Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:30, курсовая работа
Актуальность исследования. Резкие социальные перемены, произошедшие в России в 90-ые годы, и кризис, поразивший все стороны жизнедеятельности общества, привели к снижению уровня жизни большей части населения и чрезвычайно обострили проблемы социальной помощи и социальной защиты семьи. Как социальный институт и малая группа семья выступает посредником между индивидуумом и обществом в различных сферах его жизнедеятельности и является одним из факторов, эффективно влияющих на адаптацию человека к реалиям жизни. Именно она создает обстановку, которая является наиболее благоприятной для физического роста и духовного развития детей, а также для самочувствия всех взрослых ее членов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ……………………………………………………….. 8
1.1 Современная российская семья как объект социальной работы…….… 8
1.2 Социальные проблемы семьи и причины их возникновения………….. 11
1.3 Организация социальной защиты семьи в России ……………………... 16
ГЛАВА II. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ …………………………………………. 19
2.1 Психолого-педагогические особенности деятельности специалиста по социальной работе с семьей ………………………………………………….19
2.2 Роль социального работника в организации социальной защиты семьи ..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..... 27
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
С СЕМЬЕЙ……………………………………………………….
1.1 Современная российская семья как объект социальной работы…….… 8
1.2 Социальные проблемы
семьи и причины их
1.3 Организация социальной защиты семьи в России ……………………... 16
ГЛАВА II. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО
РАБОТНИКА В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Психолого-педагогические
особенности деятельности
2.2 Роль социального работника
в организации социальной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..... 27
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Резкие социальные перемены, произошедшие в России в 90-ые годы, и кризис, поразивший все стороны жизнедеятельности общества, привели к снижению уровня жизни большей части населения и чрезвычайно обострили проблемы социальной помощи и социальной защиты семьи.
Как социальный институт и малая группа семья выступает посредником между индивидуумом и обществом в различных сферах его жизнедеятельности и является одним из факторов, эффективно влияющих на адаптацию человека к реалиям жизни. Именно она создает обстановку, которая является наиболее благоприятной для физического роста и духовного развития детей, а также для самочувствия всех взрослых ее членов. Здоровый образ жизни семьи и ее благополучие являются основой выхода общества из кризисной демографической ситуации, его стабильности и социального прогресса.
В настоящее время российская семья сталкивается с целым рядом острых проблем, затрагивающих различные стороны ее жизнедеятельности и основные функции: репродуктивную, экономическую, социализирующую, рекреативную, воспитательную. Научные исследования, посвященные вопросам жизнедеятельности современной семьи и роли социального работника организации социальной защиты семьи (работы Андреева Г.М., Бочарова В.Г., Василькова Ю.В., Беличев С.А., Елизаров В.В., Гайнер М.Л., Жданов В.И., Куличенко Р.М., В.Н. Курбатов, П.Д. Павленок, Пантелеев Г.С., Ф. Парслоу, Сластёнин В.А., В.И. Жукова, Е.И. Холостовой, Торохтий В.С. и др.), и анализ статистических данных свидетельствуют о том, что в развитии семьи как фактора, обуславливающего формирование личности ребенка, в последние годы выявлены многие негативные тенденции:
- семья в значительной
мере теряет свою стабильность,
о чем свидетельствует
- следствием высокой
- рост внебрачной рождаемости
детей несовершеннолетними
- увеличение количества
неполных материнских семей
Усиление негативных социальных явлений, указывающих на рост числа проблемных семей, в частности неполных и преимущественно материнских, с дефицитом воспитательных и других социально ориентированных возможностей, создает целый ряд противоречий:
- между потребностью общества
в здоровом подрастающем
Таким образом, современные тенденции развития семьи как социального института и первичного фактора формирования личности ребенка, увеличение количества неполных семей, дефицит их воспитательных и других социально-адаптивных возможностей выдвигают на первый план необходимость создания эффективных «механизмов» социальной помощи семье средствами андрагогического и психолого-педагогического просвещения родителей, а также оптимизации организационно-педагогических условий социальной поддержки семьи посредством устранения межведомственной разобщенности и установления социального партнерства всех субъектов, оказывающих социальную помощь родителям и детям семьи.
Теоретическая не разработанность путей разрешения названных нами противоречий и потребности практики в повышении эффективности взаимодействия специалиста социальной работы с родителями и детьми из семьи обусловили актуальность исследования данной проблемы.
Все это и делает поставленную нами проблему чрезвычайно острой, требующей безотлагательного решения не только путем оказания семьям материально-финансовой поддержки, но и комплексной психосоциальной, социально-педагогической и андрагогической помощи посредством организации образовательно-просветительной работы с родителями и воспитательной работы с детьми.
Цель исследования — разработать и научно обосновать роль социального работника в организации социальной защиты семьи.
И для того, чтобы достичь поставленной цели представляется необходимым в рамках данной работы решение следующих задач:
1. Проанализировать научно-
3. Выявить роль социального
работника в организации
4. Изучить опыт деятельности
социальных служб, социальных
педагогов и социальных
5. Выявить эффективность
деятельности социального
Объект исследования является социальный работник.
Предмет исследования — процесс реализации методов и приемов социальной работы по организации социальной защиты семьи.
Гипотеза исследования. Деятельность социального работника в организации социальной защиты семьи может быть эффективной при следующих условиях:
- если будет осуществлен системный подход к изучению роли социального работника в организации социальной защиты семьи;
- изучены и приняты
во внимание особенности
- осуществлен интегральный
подход к построению
- практически реализовано
взаимодействие различных
- если специалист социальной
работы, наряду с функциями
Методологической основой исследования является системный и личностно-ориентированный подходы к изучению роли социального работника в организации социальной защиты семьи; андрагогические подходы к ликвидации функциональной психолого-педагогической неграмотности родителей; интегральный и многоуровневый подходы к разработке опытно-экспериментальной модели организационно-педагогических условий взаимодействия социального работника с семьями.
Методы исследования:
- контент-анализ научной
литературы по теме
- анализ юридических документов,
составляющих законодательную
- методы изучения
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ
1.1 Современная российская семья как объект социальной работы
Семья есть основанная на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Прежде всего, следует обратить внимание на различие понятий «семья» и «брак». Часто первое более широкое понятие сводят ко второму. Но семья - это не только супружеские связи, уходящие в глубь времен на несколько поколений, но и горизонтальные, т.е. отношения между родителями, детьми, братьями, сестрами, и другими родственниками. В тоже время каждая семья создает собственную культурную среду в рамках общей культуры определенного народа, концессии, государства. И потому «войти в семью» - означает принять и усвоить ее субкультуру. Тех, кто не признает такой порядок, семья чаще всего отторгает.
Много написано о «нуклеарной семье», знаменующей современный тип семьи. Само название происходит от слова «нуклон», что на латинском означает «ядро». Понятие «нуклеарная семья» подразумевает семью с одной брачной парой и их неженатыми детьми или без них. Процесс урбанизации значительно модернизировал семью. Зачастую взрослые дети и их родители живут в разных домах, в разных частях одного и того же города или вообще в разных городах[1].
Меняется само представление о семье, сегодня семья - это не только люди, живущие под одной крышей. Современная тенденция во внутрисемейной политике - создание многоядерной, а если придерживаться латинских терминов, то мультинуклеарной, или мультифамильной. Такая семья, как и в предшествующих формах, создает собственную субкультуру, но, в отличие от прежних форм семьи, они представляются более открытыми для интегрирования разных культур. Культура мультинуклеарной семьи носит интернациональный характер.
Если объектом культуры в целом являются огромные массы людей, то семейная культура обращена к отдельному человеку, его конкретной личностной судьбе.
К основным функциям семьи относятся: поддержание биологической непрерывности благодаря рождению детей и обеспечению биологического существования пищи, жилища, одежды; создание культурной непрерывности, передача новым поколениям общественного - культурного наследия[2].
Все семейные функции, собственно говоря, сводятся к одной: обеспечение связи времен, создание условий для непрерывного, точнее, прерывно - непрерывного развития человечества. Благодаря реализации семейных функций, исторический поток, постоянно эволюционируя, сохраняет свой социальный, биологический и культурный смысл.
В своем единстве перечисленные функции представляют систему семейных отношений, возникновение в этой системе дисфункции, т.е. рассогласования в их взаимодействии как целого, приводит систему в аномальное состояние. Игнорирование, а порой и полный отказ семьи по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции дестабилизирует семейный образ жизни, возникает угроза ее распада. Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено, характеризуются как семьи социального риска[3].
Растет число одиноких матерей и их детей. Так, если в 2003 году доля детей, родившихся в России у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла 18%, то в 2007 году она превысила 25%. Значит, ежегодно каждый четвертый - пятый новорожденный становится ребенком из неполной семьи, относимой обычно к семье риска.
Информация о работе Теоретические основы деятельности социального педагога с семьей