Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 13:59, курсовая работа
Краткое описание
Цель работы: изучение и анализ темы «Государственное управление в Российской Федерации: понятие, признаки, содержание и принципы». Задачи работы: - анализ понятия и сущности государственного управления; - анализ принципов и признаков государственного управления; - рассмотрение структуры государственного управления; - анализ законодательной базы и литературы по перечисленным вопросам;
Содержание
Введение…………………………………………………………………………2 1.Сущность государственного управления……………………………………5 1.1.Понятие государственного управления……………………………………5 1.2.Признаки государственного управления…………………………………..8 1.3.Принципы государственного управления………………………………...11 2.Структура государственного управления…………………………………..13 2.1.Президент РФ……………………………………………………………….13 2.2.Федеральное собрание. Совет федерации и Государственная дума……17 2.3.Правительство РФ………………………………………………………….23 2.4.Судебная власть……………………………………………………………29 Заключение……………………………………………………………………..33 Список используемой литературы…………………………………………....34
1.Сущность государственного
управления……………………………………5
1.1.Понятие государственного
управления……………………………………5
1.2.Признаки государственного
управления…………………………………..8
1.3.Принципы государственного
управления………………………………...11
2.Структура государственного
управления…………………………………..13
2.1.Президент РФ……………………………………………………………….13
2.2.Федеральное собрание.
Совет федерации и Государственная
дума……17
2.3.Правительство РФ………………………………………………………….23
2.4.Судебная власть……………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………..33
Список используемой литературы…………………………………………....34
Введение
Государственное управление
- это практическое, организующее и регулирующее
воздействие государства на общественную
жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения,
сохранения или преобразования, опирающееся
на властную силу. Определяющим фактором
обеспечения рациональности, целесообразности,
обоснованности и эффективности государственного
управления выступает социальность и
наполненность государственного управления
общественными запросами и ожиданиями,
реальным бытием людей.
При решении управленческих
задач в административно-политической
сфере используются конкретные способы
(методы) влияния на деятельность учреждений,
организаций, должностных лиц и граждан
со стороны органов управления путем прямого
установления их обязанностей, путем приказа,
который опирается на властные полномочия
и состояние подчинения.
Другими словами возникают
управленческие отношения, представляющие
систему взаимосвязей между людьми с целью
приведения в порядок и организации общей
жизнедеятельности.
Термин "государственное
управление" является одним из центральных
в науке административного права, однако,
к сожалению, до сих пор отсутствует единство
мнений относительно его содержания. Данный
термин достаточно широко используется
не только в России, но и в зарубежных государствах,
однако наполнен различным смысловым
содержанием и зависит от многих политико-правовых
критериев. В советский период оно, будучи
признанным и установленным на государственном
уровне, употреблялось в научно-теоретической,
нормотворческой и правоприменительной
сферах государственной деятельности.
Сегодня подавляющее большинство ученых-юристов
понимает и рассматривает государственное
управление в широком и узком смысле1. Государственное управление
в широком смысле - разновидность социального
управления, специфический вид государственной
деятельности, отличный от иных проявлений.
Оно носит всеобъемлющий характер, представляет
собой целостную институциональную систему,
действующую полифункционально, реальность,
без которой не может работать государственно-властный
механизм. Задачи и функции государства
решаются и осуществляются именно в рамках
государственно-управленческой деятельности.
В институциональной структуре государственного
управления нет какой-либо функциональной
автономности, власть в том или ином обществе
одна, но есть ее разные управленческие
функции, что и предопределяет институциональную
дифференциацию управленческой системы.
Особо значимым структурно-функциональным
элементом в системе государственного
управления выступает институт оперативного
управления, обеспечивающий практическое
исполнение, реализацию, претворение в
жизнь законодательных решений. В этой
связи в теории административного права
наиболее распространенным является понятие
государственного управления в узком
смысле. При этом под ним понимается самостоятельный
вид государственно-властной деятельности,
которая имеет организующий, исполнительно-распорядительный,
подзаконный характер, осуществляемый
особой категорией субъектов административного
права - государственных органов (их должностных
лиц) по практической реализации задач
и функций государства в процессе повседневного
и непосредственного руководства экономической,
социально-культурной и административно-политической
сферами. Несмотря на определенные различия
в точках зрения, почти все авторы подчеркивают
организующий, исполнительный и распорядительный
характер государственно-управленческой
деятельности, направленной на решение
основных задач и выполнение основных
функций государства. При этом все подзаконное
исполнительно-распорядительное, координирующее
и контрольное государственно-властное
воздействие справедливо квалифицируется
как государственное управление.
Таким образом, тема «Государственное
управление в Российской Федерации: понятие,
признаки, содержание и принципы» актуальна
и требует изучения.
Цель работы: изучение и анализ
темы «Государственное управление в Российской
Федерации: понятие, признаки, содержание
и принципы».
Задачи работы:
- анализ понятия и сущности
государственного управления;
- анализ принципов и
признаков государственного управления;
- рассмотрение структуры
государственного управления;
- анализ законодательной
базы и литературы по перечисленным
вопросам;
- обобщение материала
на тему «Государственное управление
в Российской Федерации: понятие, признаки,
содержание и принципы».
Объект исследования: административно-правовая
сфера.
Предмет исследования: государственное
управление.
Методологическую основу исследования
составили следующие методы: синтеза,
нормативно-аналитический, технико-юридический,
системный, выборочный, формально-логический.
Теоретической основой исследования
являются труды отечественных и ученых,
которые оказали существенное влияние
на результаты исследования.
Структура курсовой работы.
Работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.
1.Сущность государственного
управления
1.1.Понятие государственного управления
Управление — это целенаправленный
и постоянный процесс воздействия субъекта
управления на объект управления. В качестве
объекта управления выступают различные
явления и процессы: человек, коллектив,
социальная общность, механизмы, технологические
процессы, аппараты. Управление как процесс
воздействия субъекта на объект управления
немыслимо без системы управления, под
которой, как правило, понимается механизм,
обеспечивающий процесс управления, т.
е. множество взаимосвязанных элементов,
функционирующих согласованно и целенаправленно.
Участвующие в процессе управления элементы
объединяются в систему с помощью информационных
связей, конкретнее — по принципу обратной
связи.
Государственное управление
существует, чтобы познавать публичные
потребности и интересы, оценивать и структурировать
их, ставить цели, разрабатывать решения
и совершать действия по их практическому
удовлетворению.
Общая теория государственного
управления состоит из следующих необходимых
элементов:
1) целей и задач
государственного управления;
2) соотношения функций
управления с другими функциями
государственной деятельности;
3) взаимодействия органов
государственного управления с
другими органами государства
— парламентом, правительством, судами;
4) организации государственного
управления и его системы;
5) роли и назначения
человека в государственном управлении,
т. е. значение персонала управления.
Государственное управление
представляет собой чрезвычайно сложную
динамическую систему, каждый элемент
которой передает, воспринимает и преобразует
регулирующие воздействия таким образом,
что они упорядочивают общественную жизнь.
Признаку системности государственного
управления в специальной литературе
уделяется особое внимание, так как в эту
деятельность вовлечены миллионы управленцев
(государственных служащих и должностных
лиц), принимающих и исполняющих правовые
акты управления, а также граждан и, кроме
того, колоссальные финансовые, организационные,
материальные и человеческие ресурсы.
Системность государственного управления
обеспечивает достижение поставленных
задач и качественное осуществление управленческих
функций, ибо она связывает в единое целое
с помощью управляющего воздействия (прямых
и обратных связей) субъектов и объектов
управления.
С организационной точки зрения
государственное управление — это властное
упорядочивающее воздействие субъекта
управления (государства и его специальных
органов либо должностных лиц) на объекты
управления (общество, граждан и пр.). Более
конкретно — это целенаправленная организующая,
подзаконная, исполнительно-распорядительная
и регулирующая деятельность системы
органов государственной исполнительной
власти, осуществляющих функции государственного
управления (обусловленные функциями
самого государства) на основе и во исполнение
законов в различных отраслях и сферах
социально-культурного, хозяйственного
и административно-политического строительства.
Теория административного права
выработала два подхода к определению
государственного управления, учитывающих
вышеизложенные положения.
1. Государственное управление
в широком понимании — это
регулирующая деятельность государства
в целом (деятельность представительных
органов власти, исполнительных
органов государственной власти,
прокуратуры, судов и т. д.). Государственное
управление в широком смысле
характеризует всю деятельность
государства по организующему
воздействию со стороны специальных
субъектов права на общественные отношения.
Функции государственного управления
(такие, как подбор, расстановка, аттестация
кадров, учет и контроль, применение мер
принуждения и поощрения, дисциплинарного
воздействия, прогнозирование,
планирование, финансирование и
т. д.) в той или иной мере осуществляют
многие органы государства: суд, прокуратура,
представительные органы публичной власти.
2. Государственное управление
в узком понимании — это
административная деятельность, т.
е. деятельность исполнительных
органов государственной власти
на уровне как Российской Федерации,
так и ее субъектов. В административном
праве понятие государственного
управления рассматривается в
узком понимании.
Государственное управление
в узком смысле — это практическая деятельность
Президента РФ, Правительства РФ, федеральных
органов исполнительной власти (федеральных
министерств, государственных комитетов,
российских агентств, федеральных служб,
федеральных комиссий, федеральных надзоров),
органов исполнительной власти субъектов
РФ. К органам, реализующим функции управления,
относится и местная администрация, ее
органы и структурные подразделения. Все
эти органы специально созданы
для осуществления управленческой деятельности
и являются основными субъектами государственного
(или муниципального) управления. В их
деятельности с наибольшей полнотой проявляются
черты, присущие управлению как особому
виду государственной деятельности.
1.2. Признаки государственного
управления
Государственное управление,
имеет следующие признаки.
1. Государственное управление
представляет собой особый вид
деятельности по осуществлению
государственной исполнительной
власти, которая отличается от
деятельности по реализации законодательной
и представительной власти по
форме, методам и содержанию. Государственное
управление — это исполнительно-распорядительная
деятельность по применению законов
и иных (подзаконных) нормативных
правовых актов.
2. Государственное управление
наряду с правоприменением осуществляет
административное правотворчество (правоустановление).
Правотворческая деятельность заключается
в том, что органы государственного управления
в пределах своей компетенции самостоятельно
разрабатывают и утверждают обязательные
для других субъектов права (объектов
управления) правила поведения, контролируют
соблюдение этих правил и самостоятельно
осуществляют административную юрисдикцию
(правоохранительную деятельность).
3. Государственное
управление осуществляется везде,
где возникает необходимость
в обеспечении исполнения законодательных
актов, а также защиты прав
и свобод граждан (признак всеобщности).
Государственное управление осуществляется
в важнейших сферах жизнедеятельности
государства и общества — хозяйственно-экономическое
строительство, социально-культурная
и административно-политическая
сферы (признак масштабности). Государственное
управление распространяется не
только на принадлежащие государству
объекты, но и на негосударственные
коммерческие и некоммерческие
организации; в последнем случае
имеет место государственное
регулирование посредством управленческих
регулятивных и контрольно-надзорных
процедур.
4. Государственное управление
— это непрерывная, постоянная
и планомерная деятельность, основанная
на объективных закономерностях
функционирования исполнительной
власти и направленная на обеспечение
государственных интересов, прав и свобод
граждан, общественного порядка и безопасности.
В процессе государственного управления
решаются задачи и осуществляются функции
государства и обеспечиваются как интересы
государства, так и конституционные права
и свободы граждан.
5. Государственное управление
осуществляется специальными органами
государственной исполнительной
власти, которые создаются государством
как на уровне Российской Федерации,
так и в субъектах РФ и
образуют систему органов государственного
управления. Действуя по поручению
и от имени государства и
реализуя функции государственного
управления, эти органы наделяются
полномочиями государственно-властного
характера и действуют в пределах
компетенции, установленной для
них нормативными правовыми актами.
6. Государственное управление
отвечает принципу законности, т.
е. деятельность органов исполнительной
власти основывается на положениях
и требованиях федеральных законов
и законодательных актов субъектов
РФ. Управленческая деятельность
осуществляется органами только
в пределах предоставленных им
полномочий и компетенции.