Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:49, курсовая работа
Целью данной работы является изучение процесса становления советского права как составной части российского законодательства.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
показать процесс создания Советского государства и права в первый период после Великой Октябрьской Социалистической революции;
раскрыть деятельность учредительных собраний советского государства;
охарактеризовать основные положения Конституции РСФСР 1918 г.;
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Создание советского государства и права в первый период после Великой Октябрьской социалистической революции…………………………6
Слом временного буржуазного и создание советского государственного аппарата…………………………………………………………………………..6
Учредительное собрание…………………………………………………11
Глава 2. Правовая политика Советского государства (1917-1920 гг.)………..15
2.1. Формирование советского права. Конституция РСФСР 1918 г………...15
2.2. Создание и развитие системы правоохранительных и репрессивных органов……………………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников и литературы…………………………...31
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Создание советского государства и права в первый период после Великой Октябрьской социалистической революции…………………………6
Глава 2. Правовая политика Советского государства (1917-1920 гг.)………..15
2.1. Формирование советского права. Конституция РСФСР 1918 г………...15
2.2. Создание
и развитие системы правоохрани
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы…………………………...31
Введение
Актуальность темы. Радикальные реформы и процесс создания правового государства в настоящее время нуждаются в фундаментальном и объективном обобщении опыта государственного строительства на территории России. В связи с этим значительный интерес представляет изучение особенностей становления советского законодательного права.
Законодательство является важнейшей функцией любого государства. Более того, его изучение позволяет выявить своеобразный "код", отражающий сущность политического режима.
Довольно длительное время идеологическая конъюнктура серьезно препятствовала комплексному и объективному исследованию советского права. Анализ советского законодательства первых двух десятилетий функционирования Советского государства, особенно периода военного коммунизма, со всей очевидностью показывает, что вновь создаваемое советское право отличалось рядом принципиальных особенностей, которые в той или иной мере сохраняют свое значение и по настоящее время. В нем отрицалась преемственность с предшествующими типами права и прежде всего — с дореволюционным русским правом. Первые декреты советской власти показали, что партия и пролетариат намерены создать свое, принципиально иное право. Ставилась также задача «совершенно уничтожить, смести до основания весь старый суд и его аппарат» .
По этой причине, наряду со старыми, действительно реакционными правовыми положениями, были отброшены те институты, процедуры, структуры, которые, несомненно, принесли бы пользу народу.
Тем временем современное российское право несёт в себе множество черт советского права. Это нужно четко осознавать, так же как и то, что в этом наследии прошлого имеются как негативные, устаревшие и не оправдавшие себя, неприемлемые для дальнейшего развития трудового права черты и особенности, так и немало положительного, представляющего в глобально-историческом смысле социальные достижения нашей страны, многих ушедших поколений россиян, бесценный опыт (как положительный, так и отрицательный), выстраданный путем проб и ошибок, который необходимо тщательно изучать и правильно оценивать для того, чтобы, с одной стороны, не повторять ошибки и заблуждения прошлых поколений, а с другой максимально использовать все ценное и положительное, что имеется в истории российского права как дореволюционного, так и послереволюционного периодов.
В 90-е годы в публицистической и даже научной литературе стала заметна некоторая тенденция отрицания прошлого опыта. Но отдельные проблемы, возникающие у советского государства в области правовых отношений, актуальны и сегодня.
Поэтому, чтобы не допустить аналогичных ошибок, необходимо более подробно изучить богатейший предыдущий опыт кодификационной работы государственных органов советской власти и практику ее применения. Этим и обусловливается актуальность обращения к изучению становления правовой системы советского государства.
Целью данной работы является изучение процесса становления советского права как составной части российского законодательства.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Объектом исследования работы является функционирование законотворческого механизма советского государства.
Предметом исследования — особенности формирования и развития советского права.
Степень изученности
темы. Важнейшей вехой в изучении
советской государственности
Самой значительной работой представителя "старой школы" явилась книга К.А.Архипова "Закон в Советском государстве". Автор обратил внимание на использование отдельных элементов дореволюционного законодательства в первые годы Советской власти и "юридический релятивизм" Ленина. Кроме того, предпринята попытка изучения деятельности законодательных органов
Среди представителей
историко-правового
Глава 1. Создание Советского государства и права в первый период после Великой Октябрьской Социалистической революции
1.1 Слом временного
буржуазного и создание
Первая задача любой революционной власти – предотвратить ее ликвидацию военным путем, пока она не оформилась и не получила минимума поддержки населения. Самый опасный период – первые часы и дни, когда даже информация о взятии власти еще не распространилась в обществе. Сразу же после 25 октября 1917 года Советской власти пришлось отражать наступление на Петроград войск Керенского – Краснова, а в самом Петрограде ликвидировать выступление юнкеров. Эти контрреволюционные выступления не были успешными, в них был виден упадок сил и духа всего проекта Временного правительства, исчерпавшего свой потенциал.
Но со всей остротой встала перед новым государством проблема выхода из мировой империалистической войны. Еще летом 1917 г. стало очевидно, что после разрушения государственности царской России продолжать войну было нельзя. Взяв власть под лозунгом «мира без аннексий и контрибуций», Советы начали переговоры о мире, и 3 марта 1918 г. был подписан грабительский Брестский мирный договор с Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией (с аннексиями и контрибуциями)1.
На фоне непрерывного возникновения и решения критических, угрожающих полным крахом срочных проблем началось становление нового государства.
Аппарат государства царской России в основном был сломан Февралем. Новый порядок еще не сложился, его заменяли «временные конструкции», т. к. вожди либерально-буржуазной революции заняли позицию «непредрешенчества». Временному правительству пришлось, однако, нарушить этот принцип, объявив 1 сентября 1917 г. Россию республикой, то есть присвоив себе функции законодательного собрания.
Согласно любой теории революции, это «непредрешенчество» было принципиальной ошибкой. Отсутствие у революционеров воли к государственному строительству немедленно ведет к распаду страны и утрате власти. С точки зрения государственного порядка, Советы взяли на себя власть, когда в России во многих системах царил хаос, а другие находились на грани хаоса. Это создавало для новой власти огромные срочные трудности в жизнеобеспечении страны, но в то же время облегчало государственное строительство, поскольку сопротивление старых структур было ослаблено.
Процессы слома буржуазного государственного аппарата и создания нового были взаимосвязаны. Для советского государственного строительства было характерно абсолютное недопущение разрывов непрерывности в наличии власти. Проявившееся в эпоху становления советского строя «чувство государственности» (иногда даже говорят об «инстинкте»), причем на всех, даже низовых уровнях власти, а также сложившаяся во многом стихийно, из обыденного здравого смысла, доктрина государственности – особая глава истории русской культуры.
Для самого первого периода (между Октябрем и гражданской войной) отметим следующие характерные моменты:
– Невероятный по обычным (особенно по нынешним) меркам объем проведенной теоретической, аналитической и практической работы по конструированию и созданию форм и процедур государства и права.
– Высокая динамичность концептуальной мысли, быстрота принятия решений и проведения их в жизнь, эффективные и быстродействующие обратные связи с социальной практикой.
– Системное видение задач государственного строительства, верное различение фундаментальных и временных (а также чрезвычайных) структур, эффективное сочетание волевых решений с самоорганизацией, умелое использование неформальных структур власти и авторитета2.
Учитывая материальные и кадровые возможности Советского государства в первый период, историки оценивают проделанную им работу как не имеющую прецедентов. В качестве аналога для сравнения берется обычно государственное строительство во время Великой Французской революции, однако условия несравнимы. Во Франции буржуазия, финансовая олигархия и интеллектуальная элита поддержали революцию, обеспечив ее деньгами и кадрами, а в России после Октября были ее противниками. Во Франции революция произошла при достаточно благополучном состоянии экономики, так что новая власть поначалу не стояла перед угрозой краха всей системы жизнеобеспечения страны; в России Советы приняли власть в условиях крайней разрухи, с необходимостью остановить катастрофу.
Съезд, представленный делегатами 402 Совета страны, сразу приобрел характер законодательного органа. Он начал свою работу в 22 часа 40 минут 25 октября 1917 г. К началу съезда прибыло 560 делегатов (сумели зарегистрироваться 517), среди них 250 большевиков, 159 эсеров, 60 меньшевиков, 26 от мелких партий и 22 беспартийных.
В это время в стране существовало две системы Советов: Советы рабочих и солдатских депутатов и Советы крестьянских депутатов. Крестьяне были представлены на съезде через представителей 19 крестьянских Советов, 119 объединенных Советов, солдаты в Советах были в основном крестьянами. Почти все национальные окраины России прислали своих делегатов: Украина 100, Прибалтика 26, Белоруссия 15, Закавказье 12, Северный Кавказ 9, Средняя Азия 5, Бессарабия 3. Во время съезда фракция эсеров раскололась на правых и левых (98 человек). Лидеры и часть рядовых членов партий правых эсеров, меньшевиков и Бунда ушли со съезда. Но прибывали новые делегаты, и к окончанию работы съезда их было 625 (390 большевики, 179 – левые эсеры).
В первом же документе съезда – обращении «К рабочим, солдатам и крестьянам» – говорилось, что»… съезд берет власть в свои руки», а Временное правительство низложено. Съезд постановил, что власть на местах переходит к Советам рабочих и крестьянских депутатов. Таким образом, съезд юридически оформил Республику Советов. Съезд принял два важных декрета: «О мире» и «О земле». Всем воюющим народам и их правительствам предлагалось немедленно заключить перемирие и начать переговоры о справедливом, демократическом мире.
Съезд избрал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет – высший орган власти в период между съездами, в составе 101 человека, среди которых было 62 большевика и 29 левых эсеров. Рабочим органом ВЦИК являлся его Президиум, который готовил материалы для заседаний ВЦИК. Пытаясь найти компромисс всех левых сил, Съезд постановил, что ВЦИК может быть пополнен представителями групп, ушедших со съезда.
15 ноября 1917 г. произошло слияние ВЦИК, избранного II Всероссийским съездом рабочих и солдатских депутатов, с Исполнительным комитетом (108 чел.), избранным на Чрезвычайном Всероссийском крестьянском съезде. Это значительно укрепило позиции новой власти. Объединенное заседание этих ЦИКов и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов единогласно подтвердили законы о земле, о мире и закон о рабочем контроле, принятый ВЦИК3.
1 ноября 1917 г. ВЦИК принял резолюцию по вопросу об условиях соглашения с другими партиями: признание ими программы Советского государства, выраженной в декретах о земле, о мире и о рабочем контроле; признание необходимости борьбы с контрреволюцией (Керенский, Корнилов, Каледин); признание II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов единственным источником власти и ответственность правительства перед BЦИK. Важным документом конституционного типа была принятая 3 января 1918 г. ВЦИКом «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Она определила географические рамки компетенции Советского государства (Россия) и тип государства (Советская республика).
II Всероссийский съезд Советов постановил образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, именуемое Советом Народных Комиссаров (CНK). Левые эсеры отказались войти в состав СНК. После объединения ЦИКов левые эсеры вошли в состав СНК и получили ряд важных портфелей. После заключения Брестского мира, в марте 1918 г. они вышли из состава СНК, но остались в ВЧК.
Правительство возглавил В.И. Ленин, наркомом по иностранным делам стал Л.Д. Бронштейн (Троцкий), наркомом по внутренним делам А.И. Рыков, председателем комиссариата по делам национальностей И.В. Джугашвили (Сталин). Создание аппарата наркоматов сильно осложнялось массовым саботажем чиновников прежних министерств и отсутствием кадров. С декабря 1917 г. для решения мелких вопросов с целью разгрузить СНК созывалось совещание заместителей наркомов, которое впоследствии именовалось Малым Совнаркомом (его предшественником была т.н. «вермишельная комиссия», которая занималась текучкой).
4 ноября 1917 г. ВЦИК принял резолюцию о праве СНК издавать неотложные декреты в рамках общей программы Всероссийского съезда Советов. Таким образом три органа были наделены законодательными полномочиями: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК4.
Информация о работе Правовая политика Советского государства (1917-1920 гг.)