредством принятия нормативных актов, развивающих и детализирующих конституционные положения.

Право на объединение занимает центральное место в системе прав и свобод личности, которое провозглашается как нормами национального, так и нормами международного права. Так, ст. 20 и ст. 23 Всеобщей декларации прав человека6, ст.22 Международного пакта о гражданских и политических правах7 и ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод8 закрепляют право каждого человека на свободу мирных собраний, свободу ассоциации, а также право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов. Кроме того, данные международно-правовые документы содержат некоторые положения, касающиеся возможного ограничения права на объединение.

Конституционное право на объединение обычно относится к категории политических и квалифицируется как обеспечивающее правовые условия и гарантии для участия каждого в общественной и политической жизни страны и управлении государством, способствующее развитию политической активности и самодеятельности граждан, гарантирующее удовлетворение их многообразных политических интересов, позволяющее защищать свои права и свободы. Соответственно, круг объединений, создаваемых гражданами в порядке статьи 30 Конституции РФ, ограничивается теми, которые служат основой для выражения некоторых личных нематериальных интересов граждан и функционируют лишь в отдельных общественных областях. При таком подходе объединения, создаваемые с иными, нежели политические, целями (экономическими, культурными и проч.), имеют принципиально иную природу9.

Однако высказываются и другие суждения: право на объединение может иметь статус личного, политического, социального, экономического и иного субъективного права в зависимости от сферы его осуществления и от того, реализации каких прав оно способствует10. Иначе говоря, характер права на объединение не является постоянным и может меняться под влиянием целей объединения.

В непосредственной зависимости от избранной точки зрения находится решение вопроса о характере образований, создаваемых в процессе реализации права на объединение. Единого мнения по этому поводу не сложилось; между тем его разрешение имеет принципиальное значение в связи с наличием особых гарантий, обеспечивающих осуществление конституционного права на объединение, и особого режима для деятельности возникающих в результате структур.

Итак, право на объединение регулируется нормой ст. 30 Конституции РФ. Право на объединение регулируется не только нормами национального, но и нормами международного права. Право на объединение – это разновидность основных политических прав, предусматривающих гарантированную Конституцией возможность (право) граждан и иных лиц создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов, право вступать в уже существующие объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из объединений.

 

 

1.2 Нормативное содержание  права на объединение

 

Согласно широкой трактовке нормы статьи 30 Конституции РФ являются универсальными и касаются любых объединений граждан, имеющих формальную определенность и постоянный характер, которые создаются в целях реализации разнообразных интересов и удовлетворения различных потребностей11. Тем самым допускается возможность осуществления конституционного права на объединение и в предпринимательской сфере посредством учреждения коммерческих организаций12, а вариантом его проявления признается свобода выбора организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц13.

В обоснование указанной позиции О.А. Кожевников ссылается на наличие у понятия «объединение» «многосмыслового содержания, обусловленного принадлежностью единому источнику - человеку и гражданину»14. Вряд ли этот аргумент достаточен. По сути, он означает, что в основе объединений граждан и объединений, создаваемых юридическими лицами (или с их участием), могут лежать различные правовые основания. Как следствие, объединяющиеся субъекты и создаваемые ими структуры ставятся в юридически неравное положение, ибо конституционные нормы о добровольности создания объединений, свободе их деятельности, равенстве перед законом оказываются непосредственно применимыми только при объединении граждан. Неодинаков и режим защиты прав лиц различных категорий, если таковые нарушаются в процессе объединения.

В связи с этим необходимо обратить внимание на позицию Конституционного Суда РФ: граждане и созданные ими объединения вправе обратиться с конституционной жалобой на нарушение прав объединения в тех случаях, когда его деятельность связана с реализацией конституционных прав граждан, являющихся его членами (участниками, учредителями). В рассматриваемом случае речь шла об акционерном обществе, товариществе и обществе с ограниченной ответственностью. Суд исходил из того, что эти коммерческие организации являются объединениями - юридическими лицами, созданными гражданами для совместной реализации их конституционных прав (права свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и права иметь в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами)15.

Данный документ в литературе нередко рассматривается как легально определяющий понятие «объединение граждан», а его содержание выступает основным, а зачастую единственным аргументом для обоснования широкой трактовки конституционного права на объединение как предполагающего возможность создания гражданами коммерческих и некоммерческих организаций различных правовых форм. Вряд ли с такой оценкой судебного акта можно согласиться, поскольку Конституционным Судом РФ было указано только на экономические права, осуществляемые в результате создания хозяйственных обществ и товариществ. То, что они созданы именно в порядке реализации конституционного права на объединение, из судебного акта не следует. По сути, было признано, что граждане способны объединяться в процессе осуществления ими различных конституционных прав, но такие объединения отличны от тех, речь о которых идет в статье 30 Конституции РФ.

Вторая позиция сводится к признанию объединениями, созданными в порядке реализации соответствующего конституционного права, коммерческих и некоммерческих юридических лиц корпоративного типа. Тем самым конституционно-правовое понятие объединения в целом отождествляется с цивилистическим понятием корпорации. Субъектный состав объединяющихся лиц и их количество (хотя хозяйственные общества могут быть созданы и одним лицом) в данном случае в расчет не берутся.Если согласиться с таким подходом, придется констатировать, что многие действующие гражданско-правовые нормы заведомо не соответствуют Конституции РФ, закрепляющей принцип равенства общественных объединений перед законом. Данный принцип в науке конституционного права рассматривается как проявляющийся в двух аспектах: в равных возможностях у всех объединений и в равноправии их членов. Его соблюдение предполагает обеспечение равенства требований государства к порядку создания и прекращения деятельности объединений, равенства их прав в общественной и хозяйственной деятельности, установление одинаковых требований к содержанию их учредительных документов, наделение равными правами и обязанностями их учредителей и участников. Принцип равенства в указанном понимании не соблюдается при регламентации статуса объединений как субъектов гражданских правоотношений, поскольку отличны содержание правоспособности коммерческих и некоммерческих юридических лиц, условия осуществления ими предпринимательской деятельности, объем прав участников и проч.

Информация о работе Право на объединение