Правовое государство,его основные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – охарактеризовать правовое государство и выявить основные его черты и признаки.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть этапы развития идеи правовой государственности;
раскрыть понятие правового государства, его сущность и признаки;
соотнести понятие правового государство и государства социального, гражданское общество и правовое государство;

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое государсто и его основные черты.docx

— 38.43 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Понятие правового государства  занимает центральное место не только в теории государства и права, но и в политологии, социологии права. Идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей нескольких столетий превратилась в стройную теорию, а впоследствии практически воплотилась в ряде стран мира.

Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Основополагающими качествами правового государства являются признание и защита прав и свобод человека и гражданина, верховенство правового закона, организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

Общественным сознанием правовое государство воспринимается как  такой тип государства, власть которого основана на праве, правом ограничивается и через право реализуется.

Цель работы – охарактеризовать правовое государство и выявить  основные его черты и признаки.

Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • рассмотреть этапы развития идеи правовой государственности;
  • раскрыть понятие правового государства, его сущность и признаки;
  • соотнести понятие правового государство и государства социального, гражданское общество и правовое государство;

 

1. Правовое государство:  история идей и современность

 

    1. Идея правой государственности в истории политико-правовой мысли

 

Человечество с древнейших времен ищет оптимальные формы соотношения  личности и государства, сочетания  их интересов. Интересы личности всегда должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять высший закон для государства.

Однако практика далеко не всегда достигала таких высоких идеалов  и обычно останавливалась на более  низких устремлениях – выгоде для  государства, отдельных слоев, облеченных публичной властью. Еще Аристотель выделял такие два рода правления, при котором один из них направлен к выгоде правителя, а другой – к интересам подданных, общества.

С возникновением государства значительная часть людей оказалась неудовлетворенной  тем, что данный социальный институт использовался не всегда в общественных интересах, что его сила, энергия, власть употреблялись не на общее благо, а в корыстных целях узкого круга лиц, групп, классов.

Любая власть, и главным образом  государственная, не знает собственных  границ, всегда стремится к неограниченному  расширению властного пространства, что ведет, как правило, к ущемлению  интересов личности.

Именно через право (а точнее, через такую его форму, как  закон) предоставлялось больше всего  возможностей выразить и осуществить  общественные интересы, именно право, в отличие от других социальных норм (морали, обычаев, традиций, религиозных  норм и т.п.), носило формально определенный (письменный) характер и могло детально регламентировать компетенцию органов  государства, что облегчало контроль со стороны общества за деятельностью  чиновников. Все эти качества послужили  той объективной основой, которая  позволила использовать право в  виде своеобразного «лекарства»  от злоупотреблений властью со стороны  государства.

Идея утверждения права в  общественной жизни родилась в тот  период истории человечества, когда  начали возникать первые государства. Древнейшие памятники письменности отразили процесс имущественного и  социального расслоения первобытных  коллективов и возросшую вследствие этого потребность в нормативно-властном упорядочении общественных отношений. Они зафиксировали, как на смену  первобытной организации власти пришло государство и что само его формирование потребовало проведения законодательных реформ, положивших начало правовой регламентации механизма  государственного управления. С момента  своего возникновения право, таким  образом, выступает не только инструментом воздействия на общественные отношения, но и средством обеспечения нормального  функционирования государственной  власти. Для того чтобы упорядочить  социальные отношения с помощью  права, государство должно было конституировать  себя законодательным путем.

Еще Платон писал: «Я вижу близкую  гибель того государства, где закон  не имеет силы и находится под  чьей-либо властью. Там же, где закон  – владыка над правителями, а  они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству  боги». Аналогичные взгляды развивались  Аристотелем: «Там, где отсутствует  власть закона, нет места (какой-либо) форме государственного строя. Закон  должен властвовать над всеми...»  Согласно Цицерону, государство есть дело народа как соединение «многих  людей, связанных между собой  согласием в вопросах права и  общностью интересов». Право же является, по его мнению, необходимым конституирующим  источником государственности вообще.

В теоретически развитом и развернутом  виде учения о правовом государстве  были оформлены гораздо позже  – в условиях борьбы против феодального  произвола и абсолютистского  деспотизма, в период буржуазных революций  и утверждения нового строя. Базируясь  во многом на античных источниках, такие  мыслители, как Ш. Монтескье, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.Ж Руссо, А.Н. Радищев и  другие, вывели проблему соотношения  государства и права на светский уровень, освободили ее в значительной части от религиозного мировоззрения.

Философская основа теории правового  государства была сформулирована И. Кантом, который рассматривал государство  как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам», и  считал, что законодатель должен руководствоваться  требованием: «Чего народ не может  решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа».

Учение И. Канта оказало огромное воздействие на последующее развитие концепции правового государства. Под влиянием его идей в Германии сформировалось представительное направление, среди сторонников которого были Р. Моль, В. Велькер, Р. Гнейст и др. Благодаря  их трудам идеи правового государства  обрели терминологическую определенность и получили широкое распространение.

Теория правового государства  вовсе не застывшая догма. Она  развивается и сегодня, постоянно  наполняясь новым содержанием по мере накопления в истории человечества правовых и нравственных традиций и  политического опыта. Вместе с тем  следует помнить, что в юридической  науке никогда не существовало, не существует и сейчас единой общепризнанной концепции правового государства. Она может обосновываться и разрабатываться  с разных мировоззренческих позиций, в рамках различных типов правопонимания, отражать реалии различных национальных политических и правовых систем и  т.д.

 

1.2 Современное понимание концепции правого государства

 

В основе современных концепций  правового государства лежат  идеи немецкого философа И. Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа  Шарля Луи Монтескье (1689-1755гг.) и  других европейских просветителей  ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами.

Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVIII-XХ веков включает следующие важнейшие положения:

- разделение властей на  законодательную, исполнительную  и судебную;

- верховенство правового  закона;

- взаимную ответственность  личности и государства;

- доминирование обще дозволительного  типа правового регулирования  в соответствии с юридическим  принципом «дозволено все, что  не запрещено законом»;

- установление реальных  гарантий прав и свобод личности.

Суть правового государства  не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов, и то и другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть государства правового – именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности.

В наиболее развитом буржуазно - демократическом виде концепция  правового государства является социальной ценностью всего человечества, удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское общество.

Среди обширного комплекса  институтов, характерных для развитого  государства в условиях демократии, необходимо, в частности, указать  на такие:

- мандат народа на осуществление  власти, прежде всего путем формирования  представительных органов, выполняющих  законодательные и контрольные  функции;

- наличие муниципального самоуправления;

- подчиненность всех подразделений власти закону;

- независимое и сильное правосудие;

- наличие государственной власти в отдельных блоках, включая исполнительную власть.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свобод человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделении законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права  и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

Сегодня можно выделить следующие  признаки правового государства:

  1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
  2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на: законодательную, исполнительную и судебную.
  3. Взаимная ответственность личности и государства.
  4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.
  5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.
  6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических  прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие «правовое  государство» - это фундаментальная  общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права  человека, политические и экономические  свободы, либерализм и другие.

 

2. Общая характеристика  правового государства

 

2.1 Правовое государство: понятие,  признаки, сущность

В идее правового государства можно  выделить два главных элемента:

1) свободу человека, наиболее полное  обеспечение его прав;

2) ограничение правом государственной  власти.

В философском смысле свобода может  быть определена как «способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной  необходимости. В правовом государстве  в отношении человека надо создавать  условия для его юридической  свободы, своеобразный механизм правового  стимулирования, в основе которого лежит принцип «не запрещенное  законом дозволено».

Права человека как главное звено  правового режима стимулирования для  индивида есть источник постоянного  воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании.

Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они могут только в одной «связке». Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними – истинно правовыми.

Именно в связывании, ограничении  правом государства и заключается  сущность правового государства. Здесь  право выступает как антипод  произвола и как барьер на его  пути. Ведь поскольку политическая власть (особенно и главным образом  власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному  превышению, попранию прав человека.

Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия  со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов  граждан. Поэтому в условиях демократии право как бы «меняется местами» с государством – утверждается верховенство первого: и право возвышается  над государством.

Информация о работе Правовое государство,его основные черты