Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ системы управления инновационным развитием Российской Федерации.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих основных задач:
Введение…………………………………………………………………….......
1 Теоретические основы управления инновационным развитием…………
1.1 Инновационное развитие: понятие, виды, функции, основные составляющие…………………………………………………………………..
1.2 Государственное регулирование инновационным развитием …..…….
1.3 Финансовое обеспечение инновационного развития………..………..
2. Анализ инновационной деятельности в Российской Федерации………………………………………………………………………
2.1 Методика оценки степени инновационного развития Российской Федерации……………………………………………………………………….
2.2 Анализ предпосылок инновационного развития Российской Федерации……………………………………………………………………..
2.3 Оценка регулирования инновационного развития Российской Федерации……………………………………………………………………..
3 Перспективы повышения эффективности инновационной деятельности Оренбургской области…………………………………………………………..
3.1 Стратегические ориентиры развития инновационного развития Российской Федерации………………………………………………………….
3.2 Приоритетные направления регулирования инновационного развития Российской Федерации………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………..
Приложение А …………………………………………………………………..
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет экономики и управления
Кафедра государственного и муниципального управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория управления»
Управление
инновационным развитием
ГОУ ОГУ 080504.65.5011.06 ОО
Нормоконтролер
Исполнитель
Оренбург 2011
Содержание
Введение………………………………………………………… |
|
1 Теоретические основы управления инновационным развитием………… |
|
1.1 Инновационное развитие: понятие, виды,
функции, основные составляющие……………………………………………… |
|
1.2 Государственное регулирование инновационным развитием …..……. |
|
1.3 Финансовое обеспечение инновационного развития………..……….. |
|
2. Анализ инновационной деятельности в
Российской Федерации……………………………………………………… |
|
2.1 Методика оценки степени инновационного
развития Российской Федерации……………………………………………………… |
|
2.2 Анализ предпосылок инновационного развития
Российской Федерации……………………………………………………… |
|
2.3 Оценка регулирования инновационного развития
Российской Федерации……………………………………………………… |
|
3 Перспективы повышения
эффективности инновационной |
|
3.1 Стратегические ориентиры развития инновационного развития
Российской Федерации……………………………………………………… |
|
3.2 Приоритетные направления регулирования инновационного
развития Российской Федерации……………………………………………………… |
|
Заключение…………………………………………………… |
|
Список использованных источников………………………………………….. |
|
Приложение А …………………………………………… |
|
Приложение Б …………………………………………… |
|
Введение
В рыночных условиях хозяйствования
основной движущей силой экономического
роста являются инновации, внедряемые
как на производстве, так и в
эксплуатации и при потреблении.
С их помощью постоянно
Значение инновационного подхода в повышении эффективности общественной деятельности подчеркивают многие отечественные и зарубежные экономисты – ведь известно, что на долю новых и усовершенствованных продукций и технологий в ведущих странах мира приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта (ВВП).
В условиях распространения процессов глобализации положение каждого отдельного предприятия все больше зависит от трудно определяемого и еще более трудно обеспечиваемого качества, именуемого конкурентоспособность. При этом среди факторов, определяющих конкурентоспособность, все большее значение придается качеству инновационной деятельности.
На макро уровне инновации обеспечивают не только увеличение ВВП, но и его качественное, прогрессивное изменение. Рост экономики в Российской Федерации во многом зависит от активизации инвестиционной деятельности в сфере новых технологий и выработки механизма ее реализации.
Целью курсовой работы является анализ системы управления инновационным развитием Российской Федерации.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих основных задач:
- раскрыть сущность инноваций, их различные виды, выявить основные стимулы и цели инновационного развития;
-рассмотреть государственное регулирование инновационной деятельности в РФ;
- проанализировать предпосылки
инновационного развития
- оценить стратегические
ориентиры инновационного
- выявить перспективы
повышения эффективности
Объектом исследования являются предприятия, организации, образования Российской Федерации.
Предметом исследования явились основные показатели научно-исследовательской деятельности, экономические показатели регионов и государства в целом.
Данная совокупность
показателей анализировалась
составляющие
Необходимым условием экономического роста и повышения качества жизни любой страны является инновационная активность. В свою очередь она зависит от экономического и научно-технического потенциала государства, его инновационной политики и ресурсов, духовного состояния общества.
Инновационное развитие это деятельность, в которой изобретение или предпринимательская идея получают экономическое содержание.
Инновационное развитие может быть рассмотрено с различных позиций и с разной степенью детализации, что представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 - Инновационное развитие с различных позиций и с разной степенью детализации.
В общем виде инновационное развитие состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продуктов и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности[1].
Правительство Российской Федерации (Постановление от 24 июля 1998 г. № 832) определило, что инновационное развитие государства включает: нововведения, инновационную деятельность, государственную инновационную политику, инновационный потенциал, инновационную сферу, инновационную инфраструктуру и инновационные программы.
Инновационная сфера является частью системы экономических отношений. Это совокупность отраслей национального хозяйства (частных и государственных структур) и видов общественной деятельности, не принимающих прямого участия в создании материальных благ, но производящих особые потребительные стоимости, необходимые для функционирования и развития производства.
Инновационное развитие каждой страны зависит от интеллектуального, духовного, нравственного и творческого потенциала общества. Базовыми составляющими такого потенциала являются развитие науки, уровень и качество образования населения, а сам инновационный потенциал определяется долей затрат на финансирование научно-исследовательских расходов в валовом национальном продукте. Инновационная деятельность осуществляется в любой общественной сфере - от экономики до образования, искусства и даже политики.
Существуют различные
определения инновационной
Инновационная деятельность носит системный характер, и эту систему образуют общество и субъекты такой деятельности.
Она представляет собой комплекс мероприятий по разработке, внедрению, освоению, производству, диффузии и коммерциализации новшеств, объединенных в одну логическую цепь. Каждое звено этой цепи имеет свое содержание и свои закономерности развития. Научные изыскания, опытно-конструкторские и технологические разработки, инвестиционные, коммерческие и производственные мероприятия подчинены одной главной цели - созданию новшества.
Инновационная деятельность характеризуется высоким уровнем неопределенности и риска, сложностью прогнозирования результатов. Функции инновационного развития представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Функции инновационного развития.
Производственная, научно-техническая и инновационная деятельность тесно связаны между собой, однако формирование инфраструктуры каждого вида деятельности характеризуется специализированными организационными элементами и механизмами их функционирования. Процесс развития инновационной инфраструктуры начинался с создания отдельных лабораторий, технопарков и инкубаторов наукоемких технологий. В последние годы создается инфраструктура науки, соответствующая требованиям рыночной экономики: наукограды, особые экономические зоны и специальные финансовые структуры; система высшего образования. Развивается сфера наукоемких услуг - инжиниринг, лизинг, консультирование.
Таким образом, инновационное развитие является весьма сложной, многогранной проблемой, затрагивающей весь комплекс отношений исследования, производство, сбыта. [2]
1.2 Государственное регулирование инновационным развитием
Государство осуществляет все виды регулирования инновационного развития - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое.
Высшая форма регулятивной деятельности - это выработка и проведение инновационной политики, управление инновационным развитием. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационного развития для современного общественного развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности.
Организационную структуру государственного регулирования сфер инновационного развития в России можно отнести к централизованному, традиционно ведомственному типу, являющемуся наследием советской системы. Только сравнительно недавно были начаты изменения, направленные на придание ей большей гибкости, на формирование структур, позволяющих включать в процесс разработки стратегического видения не только представителей органов исполнительной власти, но и других участников национальной инновационной системы (приложение Б).
Регулирование инновационного развития, поддержка определенных видов НИОКР находятся в ведении целого ряда министерств и агентств, координация усилий между которыми, далее ключевыми ведомствами, развита слабо. Помимо министерств и агентств, в структуре государственного управления существуют и вневедомственные координационные, консультативные и совещательные органы. В их состав входят представители заинтересованных ведомств, но они скорее лоббируют свои интересы, чем координируют решения. Добиться перераспределения приоритетов в этой системе достаточно трудно, так как действует своеобразная инерционная траектория процесса принятия решений «от достигнутого».
Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие Отдел науки и образования аппарата Президента.
Органы законодательной власти РФ – Государственная Дума и Совет Федерации имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты – Комитет Госдумы по образованию и науке и Комитет Совета Федерации по науке, культуре и образованию.
Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике.
Министерство промышленности, науки и технологий РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической политики, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач Миннауки РФ относятся: организация научно-технического прогнозирования; выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и техники; разработка государственных научно-технических программ и проектов; финансирование гражданских НИОКР общегосударственного значения; создание и развитие благоприятной среды для научной и инновационной деятельности.
Информация о работе Управление инновационным развитием Российской федерации