Федеральное Собрание: структура, полномочия и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:36, контрольная работа

Краткое описание

Общенациональное представительное учреждение демократического общества - парламент - имеет многовековую историю. Дальние прародители его - английский парламент, испанские кортесы - возникли еще в ХП - ХШ веках. Однако парламент демократического государства качественно отличается от сословных представительных учреждений эпохи феодализма. Поэтому и сама его история начинается с эпохи буржуазных революций.

Вложенные файлы: 1 файл

Сист гос упр (контр).doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

ФГБУ ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

Кафедра «Региональной экономики и управления»

 

Контрольная работа

 

По дисциплине: Система государственного управления

Вариант № 6

«Федеральное Собрание: структура, полномочия и функции»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Преподаватель: Кузнецов В.В.

                                           Студент: Лохов К.А.

                                                              Специальность ГМУ

                                                              4 курс

                                                              Группа: дневная

                                                             Номер зачетной книжки: 09УБД43175

        

 

 

 

Владимир 2012

Введение

Общенациональное представительное учреждение демократического общества - парламент - имеет многовековую историю. Дальние прародители его - английский парламент, испанские кортесы - возникли еще в ХП - ХШ веках. Однако парламент демократического государства качественно отличается от сословных представительных учреждений эпохи феодализма. Поэтому и сама его история начинается с эпохи буржуазных революций.

Согласно букве демократических  конституций парламент является верховным законодательным органом  государства, однако, в действительности его реальные полномочия иные. В парламентарных странах парламент подвержен эффективному воздействию со стороны правительства, которое не только монополизировало законодательную инициативу, но и оказывает сильное влияние на все стороны деятельности парламента. В президентских республиках парламент юридически более независим. Он не может быть распущен президентом, законодательная инициатива принадлежит только депутатам. Тем не менее, президенты и в этих случаях располагают богатым арсеналом средств воздействия на парламент. В тех странах, где существует конституционный надзор (США, Италия, ФРГ, Франция, Япония, Индия, Австралия и т. д.), любой акт парламента может быть отменен по причине несоответствия его конституции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Парламент в правовой системе разделения властей.

        Парламентаризм - система организации и функционирования верховной государственной власти, характеризующаяся разделением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении парламента.

        Органы народного представительства существовали ещё в древних государствах: Древний Рим. Это могло быть народное собрание, совет старейшин, Сенат (Древний Рим), Римский форум, Комиции, вече, курултай и т. п. В средние века получила распространение сословно-представительная система: роль, схожую с ролью парламента, играли органы, состоявшие из представителей различных сословий (Генеральные штаты во Франции, Кортесы в Испании, Земский собор в России и т. д.). Родиной современного парламентаризма считается Англия. Прообраз парламента был образован в Англии в XIII веке, когда король Иоанн Безземельный был вынужден подписать «Великую хартию вольностей». Согласно этому документу, король не имел права вводить новые налоги без согласия королевского совета. Великобритания — первая страна, где парламент принял на себя всю полноту власти. Исторически парламент выполнял роль амортизатора между властью (монархом) и обществом, являлся формой представления общества во власти. Часто парламент играет решающую роль во время социальных катаклизмов: Английская революция XVII века, Роспуск парламента и пр. Постепенно из второстепенного органа, призванного сглаживать конфликты между властью и народом, парламент превратился в большинстве стран в высший государственный орган. Впервые только в 1363 г. канцлер открыл заседание парламента речью на английском языке, но еще и в начале XVI в. английские законы писались по-французски. В первые столетия после завоевания сами короли и их жены были французами, военно-политическая знать была того же происхождения. Более того, даже средний класс постепенно осваивал французский язык, элементы французской культуры и образа жизни. Не удивительно, что короли произносили присяги на французском языке. Фактически этот язык стал политическим языком Англии.

 
 

          В XIV в. английский парламент становится двухпалатным, но лишь два века спустя появляются названия: палата лордов и палата общин. В этом же XIV столетии появляется должность спикера (англ. to speak - говорить), в чьи обязанности входило ведение заседания нижней палаты, представительские функции от ее имени в переговорах с королем и верхней палатой. Документы говорят о первом спикере Питере де ля Маре, в 1376 г. выступившем с резкой критикой короля.

         Парламент считается представительным органом, то есть представляющим волю населения. Это качество парламента вытекает из способа его формирования — путём всеобщих выборов. В современных государствах парламенты, как правило, наделены властью принимать законы, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президента). Современная демократия требует, чтобы хотя бы одна из палат парламента избиралась непосредственно населением. Выборы в парламент являются индикатором настроений в обществе, которые находят выражение в политических партиях различной направленности. Как правило, партия или коалиция, набравшая большинство голосов, формирует правительство. Выборы могут проходить как по пропорциональной (выбирают партии) системе, так и по мажоритарной системе (выбирают депутатов от избирательных округов). Выборы проводятся регулярно, как правило, раз в 4-5 лет.

Все зарубежные конституции наделяют парламент законодательными полномочиями. Принятие законов является главной задачей парламента. Теоретически только парламент обладает суверенным правом принимать законы. Законодательная деятельность парламента претерпела исторически весьма серьезные изменения. В современных государствах парламент продолжает законодательствовать, но эта его деятельность утратила суверенный характер. Хотя вместе с усложнением функций государства увеличился объем законодательной деятельности парламента, центром нормотворчества стало правительство. Контроль над деятельностью правительства является одним из наиболее важных полномочий парламента. Парламентский контроль над деятельностью правительства присущ лишь демократическому политическому режиму. Конкретное выражение его зависит от формы правления. В президентских республиках контрольные полномочия парламентов менее разнообразны, но эффективность их повышается в связи с отсутствием у правительства полномочий по роспуску парламента. В парламентарных странах, напротив, обширные контрольные полномочия парламента в значительной степени нейтрализуются принадлежащим правительству правом роспуска парламента.

Судебные полномочия зарубежных парламентов  являются ограниченными, и их реализация не занимает заметного места в обычной парламентской деятельности. Полномочиями суда первой инстанции парламенты наделяются редко. Наиболее типичным примером является британская палата лордов, которая по традиции является судом первой инстанции по делам мэров, обвиняемых в совершении тяжких государственных или уголовных преступлений. Наделение парламентов апелляционной юрисдикцией также представляет исключение. Такими полномочиями обладает палата лордов в Великобритании. В целом ряде стран парламентам предоставлено право осуществления особой судебной процедуры (импичмент) по делам определенной категории должностных лиц.

Внешнеполитические полномочия парламентов  носят ограниченный характер. Парламент  практически почти лишен возможности  оказывать решающее влияние на формирование и осуществление внешней политики. Он может высказывать свое мнение и осуществлять в доступных для него формах контроль за внешней политикой правительства. Эти функции обычно возлагаются на комиссии по иностранным делам соответствующих палат. Чисто формальными являются права парламента объявлять войну и заключать мир, поскольку эти полномочия фактически полностью сосредоточены в руках правительства.

Необходимость разделения властей  является прямым следствием разделения  и противостояния  индивидуального  и  социального  интереса,  чаяний  в  жизни малых, так или иначе спаянных (например, объединенных проживанием  на  одной небольшой территории) групп  населения  и  крупных  социальных  образований. Наличие двух фундаментов и равная опора на них,  т.е.  баланс  и  разделение общественных свобод (часто называемых общественными обязанностями) и  свобод индивидуальных, баланс и разделение  законов,  баланс  ветвей  власти  и  их функций - вот основной принцип, согласно которому  должно  строиться  здание общественной жизни. Только в таком случае  это здание  может устоять во времена потрясений,  выдержать  губительный  для  любой  жесткой  социальной конструкции  напор  технологических  новшеств,  изменений  среды   обитания, честолюбивых    замыслов    отдельных    представителей    политической и интеллектуальной элиты, конкуренции этнических и региональных групп. Термины  «соединение»  и   «разделение»   властей   обозначают принципы организации и механизм  реализации  государственной  власти.  Последняя  по своей сути едина и дробиться на части не может. У нее  единый  первоисточник —  общность,   класс,   народ.   А   вот   организуется   и   осуществляется государственная   власть   по-разному.   Исторически   первой   была   такая организация   государственной   власти,   при   которой   вся   ее   полнота сосредоточивалась  в  руках   одного   органа,   обычно   монарха.   Правда, полновластными могут быть и выборные органы (таковыми,  например,  считались Советы народных депутатов СССР).

  Принцип разделения властей — это рациональная организация государственной власти в демократическом  государстве,  при  которой  осуществляются  гибкий взаимоконтроль  и  взаимодействие  высших  органов  государства  как  частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

В зарубежных странах существуют два  основных вида республиканских форм правления - президентская и парламентарная республика. Президентская республика теоретически строится по принципу жесткого разделения властей. Это означает, что в конституционном законодательстве соответствующих стран проводится строгое разграничение компетенции между высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти.

Президентская республика отличается следующими характерными особенностями: внепарламентский метод избрания президента; внепарламентский метод формирования правительства и отсутствие института парламентской ответственности; отсутствие у президента права роспуска парламента.

Парламентарная республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская. В настоящее время парламентарная республика существует в следующих странах: в Италии, ФРГ, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Ирландии, Исландии, Индии, Израиле, Ливане, Турции и некоторых других.

Для парламентарной республики в значительно большей степени, чем для президентской, характерен разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти. Провозглашается верховенство парламента, но фактически он работает под жестким контролем правительства. Устанавливается ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, но фактически парламент почти всегда может быть распущен правительством, утратившим его доверие.

Президент наделяется обширными полномочиями, но осуществляются они не им, а правительством.

В парламентарных республиках (за исключением  Австрии, Ирландии, Исландии, где выборы президента прямые) президент избирается путем многостепенных выборов (чаще всего двухстепенных). Воля избирателей при многостепенных выборах опосредствуется в основном общенациональным представительным учреждением - парламентом. Избираемый парламентским путем президент наделяется конституцией весьма широкими полномочиями. Ему предоставляются не только традиционные права главы государства, но он является носителем исполнительной власти и формально рассматривается как составная часть парламента.

В парламентских странах правительство  несет политическую ответственность перед парламентом, формируется парламентским путем и обязано уйти в отставку в случае выражения ему вотума недоверия.

Согласно теории разделения властей, которая в той либо иной степени  нашла свое отражение в конституционализме любой демократической страны, парламент как носитель верховной законодательной власти занимает привилегированное положение в системе высших органов государственной власти. Так, американская конституция постановляет: "Все законодательные полномочия, сим установленные, предоставляются Конгрессу Соединенных Штатов..." Согласно американской конституционной теории конгресс является носителем "законодательной ветви власти".  Статья 26 конституции Греции устанавливает: "Законодательная власть осуществляется Палатой депутатов и Президентом республики". В несколько иной форме эта мысль выражена в ст. 70 итальянской конституции: "Законодательная функция осуществляется совместно обеими палатами". Весьма категорично определяет юридический статус парламента конституция Японии: "Парламент является высшим органом государственной власти и единственной законодательной властью государства". Наконец, в ст. 45 конституции Федеративной республики Бразилии 1988 г. сказано: "Законодательная власть осуществляется Национальным конгрессом, который состоит из Палаты депутатов и Федерального сената".

 

    1. Федеральное собрание РФ

 

Согласно Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание Российской Федерации является парламентом Российской Федерации - представительным, законодательным и постоянно действующим органом государственной власти Российской Федерации.

Федеральное собрание Российской Федерации можно охарактеризовать следующим образом:

  1. Федеральное Собрание Российской Федерации является представительным органом, так как представляет политическую волю народа (Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации формируется путём выборов).
  2. Федеральное Собрание Российской Федерации является законодательным органом, так как ни один закон в Российской Федерации не может быть принят без его участия.
  3. Федеральное Собрание Российской Федерации является постоянно действующим органом (в отличие от Конституционного Собрания Российской Федерации).

Федеральное Собрание Российской Федерации  является двухпалатным органом, состоящим  из Совета Федерации и Государственной  Думы. Государственная Дума представляет интересы всего населения Российской Федерации в целом и условно  именуется "нижней палатой". Совет Федерации состоит из членов, выражающих интересы субъектов Российской Федерации. Тем не менее, решения Совета Федерации адресуются населению Российской Федерации в целом. Совет Федерации условно именуется "верхней палатой". Каждая из палат Федерального Собрания Российской Федерации самостоятельно решает вопросы, отнесённые к её компетенции. Это обеспечивает действие в Российской Федерации системы сдержек и противовесов. Верхняя палата Федерального Собрания Российской Федерации сдерживает нижнюю палату Федерального Собрания Российской Федерации (может не одобрить закон, принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации).

Информация о работе Федеральное Собрание: структура, полномочия и функции