Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:15, курсовая работа
Целью работы является анализ сущности, выявление роли и значения таких явлений как федерация и федерализм.
В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие конкретные задачи:
выявить сущность понятий федерализм и федерация;
произвести соотношение понятий федерация и федерализм;
определить основные федеративные модели;
определить основные виды федераций;
охарактеризовать принципы построения федераций;
произвести сравнение американской и российской модели федерализма
Введение…………………………………………………………………........3
Глава 1. Федерация и федерализм
Федерация и федерализм: понятие и соотношение.............................6
1.2. Принципы построения федераций......................................................14
Глава 2. Классификация федераций и федерализма
2.1. Виды федераций и модели федерализма..............................................22
2.2. Американская и российская модель федерализма: сравнительный аспект………………………………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………...38
Список использованной литературы…………………………………..41
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Федерация и федерализм
1.2. Принципы построения федераций.....................
Глава 2. Классификация федераций и федерализма
2.1. Виды федераций и
модели федерализма............
2.2. Американская и российская
модель федерализма: сравнительный аспект………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………..41
Введение
На протяжении многих десятилетий
не теряют своей актуальности в теоретическом
и практическом плане проблемы административно-
Все вышеизложенное предопределило выбор темы и актуальность настоящего исследования.
Объектом исследования являются такие общественно-правовые явления как федерация и федерализм.
Предметом исследования выступают такие аспекты изучения федерализма и федерации как их виды и модели, их соотношение, принципы построения федераций.
Целью работы является анализ сущности, выявление роли и значения таких явлений как федерация и федерализм.
В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие конкретные задачи:
Характеризуя состояние научной разработанности темы необходимо подчеркнуть, что отдельные ее аспекты изучались представителями различных наук – политологами, философами, правоведами, социологами, экономистами, специалистами других направлений, что вполне оправдано комплексным характером проблемы. Необходимо прежде всего отметить значимость исследований, посвященных общей теории федерализма, основным параметрам развития федеративных отношений, выявлению их особенностей на федеральном и региональном уровнях.
Полезным для исследования в историческом контексте было изучение взглядов и представлений на федеративное устройство и федерализм, изложенных в трудах отечественных мыслителей и ученых: декабристов, Бакунина М.А., Гумилева Л.Н., Данилевского Н.Я., Златопольского Д.Л., Ковалевского М.М., Костомарова Н.И., Кропоткина П.А., Кутафина О.Е., Ненарокова А.П., Семигина Г.Ю., Черепнина Л.В., Чичерина Б.Н., Ященко А.С.
Теоретической основой исследования послужили работы отечественных исследователей, изложенных в коллективных монографиях и персональных трудах.
Речь идет о таких авторах, как Абдулатипов Р.Г., Авакьян С.А, Аринин А.Н., Бабурин С.Н., Валентей С.Д., Глигич-Золотарева М.В., Добрынин Н.М., Иванов В.Н., Конюхова И.А., Панкевич Н.В., Пастухов В.Б., Осипов Г.В., Столяров М.В., Черепанов В.А. В них нашли отражение концептуальные взгляды авторов на сущность федерации и федерализма.
Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников
Глава 1. Федерация и федерализм
1.1.Федерация и федерализм: понятие и соотношение
Для современной юриспруденции
весьма актуальным является как
определение сущности дефиниции
«федерация», «федерализм», так и
анализ соотношения между этими
двумя категориями. Современная
наука обосновывает различные подходы
к дефиниции «федерация». При
этом термин «федерация» может обозначать
самые различные
Многие авторы дают определение федерации как союза (объединения) государственных образований, а то и государств. Так, например, В. Любащиц считает, что «федерация… представляет собой союзное государство, состоящее из множества (как, например, Россия и США) или нескольких (Канада) государственных образований, обладающих определенной степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Она органически сочетает в себе преимущества государственного единства со сбалансированной самостоятельностью членов. Здесь то, что называется «общей волей», служащей в качестве некоей невидимой оси государства, вырабатывается как бы из двойного источника – волеизъявления всех ее граждан, с одной стороны, и государств-членов – с другой».2
Ещё ряд авторов обосновывает
понимание федеративного
С точки зрения Н.И. Глазуновой, «федеративное государство, или федерация, – одна из основных форм организации государства, сложная структура которой состоит из нескольких государств или государствоподобных образований, обладающих конституционно закреплённой политической самостоятельностью вне пределов и полномочий общего государства в целом».4
С точки зрения М. Баглая, «федеративное государство – более сложное государство, чем унитарное. Составные части этого государства, именуемые субъектами федерации, обладают известной политической самостоятельностью. Им присущи определённые признаки государства».5
Э. Тадевосян считает, что «федерация…– одна из основных форм политико-территориальной организации государства, сложная структура которой состоит из двух или более государств или государственно-подобных образований (штатов, провинций, земель), обладающих конституционно закрепленной политической самостоятельностью вне пределов прав и полномочий общего государства в целом».6
Наиболее последовательно
концепцию федерации как
Таким образом, Перевалов
обосновывает концепцию
Но подобные концепции довольно уязвимы для критики. По нашему мнению:
1. Понимание федерации
как совокупности государств
или государствоподобных
Что же касается государствоподобных образований, то наука не выработала даже чёткого подхода к данной дефиниции. Фактически в рамках государствоведения приводится только один пример государствоподобного образования – это государство Ватикан;
2. Признание субъектов
федерации государствами
«В федерациях, основанных
на союзе государств-членов, суверенитет
исторически может
Таким образом, мы ставим под сомнение трактовку федеративного государства как объединения государств или государствоподобных образований.
Другая группа концепций
определяет федерацию через его
структуру, и специфику по сравнению
с иными формами
В.Н. Лысенко понимает под
федерацией такое «устройство политической
системы государства, где суверенная
воля народа находит своё воплощение
в конституционном или
М. Марченко вообще считает, что наиболее продуктивным является путь «решения вопроса об определении понятия федерации с помощью выделения и анализа её специфических признаков, её черт».13
В целом это адекватная
концепция, которая может быть
использована при анализе
Обобщая вышеназванные концепции,
можно прийти к выводу, что под
федерацией следует понимать сложное
государство, административно-
Наряду с понятием «федерация», выделяется и понятие «федерализм». Существуют различные подходы к пониманию данной дефиниции. Одни авторы определяют федерализм как одну из характерных черт и проявлений государственного управления и их структур.
Так, Н. Глазунова считает,
что «федерализм – это
С точки зрения Глазуновой, к сущностным признакам федерализма относятся: государствоподобный характер объединённых в единое государство территориальных единиц – субъектов федерации; конституционное разграничение компетенций между ними и центром; недопустимость изменений границ без их согласия. К основным признакам федерализма относятся: добровольность объединения государств и подобных образований в единое государство; принятие федеральных конституций и конституций субъектов федерации; однопорядковый конституционный статус субъектов федерации и их равноправие; конституционно-правовые разграничения суверенитета федерации и суверенности её субъектов; общие территория и гражданство; единая денежная и таможенная системы, федеральная армия и другие институты государства, обеспечивающие его безопасное существование и функционирование. С точки зрения Р. Натана, «федерализм – это такая форма организации правительства, которая стремится примирить региональное разнообразие с определённым уровнем коллективного единства и делает это таким путём, при котором региональные правительства играют вполне определённую роль». 15