Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:37, контрольная работа
Целью данной работы является изучение особенностей происхождения права и его влияние на формирование понятия права.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие права, проанализировать его характерные особенности и черты, отличающие его от других социальных норм.
2. Изучить различные концепции понимания права.
3. Исследовать концепции происхождения права.
Введение…………………………………………………………………………...3
§1. Понятие права…………………………………………………………………4
§2. Концепции понимания права………………………………………………...9
§3. Основные концепции происхождения права………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….20
Библиография………………………………………..…………………………...21
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Тульский государственный университет
Кафедра государства и права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
Теория государства и права
на тему:
«Происхождение и сущность права»
Выполнил____________
Проверил_____________
Тула 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
§1. Понятие права…………………………………………………………………
§2. Концепции понимания права………………………………………………...9
§3. Основные концепции происхождения права………………………………15
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………..…
Введение
Сложность, многосторонность, а нередко и внутренняя противоречивость права породили в течение его многовекового изучения множество различных определений и отражающих те или иные стороны данного явления суждений.
Наличие множества определений права, отражающих различные стороны правовой жизни и подходы к ней, само по себе следует рассматривать, несомненно, как явление положительное. Разнообразие точек зрения на проблему сущности права позволяет раскрыть наиболее важные его стороны и черты, увидеть право не только в статике, но и в динамике.
Однако множество определений права затрудняет понимание сущности права и его практическое применение.
Следовательно, актуальность данной темы заключается в том, чтобы на основе сформулированных в разное время определений права выработать наиболее приемлемое общее определение понятия права, пригодное «на все времена». Актуальность заключается также в том, что от понимания сущности права, его основных признаков, зависит практика его применения, законотворческий процесс.
Объектом исследования данной работы является проблема сущности и происхождения права, различные концепции и взгляды на понимание данной проблемы.
Предметом исследования является анализ исследований при рассмотрении понятия права, выявлении его характерных особенностей и черт, изучении различных теоретических концепций и взглядов на проблему происхождения права.
Целью данной работы является изучение особенностей происхождения права и его влияние на формирование понятия права.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие права, проанализировать его характерные особенности и черты, отличающие его от других социальных норм.
2. Изучить различные концепции понимания права.
3. Исследовать концепции происхождения права.
§1. Понятие права
Право представляет собой определенный вид социальных норм, то есть правил поведения. Кроме права в обществе существуют и другие социальные нормы, такие как нормы морали, нравственности, обычаи, традиции, правила хорошего тона, нормы общественных организаций. Все они регулируют поведение человека. Однако право имеет специфические черты, отличающие его от других социальных норм и характеризующие его сущность.
Сущность права состоит в том, что его нормы устанавливаются или санкционируются, то есть утверждаются государством, которое гарантирует их исполнение властной принудительной силой[1]. Нормы права могут также устанавливаться непосредственно самим народом в порядке референдума, либо в качестве правовых могут признаваться обычаи, религиозные или иные нормы. Но исполнение их всегда обеспечивается принудительной силой государства. Все другие социальные нормы не связаны с государством.
Однако связь права с государством, характеризующая его сущность не раскрывает всех черт и характерных особенностей. Поэтому, чтобы более полно понять право, необходимо рассмотреть его основные характеристики.
В условиях абсолютной монархии право закрепляет наследственную монархическую форму правления в государстве, полновластие царствующего монарха и бесправие поданных. В фашистских, авторитарных, тоталитарных государствах право регулирует общественные отношения в интересах правящей элиты, клана, запрещает свободные выборы, многопартийность, устанавливает суровую ответственность за нелояльное отношение к власти. В демократических государствах право, наоборот, определяет широкие права и свободы граждан, в том числе право на формирование государственных органов путем свободных выборов, разрешает многопартийность, включая существование оппозиционных партий и т.д.
В многонациональных государствах право призвано регулировать межнациональные отношения, а при существовании нескольких конфессий, соответственно, определяет межрелигиозные отношения.
У других социальных норм нет такой непосредственной связи с экономическими, политическими и иными реальными обстоятельствами. Например, нечестность, непорядочность, обман, насилие, неуважение других людей осуждается нормами морали и нравственности, как правило, при любом экономическом и политическом устройстве общества.
2. Право регулирует наиболее важные, главные общественные отношения, а именно: государственное устройство, порядок формирования и деятельности основных государственных органов, характер их взаимодействия[3]. Право также запрещает под угрозой наказания наиболее опасные и вредные для общества действия и поступки, такие, например, как убийства, свержение власти насильственным путем, хищения чужого имущества, то есть те отношения, от которых зависит устойчивость государственной власти, сохранение основных экономических и политических институтов государства, на определенное функционирование, безопасная жизнь граждан, общественное спокойствие.
Другие социальные нормы регулируют менее значимые социальные отношения, не имеющие столь важного значения для жизни общества. Например, согласно нормам морали принято уступать место в общественном транспорте пожилым людям и инвалидам. Однако невыполнение этого правила не грозит крупными социальными и государственными потрясениями, не причиняет обществу значительного вреда.
3. Право выражает волю и закрепляет интересы господствующего слоя, клана, элиты, которым принадлежит государственная власть[4]. В современных демократических государствах в праве выражается воля большинства граждан и сочетаются интересы различных слоев, классов, групп общества, которые и защищаются правом. Так, например, в демократическом государстве право закрепляет разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, определяет их полномочия, порядок деятельности, запрещает вмешательство одной ветви власти в дела другой, и, тем самым, не допускает захват одной властью всей полноты власти в государстве, устанавливает независимость судебной власти, предоставляет ей право проверять конституционность и законность деятельности законодательной и исполнительной власти, закрепляет выборность и подконтрольность народу основных органов государства[5].
В недемократических государствах право, наоборот, устанавливает принадлежность всей полноты государственной власти одному лицу, например, монарху, либо небольшой группе лиц, клану, одной партии, религии, закрепляет существование любых других государственных органов, неподконтрольных, неподчиненных центральной власти. Оно также закрепляет формирование ее высших органов независимо от воли населения, например, по наследству либо по решению религиозных или иных органов.
Таким образом, право является политизированным социальным явлением. Оно выражает и закрепляет политику, проводимую теми, кто осуществляет государственную власть. Эта политика может быть антинародной, направленной на ущемление его прав и интересов, либо, наоборот соответствовать им.
Другие социальные нормы политически более нейтральны. Они выражают либо общечеловеческие принципы честности, справедливости, добропорядочности, уважения других людей, либо призваны удовлетворять неполитические интересы членов какой-то общественной или иной организации и регулировать их отношения внутри этой организации.
4.Право представляет собой единую иерархичную, систематизированную и взаимосвязанную совокупность правовых норм[6]. Другие социальные нормы не имеют такой жесткой системы. Они разделены на обособленные и самостоятельные группы, относящиеся к различным видам общественных отношений (например, нормы морали, нравственности, культуры), к разным религиям, нациям, общественным организациям и могут иметь существенные различия.
С учетом изложенного можно сказать, что право современного демократического государства – это обусловленная материальными и социально-культурными обстоятельствами жизни общества, его социальным и национальным составом, традициями и обычаями воля большинства народа как результат сочетания индивидуальных, коллективных и общих интересов, выраженная в нормах права, содержащихся в письменных актах и являющихся общеобязательными, поддерживаемыми государством правилами поведения и деятельности юридических и физических лиц. При этом необходимо отметить, что если воля большинства народа, как осознанная направленность его деятельности, является содержанием права, то нормы права, то есть правила поведения, в которых выражается эта воля, представляют его форму.
В юридической науке выделяют два понимания права: объективное и субъективное.
Объективное право определяется как совокупность правовых норм, которая существует объективно и независимо от тех, на кого она распространяется[7].
Субъективное право – это право конкретного лица в конкретных условиях. Оно включает в себя: а) конкретные права данного субъекта права; б) соответствующие этим правам обязанности других людей; в) определенный порядок реализации гражданина в соответствии с имеющимися у него правами; г) субъективные права лица поддерживаются и защищаются государством[8].
Для человека большее значение имеет субъективное право, то есть совокупность конкретных прав, которые он может реально использовать в своей жизни и деятельности.
Некоторые современные ученые включают в право также правовую политику, принципы права, правосознание. Думается, что названные факторы относятся к социально-правовым явлениям, но не к праву, поскольку у них нет основных признаков права – нормативности, они не создаются субъектами правотворческой деятельности в процессе правотворчества, у них нет санкций, применяемых государством. Поэтому правовая политика, принципы права и правосознание, по моему мнению, не могут быть включены в систему правовых норм, образующих право.
§2. Концепции понимания права
Право – очень сложное социальное явление. Оно имеет много аспектов, которые характеризуют его с разных сторон. В связи с этим разные ученые различают несколько концепций социальной сущности и назначения права.
Различное понимание права объясняется несколькими объективными и субъективными причинами[9]:
1.Историческими условиями существования общества, происходящими в нем экономическими, политическими и другими явлениями, оказывавшими большое влияние на жизнь и сознание людей, в том числе и ученых-правоведов. Так, например, в рабовладельческом обществе признавалось вполне нормальным, когда один человек - рабовладелец мог продать, купить и даже убить другого человека – раба.
К основным концепциям понимания права относятся нормативистская, социологическая, психологическая, естественная, классовая, позитивистская и интегративная.
В нормативистской концепции право рассматривается как иерархия норм, в которой каждая верхняя или вышестоящая норма обусловливает существование нижестоящей. Самой верхней нормой является конституция. Далее идут законы и другие нормативные правовые акты. Юридическая сила и законность каждой нормы определяется вышестоящей нормой права, которая устанавливается и обеспечивается государством, которое само есть правовая организация, организованный правопорядок[10].
Положительными чертами данной концепции являются следующие: а) выделяется и подчеркивается основное свойство права – его нормативность; б) отмечается формальная определенность правовых норм, соблюдение которых исключает произвол и беззаконие; в) четкая фиксированность государственного принуждения; г) отражается действительное соотношение юридической силы различных норм, а именно: высшей юридической силой обладают конституционные нормы, затем идут правовые нормы, содержащиеся в законах, указах президента, постановлениях правительства и других нормативных правовых актах[11].