Проблемы кодификации законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 17:37, контрольная работа

Краткое описание

Радикальная реформа экономического и политического строя России привела к существенным изменениям в законодательстве. Оно находится в постоянном развитии, изменилось его содержание, значительно возросло количество, а вместе с ним и противоречивость нормативных правовых актов. Наряду с объективными причинами, вызванными переходным состоянием законодательства, влияющими на качество нормативных правовых актов, следует назвать и субъективные: неупорядоченность правотворческого процесса, его хаотичность, отсутствие в нем системности.

Содержание

Введение
1. Кодификация. Виды кодификационных актов
2. Анализ состояния кодификации законодательства РФ
3. Решение проблем кодификации путем систематизации законодательства по определенной схеме
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

кодификация.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Поволжский  государственный  технологический университет

 

 

Кафедра управления и  права

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Основы  права»

на тему «Проблемы кодификации законодательства»

 

 

 

 

 

выполнила ст. гр. ЗГМУб-11вв

Шивоева Т.Л.

проверила доцент

Малышева Н.А.

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

1. Кодификация. Виды  кодификационных актов

2. Анализ состояния  кодификации законодательства РФ

3. Решение проблем  кодификации путем систематизации  законодательства по определенной схеме

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Радикальная реформа  экономического и политического  строя России привела к существенным изменениям в законодательстве. Оно  находится в постоянном развитии, изменилось его содержание, значительно возросло количество, а вместе с ним и противоречивость нормативных правовых актов. Наряду с объективными причинами, вызванными переходным состоянием законодательства, влияющими на качество нормативных правовых актов, следует назвать и субъективные: неупорядоченность правотворческого процесса, его хаотичность, отсутствие в нем системности. Проекты нормативно-правовых актов, в том числе и федеральных законов, готовятся порой наспех, под внезапно возникшую "идею", законотворчество стало формой самовыражения. Предлагаемые законопроекты детально не продумываются, не обеспечивают необходимой полноты и комплексности правового регулирования. Следствием этого является множественность законодательных актов [1].

Существенные недостатки имеют и подзаконные нормативно-правовые акты. При подготовке проектов актов Президента Российской Федерации не всегда учитывается необходимость четкого их разграничения на указы и распоряжения, тогда как между этими видами правовых актов имеются существенные различия. Осложняет ситуацию и несвоевременное принятие решений о привидении действующих нормативно-правовых актов в соответствие с позднее принятыми законодательными актами, устранении дублирования и имеющихся в них противоречий. Вследствие этих и других недостатков нормативный массив перегружен "неработающими" актами и в то же время имеет множество пробелов, что затрудняет правовое регулирование и пользование нормативно-правовыми актами.

Для упорядочения системы  федерального законодательства, нормативно-правового  массива необходим более взвешенный подход к правотворчеству. Правовое регулирование необходимо совершенствовать не за счет увеличения количества принимаемых актов, а посредством улучшения их качества [12].

Чтобы во всей массе действующих  и изменяющихся источников российского права оперативно находить нужные нормы, государственные органы, должностные лица предприятия, организации, да и граждане, имеющие дело с нормативными актами, вынуждены постоянно проводить работу по приведению нормативных актов в единую, более или менее упорядоченную систему. Подобного рода деятельность и охватывается понятием систематизации нормативно-правовых актов. Систематизация нормативно-правовых актов - это их упорядочение, приведение в единую (более или менее сложную) систему.

Своеобразие видов систематизации нормативно-правовых актов обусловливается особенностями предмета правового регулирования, их местом в системе юридических актов России, а также объемом нормативно-правового материала, который подвергается упорядочению.

Современная правовая практика знает и использует три способа систематизации нормативно-правовых актов:

1) сбор государственными  органами, юридическими лицами нормативных  актов, необходимых для их деятельности;

2) издание различного  рода сборников законов и иных  нормативных актов;

3) объединение совокупности  мелких актов, изданных по одному  или нескольким взаимосвязанным  вопросам в один, укрупненный  акт.

Сообразно названным  способам систематизации нормативных  актов выделяют ее четыре относительно самостоятельные вида; учет, инкорпорацию, консолидацию, кодификацию [10].

Как разновидность систематизации учет законодательства и иных нормативно-правовых актов представляет собой деятельность по их сбору, хранению и поддержанию  в контрольном состоянии, а также  по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет.

Учет осуществляется практически всеми государственными органами и юридическими лицами для  удовлетворения собственных потребностей в правовой информации либо в коммерческих целях, для обеспечения правовой информацией иных субъектов.

Систематизация нормативно-правовых актов в форме инкорпорации выражается в подготовке и издании разного  рода сборников (собраний) таких актов. В отличие от учета, осуществляемого государственными органами и юридическими лицами для собственных потребностей, инкорпорация проводится с целью обеспечения самого широкого круга субъектов текстами законов и иных нормативно-правовых актов.

Инкорпорация нормативно-правовых актов прямо и непосредственно связана с их учетом, поскольку базируется на определенном, максимально полном фонде соответствующих актов и поисковой системе, способной обеспечить нахождение всех необходимых актов. Ибо первой задачей инкорпорации является подготовка перечня актов, из которых должен состоять подготавливаемый сборник.

Прежде чем поместить  нормативно-правовой акт в сборник, нужно осуществить его внешнюю  обработку:

удалить из текста отдельные  статьи, пункты, абзацы, утратившие силу, и, наоборот, включить в него все последующие изменения, дополнения с указанием реквизитов актов, внесших такие изменения или дополнения;

исключить из акта те его  части, которые не содержат нормативных  предписаний, сделав отметки о причинах отсутствия в тексте таких его  частей;

в целях экономии убрать сведения о лицах, подписавших нормативный акт.

Такая внешняя обработка  нормативно-правовых актов, однако, не затрагивает их нормативного содержания. Сами нормы права не претерпевают никаких изменений и инкорпорируются  в том виде. в каком они действуют на момент их систематизации. При этом полностью сохраняются реквизиты нормативно-правовых актов, даже нумерация пунктов, абзацев [7].

Именно этот признак - сохранение неизменным нормативного содержания акта - составляет основное отличие инкорпорации от консолидации и кодификации как более сложных в творчески-организационном плане видов систематизации. Результаты инкорпорации могут выражаться в виде сборника законов, иных нормативных актов, собрания законодательства или свода законов.

На сегодняшний день существует единственный официальный акт, определяющий систематизацию российского законодательства, - это общеправовой классификатор отраслей законодательства, утвержденный Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2171 "Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства". Классификатор постоянно претерпевает изменения, и его очередная редакция ежегодно публикуется в первых номерах Собрания законодательства Российской Федерации [9].

Общеправовой классификатор  необходим как:

основа систематизации и кодификации законодательства;

прикладной инструмент поиска норм права или нормативных  актов;

информация потребителям (пользователям) о системе и структуре  законодательства;

своеобразный стандарт для построения иных, более частных, производных классификаций нормативного материала в зависимости от потребностей пользователей;

средство анализа действующего законодательства;

необходимый элемент  правового образования;

база совершенствования  законодательства.

Множественность нормативных  актов преодолевается путем их сведения в один укрупненный акт. Такой прием систематизации называется консолидацией. Новый укрупненный акт полностью заменяет вошедшие в него нормативные акты, поскольку заново принимается компетентным правотворческим органом и имеет собственные официальные реквизиты: наименование, дату принятия, номер акта и подпись должностного лица.

Консолидация нормативных  актов достаточно широко используется в правотворческой деятельности в целях упорядочения нормативных  актов по вопросам управления народным хозяйством, налогообложения, административной ответственности, словом, везде, где можно свести воедино десятки, а то и сотни разрозненных нормативных предписаний без изменения их содержания.

Кодификация значительно  отличается от всех названных, видов систематизации и представляет собой совершенно особую содержательную форму упорядочения нормативного материала [8].

Чтобы знать, какие нормативные  акты действуют, какие в них внесены  изменения, дополнения, в тексты актов, взятых на учет, вносятся сведения о всех их последующих изменениях и дополнениях, иначе говоря, они поддерживаются в контрольном состоянии.

Кодификация представляет собой такую форму систематизации, с помощью которой "обеспечивается системное нормативное регулирование  одного вида общественных отношений путем создания единого, юридически и логически цельного, внутренне согласованного нормативного акта, выражающего содержательную и юридическую специфику структуры обособленных подразделений системы права". Таким образом, кодификация - создание из нескольких нормативных правовых актов одного нормативного правового акта.

 

  1. Кодификация. Виды кодификационных актов

 

В кодификации необходимо различать два аспекта. Прежде всего. унификация-это деятельность государства  в лице высших органов государственной власти по совершенствованию законодательства. Важное значение здесь имеют принципы деятельности, а также те цели, к которым стремится законодатель. Но кодификация-это и результаты кодификационной деятельности, издание, переработка, дополнение нормативных актов [9].

В кодификации выделяют две основные черты. Первая черта - внесение тех или иных изменений в регулирование  общественных отношений по существу. Вторая черта - в результате кодификации  создается сводный акт. Неотъемлемое свойство кодификации то, что в ее ходе "объединяются и укрупняются связанные между собой правовые акты", что она осуществляется "в целях. создания нового объединенного законодательного акта" [6].

Законодатель прежде всего преследует важные общественные цели, определяющие основное содержание нормативных новелл, основах и кодексах. Конкретная направленность этих целей устанавливается под влиянием экономических, политических и других условий, характерных для того или иного этапа развития государства. При кодификации законодатель ставит перед собой и сугубо правовые цели, каждый раз наполняющиеся таким содержанием, которое соответствует социальным целям кодификации. Правовыми целями кодификации являются: упорядочение нормативной основы права, улучшение структуры нормативных актов, совершенствование их логики, стиля, языка.

Упорядочение нормативной  основы права предполагает объединение  многочисленных актов в крупные  сводные акты, согласование норм по держанию, преодоление противоречий, возникающих между отдельными институтами  и отраслями, логическое развитие одних институтов или вместе с другими в рамках единой правовой системы.

Потенциал осуществления  права зависит от ряда факторов. В условиях, когда постоянно возрастают объем и сложность общественных отношений, субъектом которых является человек, исключительное значение приобретает доступность нормативного материала. Следовательно, законодатель должен обеспечить доступность, в том числе кодификационными методами. В процессе кодификации используются следующие способы: совершенствование формы выравнивания правовых предписаний, упрощение структуры (системы).

Отмеченный во введении недостаток консолидации - ее неспособность  менять содержание правового регулирования - в правотворчестве успешно преодолевается с помощью кодификации [14].

Подобно другим способам систематизации, кодификация обладает способностью упорядочивать действующее законодательство, делать его более компактным, согласованным, освобождать от фактически утративших силу и недействующих нормативных правовых актов. В процессе кодификации происходит поглощение значительной части актов действующего законодательства новыми, крупными актами сводного характера. Тем самым решается проблема "расчистки" законодательства от устаревших и малоэффективных актов. Например, в связи с принятием Кодекса об административных правонарушениях были признаны утратившими силу полностью или частично около тысячи ранее принятых нормативных актов.

Будучи подведением  известных "итогов" правового  регулирования, кодификация вместе с тем направлена на установление норм, имеющих целью удовлетворение новых потребностей общественной практики в правовом регулировании общественных отношений. Иными словами кодификация - это не только закрепление определенных, действующих норм и их систематизация, но и одновременно выработка новых правовых установлений, совершенствование законодательства по существу. Именно это свойство кодификации позволяет рассматривать ее в качестве одного из наиболее совершенных видов правотворческой деятельности.

Информация о работе Проблемы кодификации законодательства