Совершенствования процесса управления развитием ОАО «Содружество»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию процесса управления развитием ОАО «Содружество».
В соответствии с заявленной целью, были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические основы управления развитием организации.
Проанализировать управление развитием организации на ОАО «Содружество», а так же обосновать и выработать методы по его совершенствованию.

Вложенные файлы: 1 файл

PROEKT_konechn.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

 


 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Организация может существовать и реализовывать стоящие перед ней цели только в том случае, если ее изменения адекватны изменениям и требованиям существующей экономической среды рыночных отношений. Организации существуют в окружении, состоящем из множества элементов: рынок, с его предложениями и запросами, акционеры с их интересами получения дивидендов и реализации прав собственности, правительство с его налоговыми и законодательными требованиями, партнеры, по отношению к которым организация имеет свои обязательства, меняющиеся технологии, оборудование, требования к качеству продукции, образовательному уровню исполнителей, возрастающие запросы наемных работников, деятельность конкурентов. Выбранная стратегия управления организацией отражается на получаемой прибыли, а значит и на рентабельности. Поэтому развитие организации требует грамотного управления: необходимо утвердить и реализовывать программу развития, систему слежения за ее выполнением, выделить средства на реализацию.

В то время как задача претворения в жизнь разработанной и принятой к исполнению стратегии стоит перед всеми подразделениями предприятия, действующими как единое целое, руководство предприятия должно тщательно продумывать организационный аспект — как правильно и наиболее эффективно координировать работу всех элементов механизма. Сущность этого управления заключается в планировании развития организации, четком делегировании полномочий, планировании профессиональной карьеры, построении системы оценок и мотивации персонала с учетом этапов развития организации.

Анализ степени изученности выбранной темы. Проблема управления развитием организации в настоящее время в России является достаточно исследованной. К первым работам посвященным управлению развитием организации следует отнести работы Грищенко В.Н., Демидовой Л.Г., Петрова А.Н. «Теоретические основы прогнозирования и планирования»1. Именно названными авторами в 90-х годах было сформулировано определение изучаемой категории. На данный момент времени изучением управления развития организации занимаются такие авторы как Алехин Г.В, Гаврилов А.И., Королевская В.И. В работе Мильнера Б.З., раскрыты этапы развития организации, а так же все особенности, характерные для каждого из них. Факторы, влияющие на управление развитием организацией определила Румянцева З.П. Однако в проведенных авторами исследованиях рассматриваются только отдельные вопросы, касающиеся управления развитием организации, поэтому возникает необходимость в обобщении материала по изучению данного вопроса и его комплексного анализа с учетом специфики отдельных отраслей промышленности2.            

Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью эффективного управления развитием организации и недостаточной научной обоснованностью направлений его совершенствования.

Объектом исследования является управление развитием организации в целом.

Предметом исследования является ОАО «Содружество».

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию процесса управления развитием ОАО «Содружество».

В соответствии с заявленной целью, были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы управления развитием организации.
  2. Проанализировать управление развитием организации на ОАО «Содружество», а так же обосновать и выработать методы по его совершенствованию.

Теоретико-методологическую основу работы составили работы отечественных исследователей в области изучения теории организации: Г.Р. Латфуллин и В.И. Подлесных, раскрывающие понятие организации в различных аспектах, Ю.Н. Лапыгин, описывающий ключевые процессы в деятельности организации, Б.З. Мильнер, особое внимание уделивший этапам развития организации, С.В. Рогожин раскрывающий вопросы управления развитием организации, Э.А.Смирнов обозначивший внутренние и внешние процедуры, осуществляющие функции управления, З.П. Румянцева, обозначившая факторы, влияющие на управление организацией и другие авторы3.

В процессе работы были использованы общенаучные методы, а именно анализ и синтез, обобщение, а так же качественный анализ нормативных документов. Применение системного подхода позволило детально представить схему процесса управления развитием организации на примере ОАО «Содружество». Институционный подход позволил выявить механизм взаимодействия организации и субъектов влияющих на внешние факторы развития.

Эмпирическую основу исследования составили тексты правовых актов, определяющих порядок функционирования открытых акционерных обществ, материалы ОАО «Содружество» (должностные инструкции, устав), характеризующие деятельность организации, правовую форму, основные направления деятельности.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка источников и литературы.

 

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ.

 

Организация – объединение совместно работающих людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения определенных общих целей4.

  Организация представляется самым распространенным видом целенаправленной деятельности человека, обеспечивающим, в той или иной степени, эффективное решение любой стоящей перед ним задачи. Все, что осуществляется человеком, так или иначе организуется им или другими субъектами в отношении него. В этом смысле организация представляет собой определенным образом планируемый и осуществляемый человеком целенаправленный интеллектуально-материальный процесс установления соотношений, связей, зависимостей, построения форм и процедур5.

Все сложные организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех сложных организаций характеристики. Общие черты для всех организаций: горизонтальное разделение труда за счет образования подразделений, наличие вертикального разделения труда – деятельность по координированию работы других людей, и наконец, необходимость управления. Организации могут существовать в форме хозяйственных товариществ и обществ. Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом6.

В любой организации реализуются три ключевых процесса: получение ресурсов из внешней среды, трансформация ресурсов в готовый продукт (или услугу) и передача его во внешнюю среду7.

Процесс жизнедеятельности каждой организации связан с процессом непрерывного изменения и развития. Организация может существовать и реализовывать стоящие перед ней цели только в том случае, если ее изменения адекватны изменениям и требованиям существующей экономической среды рыночных отношений. Объективными показателями организационного развития и успешности деятельности являются прибыль и рентабельность предприятия.

Основной задачей руководителя организации является научиться управлять процессами развития организации. Сущность этого управления заключается в планировании развития организации, четком делегировании полномочий, планировании профессиональной карьеры, построении системы оценок и мотивации персонала с учетом этапов развития организации.

Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организаций как предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени.

Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки предусматривает следующие этапы.

     1. Этап предпринимательства. Организация  находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.

     2. Этап коллективности. Развиваются  инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации в рамках организации и ее структура остаются, в сущности, неформальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие механических контактов и демонстрируют высокие обязательства.

     3. Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются  процедуры. Упор делается на эффективность  инноваций и стабильность. Органы  по выработке и принятию решений  становятся ведущими компонентами  организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает для нее серьезной опасности.

     4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной.

     5. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на ее продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно наиболее ценных специальностей. Число конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки сдержать тенденцию к упадку. Механизм выработки и принятия решений централизован8.

Управление организацией – это непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели9.

Для осуществления организационной деятельности в организации обобщенный субъект управления принимает соответствующие управленческие решения. Во многих случаях от этих решений зависят реальные возможности достижения целей организации, ее эффективная деятельность10.

Для обеспечения выполнения общих и конкретных функций управления важна грамотно организованная структура управления.

Структура управления – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных управленческих подразделений и отдельных должностей, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого11.

К внутренним процедурам, осуществляющим функции управления относятся информационная подготовка, разработка вариантов решений, принятие решения руководителем, организация его выполнения и контроль. К внешним - согласование текста решения и утверждение его у вышестоящего руководства12.

Структура управления сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления. 
Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано:

-на подпроцессы  промышленного производства;

-на изготавливаемые  изделия;

- пространственные  производственные условия.

Организационные структуры управления промышленными фирмами отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями. К ним могут быть отнесены:

- размеры производственной деятельности  фирмы (средняя, мелкая, крупная);

- производственный профиль фирмы (специализация на выпуске одного вида продукции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей);

- характер выпускаемой продукции  и технология ее производства (продукция добывающих или обрабатывающих  отраслей, массовое или серийное  производство);

- сфера деятельности фирмы (ориентация на местный, национальный или внешний рынок); масштабы заграничной деятельности и формы осуществления (наличие дочерних предприятий за границей, в том числе производственных, сбытовых и др.); характер монополистического объединения (концерн, финансовая группа). 

Эффективность построения организационной структуры не может быть оценена каким-либо одним показателем. С одной стороны, следует учитывать, насколько структура обеспечивает достижение организацией поставленных целей, с другой - насколько ее построение адекватно объективным требованиям к ее содержанию, организации и свойствам13.

Конечным критерием эффективности при сравнении различных вариантов организационной структуры, несомненно, является наиболее полное и устойчивое достижение целей.

Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение соответствия системы управления и ее организационной структуры объекту управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности состава работников объему и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией.

Информация о работе Совершенствования процесса управления развитием ОАО «Содружество»