Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 12:37, курсовая работа
Краткое описание
Теория права и государства существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Единство материального и духовного мира обусловливает и единство наук. Между общественными, естественными и точными науками существует тесное взаимодействие. Принятый курс на формирование основ правового общества и государства не может быть ограничен областью чисто юридических представлений. Коренной вопрос общественной жизни – вопрос о государстве, о праве. Право регулирует общественные отношения в самых различных субъектах права, по самым различным фактическим основаниям, в самых различных обстоятельствах. В центре внимания общественных наук находятся общественное бытие и сознание. Это огромная по сложности и числу своих составляющих сфера.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………. 3 1. Государство………………………………....…………………………..6 1.1 Предпосылки появления государств... ……………………………….......6 1.2 Понятие, признаки и сущность государства.. ……………..…..………....8 1.3 Сущность и типология государств………………………………………11 2. Понятие, признаки и происхождение права.………………..…………. .16 3. Соотношение государства и права..…………………………………18 3.1.Воздействие государства на право……………………………………...18 3.2. Влияние права на государство……………………………………….…21 3.3. Соотношение государства и права……………………………………..23 Заключение ……………………………………………………………………..25
Список использованной литературы……………………………………......26
«ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВИЧА
И НИКОЛАЯ ГРИГОРЬЕВИЧА СТОЛЕТОВЫХ»
(ВлГУ)
Кафедра
«Теории и истории государства
и права»
Макаров Евгений Александрович
Реферат
на тему
«Соотношение государства и
права»
Выполнена: студентом 1
курса заочного отделения
юридического института ВлГУ
Владимир 2013
Содержание.
Введение………………………………………………………………………….
3
1. Государство………………………………....…………………………..6
1.1 Предпосылки появления государств...
……………………………….......6
1.2 Понятие, признаки
и сущность государства.. ……………..…..………....8
1.3 Сущность и типология
государств………………………………………11
2. Понятие, признаки
и происхождение права.………………..………….
.16
3. Соотношение государства
и права..…………………………………18
3.1.Воздействие
государства на право……………………………………...18
3.2. Влияние права
на государство……………………………………….…21
3.3. Соотношение
государства и права……………………………………..23
Заключение ……………………………………………………………………..25
Список использованной
литературы……………………………………......26
Введение.
Теория права и государства
существует и развивается как один из
важнейших компонентов сложной и целостной
системы знаний об обществе. Единство
материального и духовного мира обусловливает
и единство наук. Между общественными,
естественными и точными науками существует
тесное взаимодействие. Принятый курс
на формирование основ правового общества
и государства не может быть ограничен
областью чисто юридических представлений.
Коренной вопрос общественной жизни –
вопрос о государстве, о праве. Право регулирует
общественные отношения в самых различных
субъектах права, по самым различным фактическим
основаниям, в самых различных обстоятельствах.
В центре внимания общественных наук находятся
общественное бытие и сознание. Это огромная
по сложности и числу своих составляющих
сфера. Поэтому отдельные отрасли общественной
науки изучают те или иные стороны общественных
явлений, необходимые и существенные связи
и отношения. Многие общественные науки
тесно связаны между собой, особенно если
есть общий объект исследования – государство
и право. Каково же соотношение между ними,
где место среди этих наук теории права
и государства? На протяжении долгого времени
и до сих пор одной из дискуссионных проблем
остается соотношение права и государства
(или государства и права). По существу
такого соотношения высказаны различные,
порою противоположные точки зрения. Одни
говорят, что право в юридическом смысле
не может функционировать без государства,
а другие считают, что право является самостоятельным
явлением, появляется до государства и
может функционировать без государства. Ради
справедливости необходимо отметить,
что представление юридического права
в качестве норм, установленных государством,
существовало всегда. Можно даже сказать,
что такое представление было основополагающим
для юристов, начиная с оценки природы
римского права. Хотелось бы еще подчеркнуть
то, что представление права как явления,
непосредственно связанного с государством,
с его правотворческой деятельностью,
всегда присутствовало у юристов-практиков.
Такое положение характерно не только
для всех времен, но и для всех народов,
сознающих свою роль и участие в организации
и в определении деятельности государства.
Исключение можно сделать разве что для
верующих ислама, для которых право связано
не с деятельностью государства, а с божественным
установлением в Коране и в других источниках
мусульманского права. Итак, целью настоящей
работой является изучение вопросов соотношения
государства и права. Для достижения указанной
цели перед работой были поставлены следующие
задачи: 1. Определить единство государства
и права в обществе. 2. Изучить вопросы взаимодействия
государства и права. 3. Выявить противоречия
между государством и правом. Государство
и право – важнейшие факторы общественной
эволюции, непременные спутники современного
общества. Теория государства и права–составная
часть обществоведения, идейная основа
практической юриспруденции. Деятельность
государства, принятие и реализация законов,
обеспечение прав граждан, поддержание
общественного порядка тесно связаны
с положениями политико-правовой теории.
Право, как и государство, принадлежит
к числу не только наиболее важных, но
и наиболее сложных общественных явлений.
Пытаясь понять, что такое право и
какова его роль в жизни общества, еще
римские юристы обращали внимание на то,
что оно не исчерпывается одним каким-либо
признаком или значением.
Во-первых, право означает
то, что «всегда является справедливым
и добрым», - таково естественное
право. В другом смысле право
– это то, что «полезно всем
или многим в каком-либо государстве,
каково цивильное право».[1]
По мере развития общества и
государства у людей, естественно, менялось
и представление о праве. Появилось множество
различных правовых идей, теорий и суждений.
Споры о понятии права, о соотношении
государства и права, права и закона имели
место не только в далеком историческом
прошлом. Они продолжались и в XX в., имеют
место также дискуссии и в настоящем, поэтому
это на данное время эта тема очень актуальна
и распространена. Современные исследователи,
так же как и их предшественники, выделяют
в основном два подхода и два разных определения
права.[2] Один из этих подходов, именуемый
позитивистским, ориентируется не только
на неразрывную связь государства и права,
но и на то, что государство является единственным,
исключительным источником права. Право
при этом определяется не иначе, как «система
общеобразовательных, формально-определенных,
государственно-принудительных норм,
выражающих возведенную в закон государственную
волю господствующего класса и выступающего
в качестве классового регулятора общественных
отношений» .[1] При таком подходе право
полностью или почти полностью отождествляется
с законом, а точнее – с нормативно-правовыми
актами, исходящими от государства и обеспечиваемыми
государством. Другой подход к праву –
непозитивистский, не связывает столь
жестко, как первый, понятие права с понятием
государства. Право при этом рассматривается
как «претендующий на всеобщность и общеобязательность
социальный институт нормативного регулирования
общественных отношений в целях разумного
устройства человеческого общежития путем
определения меры свободы, прав и обязанностей
и представляющий собой воплощение в обычаях,
традициях, прецедентах, решениях референдумов,
канонических, корпоративных, государственных
и международных нормах правового идеала,
основанного на принципах добра, справедливости,
гуманизма и сохранения окружающей природной
среды»[3]. При таком подходе к праву последнее
не отождествляется с законом и подзаконными
актами. Закон считается правовым лишь
в том случае, если он несет в себе идеи
добра, справедливости, гуманизма, если
в его содержание «заложен» правовой идеал. В
этом заключается одна из главных причин
того, что данный подход, несмотря на свою
явную привлекательность, в реальной жизни,
на практике является менее распространенным
и применяемым, чем первый, позитивистский
подход. Государство и право взаимозависимы
друг от друга, но в тоже время они относительно
самостоятельны друг от друга. Если государство
издает правовые акты, обеспечивает их
соблюдение и в случае неисполнения содержащихся
в них требований применяет принудительную
силу, то право, в свою очередь, активно
воздействует на государство путем установления
общеобязательных для всех его органов,
должностных лиц и организаций правил
поведения. С помощью норм права закрепляется
их статус, определяются рамки их деятельности,
устанавливается их структура, порядок
деятельности и взаимоотношений.
Государство.
Предпосылки появления государств.
Государство и право появляются
лишь на определенной ступени развития
общества. Общество — это общность людей
на определенной территории, характеризующаяся
экономическим и духовным единством и
целостностью организации жизни.[15]
Под обществом в первом случае понимается
определенная группа людей, объединившихся
для общения и совместной деятельности;
во втором случае — определенный этап
исторического развития; в третьем — население
конкретной страны. Признаками
общества являются: ♦ обособившиеся от
природы индивиды, наделенные волей и
сознанием; ♦ постоянные интересы,
связывающие всех членов общества;
♦совместное удовлетворение интересов
(потребностей) членов общества; ♦ регулирование
поведения посредством установленных
обществом общеобязательных правил;
♦ наличие организованной силы (власти),
способной обеспечить обществу внутренний
порядок и внешнюю безопасность. Обществу
присущи различные формы организации:
на первобытнообщинной стадии — родоплеменная,
позже — политическая. Политической форме
общественной организации всегда соответствуют
государство - обладающее аппаратом управления,
законы и учреждения, контролирующие их
исполнение. Основой общественной
организации первобытнообщинного строя
был род: объединение людей, находящихся
в кровнородственных отношениях между
собой. Род возглавлял совет — демократическое
собрание всех взрослых членов рода, мужчин
и женщин, обладавших равным правом голоса,
который выбирал своего старейшину. Должность
эта была не только выборной, но и сменяемой:
как только появлялся более сильный (на
ранних ступенях развития), более умный,
опытный человек (на последующих стадиях),
он заменял старейшину. Особых противоречий
при этом не возникало, поскольку, с одной
стороны, ни один человек не отделял себя
(и своих интересов) от рода, а с другой
— должность старейшины не давала никаких
привилегий (кроме уважения): он работал
вместе со всеми и получал свою долю, как
и все. Власть старейшины основывалась
исключительно на его авторитете, уважении
к нему других членов рода.
По мере развития род разрастался
и распадался на несколько дочерних родов.
Объединения родов образовывали племена.
Укрупнение общественных структур было
выгодно обществу: оно позволяло более
эффективно противостоять силам природы,
использовать более совершенные приемы
труда (например, охоту загоном), успешнее
отражать агрессию соседей и самим нападать
на них: происходило поглощение более
слабых, необъединенных. Отношения между
членами первобытного общества регулировались
особыми правилами поведения — обычаями.
Обычаи выражали интересы всех членов
общества и закрепляли их равенство между
собой. Эти правила закрепляют на основе
накопленного опыта наиболее рациональные,
выгодные для рода и племени отношения
людей, формы их поведения, определенную
соподчиненность в коллективах и т.п. Возникают
устойчивые обычаи, которые передаются
из поколения в поколение и соблюдаются
в подавляющем большинстве добровольно,
в силу привычки. Предпосылки возникновения
государства и права: разделение труда
(отделение скотоводства от земледелия;
отделение ремесел; появление купцов),
появление частной собственности и раскол
общества на антагонистические классы.
Основными причинами появления
государства были следующие: 1. необходимость
совершенствования управления обществом,
связанная с его усложнением (развитие
производства, обособлением социальных
структур и т.п.; 2. необходимость организации
крупных общественных работ, объединения
больших масс людей; 3. необходимость подавления
сопротивления эксплуатируемых; 4. необходимость
поддержания в обществе порядка, обеспечивающего
устойчивость общества; 5. необходимость
ведения войн, оборонительных и захватнических
и др. Указанные причины действовали в
различных сочетаниях. В разных условиях
(исторических, социальных, географических,
природных, демографических и иных) главными,
решающими могли становиться различные
из указанных причин.
Понятие, признаки
и сущность государства.
Существует два основных значения
термина государство: во-первых, страна,
т.е. политико-территориальное образование,
и, во-вторых, общественно-политический
институт, т.е. организация политической
власти, система институтов власти, существующая
в той или иной стране. Объединив два этих
понятия, можно получить целостную картину
об этом сложном социальном феномене и
определить государство как организацию
политической власти, существующую в определенной
стране.
Для того, чтобы отличить государство
от других социальных явлений, необходимо
рассмотреть признаки государства. Прежде
всего, необходимо отметить следующее:
признаком называется все, что так или
иначе характеризует предмет, явление
– в чем они сходны, в чем различны между
собой. Необходимо иметь в виду, что признаками
государства могут быть только те, которые
отличают его как особую политико-правовую
реальность. Сущность предмета или
явления могут раскрыть только существенные
признаки, признаки, выражающие сущность
того или иного предмета или явления. В
философии существует положение, согласно
которому, между явлением и его существенными
признаками есть неотъемлемая, двухсторонняя
связь, а именно: явление не может существовать
без них, но и они, в свою очередь, не могут
существовать без него. Например, государство
и право являются непременным элементом,
существенным признаком современного
цивилизованного общества, которое без
государства и права таковым бы не было,
и в то же время государство и право не
могут существовать вне общества.
В классической марксистско-ленинской
теории государства и права выделяют три
основных признака, отличающих государство
и право от родовой организации первобытного
общества:
1. Разделение населения
по территориальному признаку, в
результате чего родовая организация
общества преобразуется в административно-территориальную.
2. Учреждение публичной власти, которая,
являясь политической властью экономически
господствующего класса, не сливается
с населением. Ее осуществляет группа
привилегированных людей, занимающихся
только управлением и использующих для
этого аппарат принуждения. 3. Введение
налоговой системы, основу которой составляют
взносы населения на содержание публичной
власти.
Вместе с тем общественные отношения
в постоянно меняющемся мире, ставшие
предметом исследования правовой науки,
существенно отличаются от тех, в которых
Ф. Энгельс в своей работе “Происхождение
семьи, частной собственности и государства”
выделял указанные три признака. С позиции
современных подходов в теории государства
и права принято выделять пять основных
признаков, характеризующих государственно-правовую
организацию общества: 1) территория; 2)
население; 3) организация публичной (политической)
власти; 4) налоги; 5) суверенитет.
Территория. Если при родовом
строе люди группировались в общины по
кровно - родственным связям, то государственная
власть объединяет людей не по признаку
родства, а по признаку территории, т.е.
по месту жительства. Новый принцип разделения
населения по территории позволил государству
разрушить старые родовые связи и обеспечить
тем самым большую эффективность управления
своими гражданами. Управлять обществом
– это значит управлять определенной
массой людей, находящихся на территории,
очерченной границами. Поэтому именно
территориальная, а не национальная или
иная подчиненность людей общему управлению
– важнейший признак государства. Заметим,
что территория как признак государства
фиксирует определенную часть земли, поверхность
планеты – суши, моря, воздушного пространства,
а также внутригосударственную, административно-территориальную
организацию. Применительно к территории
понятия “государство” как организация
политической власти и “страна”, в принципе,
совпадают. Государство и есть организация
политической власти страны.
Население. Данный признак характеризует
состав и “относимость”, т.е. принадлежность
людей к данному обществу, гражданству;
порядок и понятия формы предоставления
гражданства, именно через понятия “гражданство”,
“население” происходит объединение
людей в рамках всего общества. В отличие
от родоплеменной организации общества,
где люди объединялись по признаку кровного
родства и становились членами данного
общества в силу своей принадлежности
к конкретному роду, при государственной
организации общества, человек становится
его членом в силу особой политико-юридической
связи с государством, которую и принято
называть гражданством.