Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 01:33, курсовая работа
Вопрос о функциях государства на любом этапе развития является одним из
важнейших в общей теории государства.
Это связано, во-первых, с тем, что в функциях проявляется сущность
государства, его социальное назначение. Поэтому познание функций служит
предпосылкой познания главного и определяющего в государстве. Во-вторых,
функции государства определяют его структуру.
Введение._________________________________________ 2-3стр.
1.Функции государства: понятие, классификация _________ 4-14стр.
Понятие функций государства________________15-22стр.
Классификация функций государства__________ 23-43стр.
Форма и методы реализации функций _________ 44-45стр.
2. - Механизм государства
2.1 - Понятие, признаки механизма государства____________21-
2.2 - Орган государства как элемент механизма государства:
понятие, признаки, классификация
3. - Заключение
4. - Список литературы
План
Введение._____________________
1.Функции государства: понятие, классификация _________ 4-14стр.
2. - Механизм государства
2.1 - Понятие, признаки механизма государства____________21-
2.2 - Орган государства как элемент механизма государства:
понятие, признаки, классификация
3. - Заключение
4. - Список литературы
Практическое задания. Дайте определение, найдите в нормативных актах, приведите пример и выпишите: а) императивную норму; б)статью, в которой содержится одна норма.
Введение.
Вопрос о функциях государства на любом этапе развития является одним из
важнейших в общей теории государства.
Это связано, во-первых, с тем, что в функциях проявляется сущность
государства, его социальное назначение. Поэтому познание функций служит
предпосылкой познания главного и определяющего в государстве. Во-вторых,
функции государства определяют его структуру. Иными словами, структура
государственной деятельности определяется системой тех общественных
отношений, но которые государство оказывает необходимое воздействие, и её
невозможно характеризовать в отрыве от системы регулируемых государством
общественных отношений. Изменение функций неизбежно ведёт к изменению
структуры.
Выбор данной темы работы также обусловлен ее несомненной актуальностью в
современный период. В советской юридической науке был выработан взгляд на
проблему государства, служивший в течение ряда десятилетий идеологическим
оправданием тоталитарного режима. Обстановка изменилась в связи с официальным
признанием необходимости формирования в нашей стране правового государства в
начале 90-х гг. XX века.
Перед новой Россией стоят новые задачи и цели,
государство приобретает новые функции. Более того, по сравнению с 1993 годом
произошли изменения, требующие выделения новых функций, присущих современной
России.
И наконец, вопрос функций государства остается и к настоящему времени
дискуссионным. Существуют различные подходы к их определению и классификации.
В юридической литературе встречаются во многом противоположные точки зрения
по этому вопросу, а на страницах журналов зачастую можно обнаружить
критические отзывы о вышедших из печати новых учебниках и монографиях.
В советское время, насколько это было возможно, данным вопросом занимались
многие ученые. Работы М.И.Байтина, Н.В.Черноголовкина, В.В.Лазарева
используются в моей работе. Именно в период СССР зарождались основные споры
по этому вопросу, появлялись первые научные исследования, оформлялись точки
зрения. С начала 90-х гг. XX в. своих трудах также значительное место уделяли
проблемам функций государства М.Н.Марченко, С.А.Комаров, А.Б.Венгеров. Они не
ограничивались формальным изложением темы, останавливаясь на принципиальных
спорных вопросах.
Цель моей работы – наиболее полно раскрыть понятие «функции государства», с
учетом специфики российского государства, и условий сложившихся к 2002 году.
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:
- раскрытие понятия функции государства, его неоднозначности, позиций
различных ученых в определении функций государства;
- раскрытие сущности функций государства с учетом тенденций изменения
самого государства в последние десятилетия;
- выделение формальных признаков функций государства;
- характеристика
различных классификаций
новейших критериев классификации; отношение современных ученых к
общепризнанным в советское время критериям классификации;
- проследить эволюцию функций советского государства, а затем
проанализировать предложения современных ученых о выделении новых функций,
характерных для России;
- кратко
рассмотреть взгляды
сущность и классификацию функций государств
Функции государства: понятие, классификация.
1.1. Понятие функций государства.
Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие качественные
характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой
организации публичной власти, но и общества и целом.
Функции государства - основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность
В этом определении выделены наиболее существенные признаки функций государства.
классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые,
групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.
2. В функциях государства
воплощается и раскрывается
как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется
разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене.
3. Функции государства
возникают и развиваются
задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством
осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво
сложившиеся основные направления его деятельности.
4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и
объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика
социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни
общества.
В связи с тем что государство выполняет множество функций» содержание которых
весьма разнообразно, необходима их научная классификация.
Рассмотрим некоторые основания (критерии) такой классификации.
Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются:
во-первых, особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех
общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей
деятельности; во-вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой
функции, т е. более или менее однородных, близких друг к другу видов
государственной деятельности.
В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни – внутренней или внешней
– осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они
служат – внутриполитических или внешнеполитических – они подразделяются на
внутренние и внешние. Внутренние функции государства – это, например,
экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования. К
внешним функциям относятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка
мирового порядка и т.д.
1 Среди внутренних и внешних функций государства различаются функции основные неосновные. Основные функции – это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период. Основным функциям государства присущ ряд общих черт. Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение. Разумеется, то и другое проявляется во всех его функциях. Однако в различных функциях государства его сущность и социальное назначение обнаруживают себя неодинаково. В основных функциях они как бы «лежат на поверхности», выражаются непосредственно и со всей определенностью. В других же – они не имеют столь прямого проявления и, как правило, могут быть определены лишь посредством рассмотрения их в связи с содержанием той или иной основной функции. Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельности государства, как, с одной стороны, налаживание средств связи, обеспечение ремонта и строительства дорог, работы транспорта, участие в международных конвенциях по защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др., с другой –
экономическая, социальная деятельность
государства, осуществляемая им охрана прав и свобод граждан, всех форм
собственности, правопорядка, оборона страны и др.
Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функций, осуществляемых,
как правило, специально предназначенными для этого органами (например,
здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование, финансовая
деятельность, дипломатия, внешняя торговля и т.д.), основные функции относятся к
деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или
многими звеньями государственного аппарата.
В-третьих, с точки зрения своего содержания и структуры основная функция носит
комплексный, собирательный характер, всегда требует системного анализа. Она
воплощает сосредоточение усилий государства на одном из решающих, генеральных
направлений его внутренней или внешней деятельности. Ее объектом является
широкий круг обладающих известным сходством общественных отношений в какой-то
определенной большой области социальной жизни (например, отношения в сферах
экономики, налогообложения, социальных отношений, экологии, обеспечения мира и
поддержания мирового порядка и т.д.).
Сообразно с этим основные функции государства охватывают, группируют по наиболее
важным направлениям государственного воздействия на общественные отношения
множество других его функций, именуемых неосновными функциями. Последние, будучи
составными структурными частями основных функций, представляют собой направления
деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле
более узкой, сфере общественной жизни.
Необходимо помнить, что термин «неосновные функции» условный. Его употребление
не имеет в виду умалить значение данной разновидности функций и правомерно лишь
постольку, поскольку помогает выделить из множества различных государственных
функций более широкие по объему и общие по содержанию основные функции
государства.
Важно подчеркнуть, что основная функция – не конгломерат, а определенная,
проникнутая внутренним единством и целеустремленностью система многочисленных
направлений деятельности государства. Эта система отличается от составляющих ее
элементов.
От основных и неосновных функций государства следует отграничивать функции
органов государства, т.е. реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных
органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и
политической системе общества.
Осуществление основных функций государства по своему содержанию есть непрерывный
процесс реализации многочисленных неосновных государственных функций и функций
отдельных государственных органов. Соотношение между указанными разновидностями