Теория ERG Альдерфера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 10:26, реферат

Краткое описание

В любой момент жизни человек испытывает массу потребностей. Природа потребностей различна. Большая часть потребностей не требует немедленного удовлетворения. Виды потребностей дифференцируются на:
– физиологические, – культурные, – духовные, – социальные. Динамика их состоит в том, что человек в первую очередь стремится удовлетворить физиологические потребности, затем культурные, духовные и лишь затем социальные, под которыми в данном случае понимается желание занимать определенное положение в обществе. Еще одна характерная деталь: переход к удовлетворению потребностей более высокого уровня невозможен без хотя бы принципиального удовлетворения потребностей предыдущего, низшего уровня ввиду простого не возникновения первых.

Вложенные файлы: 1 файл

Теория ERG Альдерфера.docx

— 43.17 Кб (Скачать файл)

Теория ERG Альдерфера

ВВЕДЕНИЕ

В любой момент жизни человек  испытывает массу потребностей. Природа  потребностей различна. Большая часть  потребностей не требует немедленного удовлетворения. Виды потребностей дифференцируются на:

– физиологические,

– культурные,

– духовные,

– социальные.

Динамика их состоит в том, что  человек в первую очередь стремится  удовлетворить физиологические  потребности, затем культурные, духовные и лишь затем социальные, под которыми в данном случае понимается желание  занимать определенное положение в  обществе. Еще одна характерная деталь: переход к удовлетворению потребностей более высокого уровня невозможен без  хотя бы принципиального удовлетворения потребностей предыдущего, низшего  уровня ввиду простого не возникновения первых. С ходом исторического процесса качественные и количественные характеристики всех видов потребностей развиваются поступательно, т.е. непрерывно увеличиваются, что в условиях ограниченности ресурсов порождает проблемы в распределении различных благ. Потребность становится мотивом в том случае, когда она заставляет человека действовать, а ее удовлетворение снижает психологическое напряжение.

Теории содержания мотивации анализируют  факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере предмет  этих теорий сконцентрирован на анализе  потребностей и их влиянии на мотивацию. Теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности  связаны с мотивацией человека к  деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о  том, что внутри человека побуждает  его к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: теория Фрейда; теория Маслоу и Г. Муррея; теория Герцберга; теория ERG Альдерфера; теория МакКлелланда.

  1. Теория потребностей существования, связи и роста.

Теорию потребностей существования, связи и роста (или ERG — Existence, Relations, Growth) разработал в 1972 г. американский ученый К. Альдерфер. Он предпринял попытку уточнить и творчески развить теорию иерархии потребностей А. Маслоу. Отмечая недостаточную четкость различения некоторых групп потребностей в теории А. Маслоу, он выделил не пять, а три класса (группы) потребностей: существования, связи и роста.

Подход Клейтона Альдерфера возник как реакция на критику иерархической модели Маслоу. Альдерфер предложил более простую структуру мотивационно-потребностной сферы человека, выделив всего три типа потребностей (вместо пяти у Маслоу). Свое название – ERG – теория Альдерфера получила по первым буквам выделенных им трех групп потребностей: - потребности существования (Existence); - потребности в социальных связях (Relatedness); - потребности роста (Growth) (рис. 1). В отличие от Маслоу, допускавшего что мотивация может развиваться только снизу вверх, от низших потребности к высшим, Альдерфер утверждает, что движение может идти в обоих направлениях (рис. 2). Наверх, если не удовлетворена потребность нижнего, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня.  При этом Альдерфер считает,  что в случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень.  Например,  если  человек никак не смог удовлетворить потребности роста,  у него включаются потребности связи, и это вызывает процесс регрессии с верхнего уровня потребностей на нижний. В соответствии с теорией Альдерфера,  иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным. Он считает, что каждый раз, когда потребность не удовлетворяется, происходит переключение на более конкретную потребность. Т.е.  имеет место движение сверху вниз.  Процесс движения вверх по уровням потребностей Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз – процессом фрустрации, т.е. поражения в стремлении удовлетворить потребность.

 Потребности, по Альдерферу, не активизируются в каком-то определенном порядке; их актуализация зависит как от индивидуальных особенностей человека, так и от специфики ситуации, любая потребность может актуализироваться независимо от удовлетворения других потребностей.

 

Рис.1 Соотношение иерархии потребностей теорий А. Маслоу и К. Альдерфера.

 

Альдерфер предполагает скорее континуум (совокупность), чем иерархические уровни или два фактора доминирующих потребностей. В отличие от Маслоу и Герцберга, он не утверждает, что потребности более высокого уровня становятся мотивирующим фактором только после удовлетворения потребностей более низкого уровня или что лишение чего-либо является единственным способом активизации потребности.  Например,  согласно теории ERG, происхождение человека и культурная среда могут обусловить то, что потребности в связях будут предшествовать неудовлетворенным потребностям существования,  и чем больше удовлетворяются потребности в росте, тем сильнее они становятся.

Согласно теории ERG, если усилия, направленные на удовлетворение потребностей какого-либо уровня, постоянно оказываются безуспешны, то человек может вернуться к  поведению, удовлетворяющему более  простые, с точки зрения возможности  их удовлетворения, потребности. Сотрудник, который не способен в рамках своей трудовой деятельности удовлетворить потребности в личностном и профессиональном росте, может остановиться на том, что будет выполнять свою работу лишь настолько, насколько необходимо, чтобы не потерять место и удовлетворять социальные потребности (потребность в общении), то есть потребности более низкого уровня.

Потребности существования как бы включают две группы потребностей пирамиды Маслоу: потребности безопасности, за исключением групповой безопасности, и физиологические потребности.

Физиологический потребности являются самыми базовыми, самыми мощными, самыми обязательными из всех человеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим выживанием. В эту группу включаются потребности: в пище, воде, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур, укрытии, половом удовлетворении. Эти физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными. Человек, которому недостает пищи, самооценки и любви, прежде всего, потребует пищи и, пока эта потребность не удовлетворена, будет игнорировать или отодвигать на задний план все другие потребности. Физиологические потребности доминируют над всеми прочими. Иначе говоря, человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии. Человек, который нуждается в пище, безопасности, любви и уважении, скорее всего, будет желать пищи сильнее, чем всего остального. Но это происходит только до тех пор, пока они не удовлетворены.

Когда физиологические потребности  в достаточной мере удовлетворены, для человека приобретают значение другие потребности, которые описываются как потребности в безопасности и защите. Сюда включены потребности: в безопасности, стабильности, в защите, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх, тревога и хаос. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании. Поскольку у здорового нормального взрослого они обычно удовлетворены, их легче понять, наблюдая детей или взрослых-невротиков. Детские психологи и учителя обнаружили, что дети нуждаются в предсказуемом мире: ребенок предпочитает постоянство, правильность, определенную рутину. Когда эти элементы отсутствуют, он начинает испытывать беспокойство и неуверенность.

Группа потребностей связи явно корреспондирует с группой потребностей принадлежности и причастности. Потребность связи, по Альдерферу, отражает социальную природу человека, его стремление быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных. Поэтому к данной группе можно отнести также часть потребностей признания и самоутверждения из "пирамиды" Маслоу, которые связаны со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также ту часть потребностей безопасности "пирамиды" Маслоу, которые связаны с групповой безопасностью. 

Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения "пирамиды" Маслоу и включают также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности, к самосовершенствованию и т.п.

Альдерфер попытался установить связь между удовлетворением потребностей и их активизацией и в результате выделил семь принципов:

1. Чем менее удовлетворены потребности  существования (Е), тем сильнее  они проявляются.

2. Чем слабее удовлетворены  социальные (R) потребности, тем сильнее  действие потребностей существования  (Е).

3. Чем полнее удовлетворены  потребности существования (Е), тем  активнее заявляют о себе социальные  потребности (R).

4. Чем менее удовлетворены социальные  потребности (R), тем более усиливается  их действие.

5. Чем менее удовлетворены потребности  личностного роста, самореализации (G), тем сильнее становятся социальные  потребности (R).

6. Чем полнее удовлетворены  социальные потребности (R), тем  сильнее актуализируются потребности  личностного роста (G).

7. Чем меньше удовлетворены  потребности личностного роста  (G), тем активнее они проявляют  себя. Чем больше удовлетворяется потребность в личном роста, тем сильнее становится эта потребность.

Таким образом Альдерфер ушел от некоторой негибкости модели Маслоу, показав, что порядок актуализации потребностей может быть иным, чем указывал Маслоу, и зависеть не только от ее места в иерархии, но и от степени удовлетворения как этой потребности, так и некоторых других потребностей. Хотя ERG-теория явилась попыткой развития мотивационной теории А. Маслоу, она не получила такого же признания у практиков.

Рис.2 Движение мотивации по теории Альдерфера

 

Наличие двух направлений движения в удовлетворении потребностей открывает дополнительные возможности в мотивировании людей организации. Например, если у организации нет достаточных возможностей для удовлетворения потребности работника в росте, то, разочаровавшись, он может с повышенным интересом переключиться на потребность связи. И в данном случае организация сможет предоставлять ему возможности для удовлетворения данной потребности, увеличивая тем самым свой потенциал мотивирования данного человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Исследований по теории ERG проводилось  немного. Хотя есть некоторые данные,  противоречащие ей,  многие современные аналитические работы по трудовой мотивации поддерживают скорее теорию Альдерфера, нежели теории Маслоу или Герцберга. Представляется, что теория ERG в целом обладает рядом сильных сторон, присущих содержательным теориям, но лишена многих свойственных им ограничений.  Однако остается фактом неспособность содержательных теорий объяснить всю сложность трудовой мотивации, и,  за исключением возможного применения следствий из теории Герцберга для проектирования рабочего места,  они не могут быть непосредственно транслированы в реальную практику управления человеческими ресурсами.

Теория К. Альдерфера, являясь относительно молодой, не имеет достаточного эмпирического подтверждения ее правильности, однако она полезна для практики управления, так как открывает для менеджеров перспективы поиска эффективных форм мотивирования, соотносящихся с более низким уровнем потребностей, если нет возможности удовлетворить потребности более высоких уровней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. http://secmotiv.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=24:teoriya-alderfera&catid=5&Itemid=6
  2. http://infomanagement.ru/lekciya/Teoriya_Alderfera
  3. http://www.eiir.ru/books/motivaciya_trudovoi_deyatelnosti_Zaharova.pdf

 

 


Информация о работе Теория ERG Альдерфера