Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 19:53, реферат
Форма государственного устройства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Изучить государство с точки зрения его формы – значит изучить его строение, основные составные части, внутреннюю структуру. При всей кажущейся абстрактности форма государственного устройства самым непосредственным образом касается, а то и на прямую определяет объем и качество прав и свобод граждан.
Проблема государства – одна из приоритетных в современной политической теории. Это обусловлено тем, что государство является главным орудием политической власти в обществе, центральным элементом ее политической системы, средством установления и поддержания общественного порядка.
Однако ни одно государство невозможно представить без территориально-организационной структуры, которая является формой его устройства.
Форма государственного устройства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Изучить государство с точки зрения его формы – значит изучить его строение, основные составные части, внутреннюю структуру. При всей кажущейся абстрактности форма государственного устройства самым непосредственным образом касается, а то и на прямую определяет объем и качество прав и свобод граждан.
Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование, напротив, неверно найденные формы устройства государства, не отвечающие его характеру и задачам, могут стать одной из причин его распада.
Итак, в первой части своей работы я бы хотела рассмотреть три основные формы государства: унитарное государство, федерацию, конфедерацию. Во второй – остановиться подробнее на проблемах федерации, наиболее близкой нам форме государственного устройства.
Глава 1. Формы государственного устройства.
Территориальная организация государства
– явление многоэлементное, сложное, которое
означает определенный порядок устройства,
выделение и взаимосвязь отдельных его
составных частей. Речь идет о национально-государственном,
административно-
Форма государственного устройства представляет
собой устройство государства, его
внутреннее деление на составные части
– административно-
Формы государственного устройства могут быть различными. В политологии принято выделять такие, как унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация.
Унитарное (единое, от лат. «unus» - «один»)
государство – это единое цельное государственное
образование, состоящее из административно-
Признаки унитарного государства:
В число современных унитарных государств входят Англия, Франция, Италия, Венгрия и некоторые другие страны.
Разновидности унитарного государственного устройства в зарубежных странах различают в зависимости от того, как юридически строятся отношения между центральными и региональными органами государства – на началах централизации или децентрализации.
Различают два вида унитарных государств:
К формально децентрализованным относятся такие унитарные государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных органов, поэтому юридически отношения между ними строятся как будто бы на началах децентрализации, хотя фактически и здесь деятельность региональных органов подчинена контролю центральных органов (Великобритания, Новая Зеландия, Япония).
К открыто централизованным относятся такие государства, в которых подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра (Нидерланды, Норвегия, Швеция, Финляндия). Так, например, в Финляндии управление административной единицей возглавляется губернатором, который назначается президентом.
Однако многообразие организаций местного самоуправления не колеблет главного в зарубежной унитарной форме государственного устройства – всевластия органов центральной администрации.
Необходимо также остановиться и на автономии в унитарном государстве.
По своему правовому положению автономное
образование отличается от простой единицы
административно-
Чаще всего статус автономии предоставляется не всем, а только отдельным частям унитарного государства, которые отличаются от других по своему национальному составу и географическому положению. Так, в Финляндии – это Аландские острова, населенные шведами.
Достоинство унитарного государства состоит в том, что оно простое, располагает всей полнотой верховной власти.
Федеративным государствам в современном мире принадлежит особая роль, что вызывает оправданный к ним интерес. В их числе такие мощные в политическом и экономическом отношении государства, как США, Канада, ФРГ и Австралия, государства с высоким (Швейцария, Австрия, Бельгия) и среднем уровнем развития капитализма (Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия), развивающиеся страны (Малайзия, Нигерия, ОАЭ).
Федерация (от лат. «fedus» - «союз») – это единое государство, состоящее из нескольких государственных образований, объединившихся для решения центральной властью общих для всех членов федерации задач.
В состав современных федераций входит различное число субъектов: в РФ – 89, США – 50, ФРГ – 16 и т. д.
Федеративная форма воплощается в сложных государствах, состоящих из государственных образований (республик, областей, штатов, кантонов, провинций, земель) со своими законодательными, исполнительными и судебными органами.
Основные признаки федеративного государства:
В каждой федерации предметное размежевание компетенции между союзом и его членами имеет свои особенности. Общим, однако, является то, что к компетенции федерации повсеместно отнесены все важнейшие вопросы государственной жизни: оборона страны, руководство вооруженными силами, внешние сношения, денежное обращение, сбор важнейших налогов и пошлин, организация федеральных государственных органов, разрешение споров между союзом и его членами или между отдельными членами.
В компетенцию субъектов федерации входят обычно вопросы организации местного управления, охраны общественного порядка, культуры и образования и др. По-разному решается вопрос о гражданском и уголовном законодательстве: если в США штаты имеют свои собственные гражданские и уголовные кодексы, то в ФРГ, Австрии и Швейцарии действуют единые общефедеральные гражданские и уголовные кодексы.
Таким образом, федерация является более сложной формой государственного устройства, нежели унитарное государство.
Одной из важнейших, хотя и менее распространенных по сравнению с другими формами государственного устройства, является конфедерация.
Конфедерация (от лат. «confederation» - «сообщество») – это постоянный юридический союз суверенных государств, созданный для защиты их общих интересов.
Для конфедеративной формы государственного устройства характерны следующие черты:
Конфедерация как форма союза государств, сохраняющих суверенитет практически в полном объеме, сравнительно редко встречалась в истории. Конфедерациями были Австро-Венгрия до 1918 года, Швеция и Норвегия до 1905 года, Швейцария до 1848 года (хотя термин «конфедерация» и употребляется в настоящий момент в наименовании швейцарского государства, но это не меняет природы его федеративного устройства). Попытки создания конфедерации предпринимались в различных регионах мира и в 20 столетии. Одной из них была Сенегамбия, объединившая в 1982 году два государства – Гамбию и Сенегал – в конфедеративный союз. Но через несколько лет она распалась.
Опыт истории конфедерации свидетельствует о том, что эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме государственного устройства. Совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, она, под воздействием тех или иных причин, зачастую теряет равновесие, необходимое для её сохранения.
Однако ни одна из выше перечисленных форм государственного устройства не идеальна. Каждая из них сталкивается на практике с большим количеством проблем. Остановимся подробнее на проблемах Российской Федерации, наиболее близких нам.
Глава 2. Проблемы российской федерации.
Разрушение СССР, отказ от прежней политической и социально-экономической системы породили множество противоречивых проблем в вопросах государственного устройства.
Принятие новой Конституции Российской Федерации, закрепившей ее федеративное государственное устройство, не прекратило дискуссии по проблемам российского федерализма. Некоторые вопросы федеративных отношений приобретают еще большую остроту. К их числу относятся, прежде всего, проблема суверенитета, проблема разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами, проблема национальной или территориальной модели устройства, равенства субъектов Федерации, проблема местного самоуправления.
2.1. Проблема суверенитета.
Согласно Конституции, Российская Федерация - это суверенное государство, обладающее всей полнотой власти на своей территории, и вопрос о суверенитете во всех федеративных государствах, о его субъектах решен одинаково: федерация суверенна, а её субъекты - нет.
Субъекты Российской Федерации обладают самостоятельностью только при решении вопросов своего предмета ведения. Термин суверенитет означает полную независимость, как во внутренних делах, так и во внешних отношениях, и субъекты Российской Федерации должны принимать только те правовые акты, которые не содержат норм, противоречащих Конституции и федеральному законодательству. Если бы республики в составе Российской Федерации действительно стали суверенными государствами, то это означало бы потерю суверенитета самой Федерации и превращение ее в конфедеративный союз.