Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 09:49, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить коммуникативные особенности управления организации.
Предмет исследования – управление организацией.
Объект исследования – коммуникации в управлении.
Введение………………………………………………………………………….3
Что такое коммуникации в организации………………………………….4
Способы коммуникации………………………………………………….10
Коммуникативные барьеры…………………………………………….14
Коммуникативные особенности управления в организации……….16
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………………………………….30
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Коммуникации являются важнейшей
составляющей в деятельности руководителя,
поскольку коммуникации - это обмен информацией
между людьми. Без обмена информацией
они не могут вместе работать, формулировать
задачи и решать их.
Коммуникации – важнейший
элемент обеспечения эффективности управления.
Руководитель тратить от 50 до 90% своего
времени именно на коммуникации. Не только
слово, цифра и другая информация, которая
может быть представлена письменно или
графически, занимает основное место и
является важнейшим в коммуникационном
процессе, но и другие элементы (жесты,
мимика, паузы) могут быть определяющими
с позиций оценки эффективности управления.
В связи с этим высокопрофессиональный
менеджер должен понимать, каким образом
среда влияет на обмен информацией, и владеть
искусством устного и письменного общения.
Цель курсовой работы
– определить коммуникативные
особенности управления организ
Предмет исследования – управление
организацией.
Объект исследования
– коммуникации в управлении.
Глава 1. Что такое
коммуникации в организации
Как говорят о коммуникации
в узком смысле слова, то
прежде всего имеют в виду
тот факт, что в ходе совместной деятельности
люди обмениваются между собой различными
представлениями, идеями, интересами,
настроениями, чувствами, установками
и т.д. Первоначально этот процесс был
непосредственно включен в совместную
деятельность, и лишь позже произошло
его «выделение» - так называемая психологическая
спецификация, и в этой связи создание
специфических средств – семиотическая
спецификация. Набор сведений, которыми
люди обмениваются между собой, можно
рассматривать как информацию, и тогда
сам процесс коммуникации может быть понят
как процесс обмена информацией. Отсюда
можно сделать следующий шаг и интерпретировать
весь процесс человеческой коммуникации
в терминах теории информации, что и делается
в ряде систем социально-психологического
знания. Однако такой подход нельзя рассматривать
как методологически корректный, ибо в
нем опускаются некоторые важнейшие характеристики
именно человеческой коммуникации, которая
не сводится только к процессу передачи
информации. Не говоря уже о том, что при
таком подходе фиксируется в основном
лишь одно направление потока информации,
а именно от коммуникатора к реципиенту
(введение понятия «обратная связь» не
изменяет сути дела), здесь возникает и
еще одно существенное упущение. При всяком
рассмотрении человеческой коммуникации
с точки зрения теории информации фиксируется
лишь формальная сторона дела: как информация
передается, в то время как в условиях
человеческого общения информация не
только передается, но и формируется, уточняется,развивается.
Поэтому, не исключая возможности применения
некоторых положений теории информации
при описании коммуникативной стороны
общения, необходимо четко расставить
все акценты и выявить специфику в самом
процессе обмена информацией, когда он
имеет место в случае коммуникации между
людьми.[1]
Основными элементами
коммуникационного процесса
Отправитель – лицо, генерирующее
идею либо собирающее информацию и передающее ее.
Сообщение – информация, закодированная в виде символов.
Канал – средства передачи информации.
Получатель (реципиент) –
тот, кому предназначена информация.[2]
Коммуникации можно
классифицировать по типу объектов и по
степени формализации.
По типу объектов:
- организация – внешняя среда;
- межуровневая (восходящая);
- межуровневая (нисходящая);
- горизонтальная;
- руководитель – подчиненный;
- руководитель – рабочая группа.
По степени формализации:
- формальные коммуникации;
- неформальные коммуникации.
Управление должно
решить три задачи, создавая информационную
подструктуру организации деятельности:
• организацию коммуникативных сетей;
• повышение качества информации, циркулирующей
по коммуникативным сетям, обеспечивающей
управление и деятельность персонала;
• полноценное использование информации
для решения задач управления.
Эти
задачи связаны со
Информационное сообщение
- содержание информации, переданной
при коммуникации от одного лица другому.
Канал коммуникации - направление движения
информационного сообщения. Информационный
обмен - передача информации друг другу
по каналу. Коммуникативная цепь - ряд
каналов коммуникации, связанных движением
однородных информационных сообщений.
Могут быть индивидуальные и групповые
информационные сети. Информационная
роль - совокупность функций по информационному
обмену, выполняемых данным лицом в коммуникативной
сети. [3]
Коммуникативная сеть
— сложно соединенная и
Реальная же картина
передачи сообщений может не совпадать с ней, и причиной
этого выступают психологические факторы.
Под их влиянием происходит обрыв нормативных
(формализованных) каналов и цепей, возникновение
новых, их изменение (ослабление или усиление),
изменение информационных ролей отдельных
лиц, утечка служебной информации и др.
Поэтому надо тщательно следить за влиянием
психологических факторов на коммуникации. [4]
Умелый руководитель принимает меры
по обеспечению положительного влияния
психологических факторов на коммуникации. К.
Киллен, изучавший этот вопрос, пишет:
«Представьте себе, как крайний случай,
попытку общения с человеком, целящимся
в вас из винтовки. До тех пор, пока этот
человек относится к вам как к врагу, вряд
ли удастся с ним эффективно общаться.
Однако глубокое взаимное уважение отправителя
и получателя сообщений чрезвычайно облегчает
коммуникацию и позволяет быстро находить
решение даже самых трудных проблем».
Надо уделять внимание прежде всего межличностным
взаимоотношениям, взаимоотношениям руководителей
служб и их коллективов, преодолевать
психологические барьеры (взаимное недоверие,
отсутствие единства подходов, нездоровая
конкуренция, осторожность в передаче
информации, разборчивость в подключении
новых коммуникативных каналов, пользование
нелегальными коммуникативными каналами
и пр.).
Сказывается то, как развиты
и развиваются у сотрудников
коммуникативные способности и
умения: общительность, доступность,
умение слушать и быстро
Срывы могут возникать
и из-за перегрузки отдельных
точек, лиц в коммуникативных сетях, превышающей
их психологическую пропускную способность.
Коммуникативный процесс включает следующие
этапы:
1. Формулирование идеи или выбор
информации для передачи. Отправитель
должен хорошо оценить
2. Кодирование и выбор канала
передачи информации. Чтобы передать идею или информацию, отправитель
кодирует ее с помощью символов и выбирает
канал передачи, соответствующий типу
символов. Выбор средства сообщения не
должен быть ограничен единственным каналом
– необходимо использовать сочетание
разных каналов.
3. Передача информации – непосредственно
передача конкретной информации.
4. Декодирование (расшифровка) – на этом
этапе осуществляется перевод информации отправителя в информацию
получателя. При наличии обратной связи
отправитель и получатель меняются местами.[5]
Иногда в процессе коммуникации
может возникнуть «шум», источниками
которого являются:
- язык (вербальный и невербальный);
- различия в восприятии информации;
- различия в статусе.
Цель коммуникации –
обеспечить понимание
- монолога – информации, поступающей
от отправителя к получателю;
- диалога – информации, поступающей
от отправителя к получателю
и от получателя к отправителю;
- обратной связи как реакции на
полученную информацию.
Для обмена информацией
используют символы, к которым
относятся слова, жесты,
1.1. Способы коммуникации
Способы коммуникации:
- разговорный (устный, вербальный);
- письменный (письма, распоряжения, статьи,
объявления);
- невербальный (тон речи, пауза, акцентирование
внимания, телодвижения)[6]
Вербальная коммуникация
использует в качестве
Обмен информацией возможен
не только посредством речи, но и посредством
других знаковых систем, которые в своей
совокупности составляют средства невербальной
коммуникации.
В современной социальной психологии
предлагается полная схема всех знаковых
систем, используемых в невербальной коммуникации.
Основные из них следующие:
1. оптико-кинетическая;
2. пара- и экстралингвистическая;
3. организация пространства и времени коммуникативного процесса;
4. визуальный контакт.
Совокупность
этих средств призвана
Оптико-кинетическая система
знаков включает в себя жесты,
мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая
система предстает как более или менее
отчетливо воспринимаемое свойство общей
моторики различных частей тела (рук, и
тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда
мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем
пантомимику).
Паралингвистическая и
экстралингвистическая система
знаков (иногда обозначаемая как просодика) представляет
собой также «добавку» к вербальной коммуникации.
Паралингвистика – это
система вокализации, т.е.
Экстралингвистика – включение в речь пауз, других
вкраплений, например, покашливания, плача,
смеха, наконец, сам темп речи. паузы, например,
подчеркивают особую значительность предлагаемого
текста, иногда они значат больше, чем
сам текст. Все эти проявления увеличивают
семантически значимую информацию, но
не посредством дополнительных речевых
включений, а «околоречевыми» приемами.
Организация пространства
и времени коммуникативного
Проксемика как специальная
область, занимающаяся нормами пространственной
и временной организации общения, располагает
в настоящее время большим экспериментальным
материалом. В настоящее время проблемы
проксемики включены в особую область
психологии, получившую название «экологическая
психология» или «психология среды». Среди
прочих проблем здесь изучаются нормы
оптимального расположения партнеров
по коммуникации, приближения к собеседнику,
особенности «персонального пространства»
и др.[8]
Следующая специфическая знаковая
система, используемая в коммуникативном
процессе, - это «контакт глаз», или визуальное
общение. Исследования в этой области
тесно связаны с общепсихологическим
феноменом в области зрительного восприятия
– движением глаз. В социально-психологических
исследованиях изучается частота обмена
взглядами, длительность их, смена статики
и динамики взгляда, избегание его и т.д.