Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 17:28, курсовая работа
Цель данной работы – на основе исследования теории и практики изучить право как меру свободы личности. Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
Рассмотрены исторические аспекты, основные понятия прав человека и гражданина
Изучена система и гарантии прав свободы личности
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Права человека и гражданина: исторические аспекты, понятие
1.1 Историческое развитие института прав человека и гражданина
1.2 Правовой статус человека и гражданина
ГЛАВА 2. Система и гарантии прав и свобод личности
2.1 Система прав и свобод человека и гражданина
2.2 Гарантии прав и свобод личности
2.3 Социальное государство и защита прав человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – филиал РАНХиГС
Кафедра теории и истории государства и права
Межсессионная курсовая работа
по дисциплине
«Теория государства и права»
Фамилия |
Демина |
Имя |
Александра |
Отчество |
Владимировна |
Номер группы |
12333 |
Дата сдачи |
19.05.2013 |
Номер варианта |
|
Протокол проверки:
Ф.И.О. преподавателя |
|
Дата проверки |
|
Оценка |
|
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Права человека и гражданина: исторические аспекты, понятие
1.1 Историческое развитие института прав человека и гражданина
1.2 Правовой статус человека и гражданина
ГЛАВА 2. Система и гарантии прав и свобод личности
2.1 Система прав и свобод
2.2 Гарантии прав и свобод личности
2.3 Социальное государство и защита прав человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Основы правового положения личности складываются в области отношений «общество – государство – личность». При этом данные отношения и связи носят основополагающий характер и выражают взаимную связь общества, государства и личности.
Правовой
статус человека и гражданина представляет
собой комплексный
Кроме того,
очень важным моментом в определении
прав свободы личности является то,
что именно признание государством
и готовность защищать права и
свободы характеризует
Граждане
Российской Федерации по сравнению
с другими лицами, законно находящимися
на территории РФ, наделены правами
в сфере осуществления
Важно отметить, что от того, каким статусом обладает лицо – является ли оно гражданином или нет – зависит объем гарантий, которые Конституция дает по защите прав и свобод – так называемое субъективное право, когда «гражданство опосредуется правами личности по поводу гражданства.»
Говоря о правах и свободах, мы в качестве субъекта рассматриваем человека и гражданина. Здесь прослеживается та же логика, что и в определении приоритетов при классификации прав и свобод - она отражена во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах по правам человека.
Классификация
прав и свобод достаточно
В данной курсовой работе речь будет идти о весьма сложных проблемах права как института общественной жизни и права, как мера свободы личности. Поэтому необходимо помнить, что право, будучи явлением человеческой цивилизации и культуры, призвано прежде всего служить человеку. В первой главе курсовой работе излагаются исторические аспекты, основные понятия прав человека и гражданина, историческое развитие института прав человека и гражданина, правовой статус человека и гражданина. Во второй главе дано определение и классификация системы и гарантии прав свободы личности, система прав и свобод человека и гражданина, гарантии прав и свобод личности, социальное государство и защита прав человека.
Цель данной работы – на основе исследования теории и практики изучить право как меру свободы личности. Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
Рассмотрены исторические аспекты, основные понятия прав человека и гражданина
Изучена система и гарантии прав свободы личности
Работа выполнена на основе специальной литературы по теории государства и права.
ГЛАВА 1. Права человека и гражданина: Исторические аспекты, понятие
1.1 Историческое развитие института прав человека и гражданина
Права человека
и гражданина – явление социально-
Античная
классическая правовая теория и практика
строились на этатистских началах,
в том числе и в вопросе
о положении личности в государстве.
Политико-правовая мысль и практика
полисной организации общества еще
не знали понятия прав личности.
Условием обладания правами в
античном полисе («город-государство»)
являлось гражданство. Основной ценностью
полиса признавалась не индивидуальная
свобода личности, а коллективная
свобода – свобода человека в
качестве гражданина полиса, считавшаяся
основой разумного
Появление идеи прав индивида (свободных граждан) в V–IV вв. до н. э. в древних полисах (Афины, Рим), т. е. принципа гражданства – крупный шаг на пути к прогрессу и свободе. Свободные граждане полисов имели определенные права и обязанности, в частности, право участвовать в управлении государственными делами на народных собраниях (экклесия), право участвовать в отправлении правосудия, право на частную собственность, возможность совершения различных сделок, право на свободу слова и др. Наличие этих прав, особенно права на частную собственность, и создавало предпосылки для формирования гражданского общества и гражданских законов. Именно в античных полисах берет свое начало правовая система Запада, основанная на частной собственности и активной роли индивидуума.
На основе
принципа разделения властей на законодательную
и судебную был достаточно четко
разработан механизм реализации и защиты
прав афинских граждан при главенствующей
роли государственных интересов. Афинскому
праву принадлежит целая
Политико-правовые
взгляды софистов характеризуются
гуманистическим и
В рамках
христианского мировоззрения
Духовная жизнь человека, таким образом, была отделена от политической, духовный опыт от деятельности во благо государства. Поскольку в религиозном опыте Божество могло открываться как высшая свобода и высшее творчество, присущие человеку, именно в сфере духа человек начал считать себя свободным от государства.
В христианском учении были выражены общечеловеческие ценности, попрание которых могли наблюдать первые христиане, нормы нравственности и справедливости: «и так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», – говорится в Новом Завете. В Новый Завет из Ветхого перешла и часть знаменитых заповедей Моисея, в том числе: не сотвори себе кумира, почитай отца и матерь твою, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй и т. д., в заповедях христианской религии раскрывались такие естественные права, как право на жизнь, собственность, право на семью. 2
Христианство
выдвинуло идею дуализма человеческой
природы: с одной стороны, человек
– творение Бога, а с другой –
социальное существо. Тем самым духовная
власть была отделена христианством
от светской. Из новых идей христианства
главная – отделение духовной
жизни от мирской, церковной власти
от светской – означала не поглощение
личности государством, как это было
свойственно греко-римской
В Средние века было характерным понимание прав как привилегий, дарованных сеньором вассалам. Феодализм, с одной стороны, и церковь с ее религиозной нетерпимостью, с другой, немало сделали, чтобы преградить все пути стремлениям человека к политической свободе, свободе совести. О реальных правах широких слоев общества вопрос даже не ставился.
В кодексах прав, появившихся в это время, права на политическую и гражданскую свободу, свободу совести не были универсальными и признавались только для одного слоя общества – дворянства.
Самый знаменитый из таких кодексов – Великая хартия вольностей. В этом документе провозглашался конституционный принцип, в силу которого король мог устанавливать налоги не иначе, как с согласия налогоплательщиков, – принцип, последовательное осуществление которого ведет к организации народного представительства, а вместе с тем и к обеспечению политической свободы.3
Там же впервые был законодательно закреплен и принцип гражданской свободы. Таким образом признавалось, что индивид вправе свободно располагать собой и может быть подвергнут наказанию не иначе как по приговору суда. Позже Статутом о неналожении податей также был провозглашен принцип установления налогов королем только с согласия налогоплательщиков, где говорилось, что «никакой налог или пособие не будет впредь налагаться или взиматься в королевстве нашем без воли и общего согласия архиепископов, епископов и других прелатов, графов, баронов, рыцарей, горожан и других свободных людей в королевстве нашем»4.
Принятие этих документов – важный шаг вперед в области прав человека. Именно из данных актов в дальнейшем в англоязычных странах выводили права человека, к ним во многом восходит современное понимание личной свободы человека. Все, что достигнуто английским правом со времен утверждения Великой хартии, является не чем иным, как дальнейшим развитием ее основных положений.
В эпоху Возрождения и Реформации стало складываться собственно юридическое мировоззрение. После долгих веков господства теологии и религиозного идеала в центре внимания оказался человек. Сложились представления гуманизма, которые концентрировались на нуждах, интересах и природе личности. Индивид постепенно освобождался от оков церкви и государственного диктата. Именно тогда зародился индивидуализм в современном понимании – как утверждение самостоятельной ценности человека, поглощавшегося до той поры различного рода религиозными и мирскими корпорациями.5
Юридическое мировоззрение Нового времени придало идеям естественно-правовой теории качественно новую трактовку. Индивидуализм как учение, сложившееся в рамках естественно-правовой доктрины, провозгласил права человека высшей ценностью. Считалось, что эти права стоят выше законов, учреждаемых государством. Важно отметить, что основная функция естественных прав виделась в защите индивида от посягательств со стороны государства.
Информация о работе Система и гарантии прав и свобод личности