Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:49, контрольная работа
Главная цель школ человеческих отношений и науки о поведении в управлении заключалась в вытеснении жестких, обезличенных отношений на производстве, вполне обнаруживших к этому времени свою неэффективность. В данном смысле трактовка промышленных организаций как целостных систем показала силу собственно социальных факторов в производственном процессе. Впервые признание получил и личностный фактор организации, а также было уделено внимание и вопросам косвенного влияния неформальных отношений на экономические показатели фирм и предприятий.
Введение
1. Основатели, сторонники и противники школы человеческих отношений.
1.1.Теория Дугласа Мак-Грегора
2. Основатели, сторонники и противники школы поведенческих наук
2.1 Теория Честера Барнарда
3. Практическая часть
Заключение
Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ
ВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ
Контрольная работа
По
дисциплине «Теория
организации »
Тема:
Школа человеческих
отношений
Чебоксары
2010
Содержание
Введение
1. Основатели, сторонники
и противники школы
1.1 Теория Дугласа
Мак-Грегора
2. Основатели, сторонники
и противники школы
2.1 Теория Честера
Барнарда
3. Практическая
часть
Заключение
Список литературы
Введение
Генезис менеджмента
представляет собой последовательную
смену периодов развития управленческой
мысли, каждому из которых присуще
преобладание тех или иных приоритетов
в развитии человека, производства
и общества.
Генезис менеджмента
позволяет изучив прошлый опыт и накопленные
знания, оценить современное состояние,
т.е. сопоставив прошлое, настоящее и будущее
и увидеть тенденции развития менеджмента
в будущем, поэтому его изучение необходимо
для эффективного управления.
Актуальность
темы обусловлена тем, что изучение
истории имеет огромное значение
для всех руководителей, так как
речь идет об образе мышления, установление
взаимосвязей между происходящими
событиями и оценить
Цель данной
работы – изучение школы человеческих
отношений и поведенческих
Для достижения
цели необходимо решение задач:
1. Характеристика
основателей, сторонников и
2. Изучение
теории Дугласа Мак-Грегора;
3. Характеристика
основателей, сторонников и
4. Изучение
теории Честера Барнарда;
5. Проведение
практической части.
1. Основатели, сторонники
и противники школы
Социологический
и психологический подходы к
мотивации тесно связаны между
собой, поэтому, проводя их систематизацию,
условно выделим ученых, которые
больше внимание уделяли социальному
в природе мотивации (Р.Оуэн, Э.Мэйо,
М.Фолетт, Д.Макгрегор, У.Оучи) и психическому
– (А.Маслоу, К. Альдерфер, Д. Макклеланд,
Ф.Герцберг, В.Врум, Э.Лок, С.Адамс).
Понимание важности
влияния социально-
На основе Хоторнских
экспериментов Э. Мэйо и его сотрудниками
была сформулирована доктрина, «человеческих
отношений». Основой ее являются следующие
принципы;
- человек представляет
собой социальное существо, ориентированное
на других людей и включенное
в контекст группового поведения,
- с природой
человека несовместима жесткая
иерархия и бюрократическая
- руководители
предприятий в большей мере
должны ориентироваться на
- производительность
труда будет выше, если индивидуальное
вознаграждение будет
Эти выводы, касающиеся
мотивации труда, были в норме
отличными от основных положений
классической школы (административный
подход), и школы научного управления
(экономический подход), так как
основное внимание Мэйо переносил на систему
взаимоотношений в коллективе.
Американский
социолог Мери Паркер Фолетт также внесла
значительный вклад в развитие школы человеческих
отношений. Она опередила Мэйо и первой
сформулировала идею о том, что решающее
влияние на рост производительности труда
рабочего оказывают не материальные, а
главным образом социальные и психологические
факторы. Одной из первых Фолетт выдвинула
идею «участия рабочих в управлении».
Примером участия рабочих в управлении
является принятие или решения о способах
выполнения того или иного приказа. По
ее мнению на предприятии должна царить
« подлинная общность интересов. Фолетт
считала, что на смену концепции «экономического
человека» пришла концепция «человека
социального». Если «экономический человек»,
продавая свою рабочую силу, стремится
получить максимальную материальную выгоду,
то «социальный человек» стремится к признанию,
самовыражению, получению духовного вознаграждения.
[26, 266]
В более поздние
годы концепция мотивации
В 1981 году американский
профессор Уильям Оучи выдвинул теорию
Z, как бы дополняя тем самым идеи Макгрегора.
Оучи, изучив японский опыт управления,
попытался сформулировать лучший путь
управления, в том числе мотивации, любой
организации. Исходным пунктом концепции
Оучи является положение о том, что человек
– это основа любой организации и от него
в первую очередь зависит успех ее функционирования.
Такие идеи как, долгосрочный наем кадров,
групповое принятие решений, индивидуальная
ответственность, всесторонняя забота
о работниках являются основой концепции
Оучи. [7, 220]
Сторонники "классической"
теории полагали, что эффективность
управления определяется формальной структурой
управления, координацией и детализированным
контролем, строгим соблюдением
дисциплины, величиной индивидуального
вознаграждения, узкой специализацией
задач, единоначалием, авторитарными
методами управления, правильным под
бором кадров и орудий труда, соответствием
людей структуре. Их противники доказали
обратное: эффективность управления
определяется неформальной структурой
и прежде всего — малой группой,
взаимодействием людей и общим
контролем, само дисциплиной и возможностями
творческого роста, коллективным вознаграждением,
отказом от узкой специализации
и единоначалия, демократическим
стилем руководства, соответствием
структуры людям, а не наоборот.
Ф. Ротлисбергер,
коллега Э. Мэйо по Хоторнским экспериментам,
считал, что промышленность — в такой
же степени социальный феномен, в какой
и экономический. Индустриальная цивилизация
не сможет выжить, если не выработает новое
понимание роли человеческой мотивации
и поведения людей в организации, отличное
от предлагаемого "классической"
теорией. Индустриальное общество, вторил
ему Э. Мэйо, обезличивает людей, надо вернуть
им самобытность, естественные обычаи
и традиционные ценности. Это можно достичь,
если пере строить производство под человека.
Задача менеджмента состоит в том, чтобы
огромные формальные структуры, этих бюрократических
монстров, гоняющихся за материальной
эффективностью, ограничить снизу и как-то
обуздать неформальной организацией,
построенной на принципах человеческой
солидарности и гуманизма. Отличительные
черты теории "человеческих отношений":
- соединение
формальной и неформальной
- узкая специализация;
- широкое
участие рядовых людей в
- внедрение
новых форм организации труда,
которые повышают мотивацию и
удовлетворенность работой;
- преувеличение
роли малой группы и
Сторонники данного
подхода, несмотря на различия между
ними, были едины в од ном: жесткая иерархия
подчиненности, формализация организационных
процессов несовместимы с природой человека.
От сюда — поиск новых организационных
структур, новых форм труда и новых методов
мотивации работника. Наиболее активный
поиск повели А. Маслоу, Д. Макгрегор, Ф.
Херцберг, Р. Лайкерт. Иерархическая теория
потребностей А. Маслоу от крыла новую
страницу в изучении мотивации и поведения
людей в организации. [1, 187]
1.1 Теория Дугласа
Мак-Грегора
Другим видным
представителем теории «человеческих
ресурсов» был Дуглас Мак-Грегор
(1906-1964). В опубликованной в 1960 году книге
«Человеческая сторона предприятия»,
в которой он писал: «мы сможем усовершенствовать
наши управленческие способности лишь
в том случае, если признаем, что контроль
состоит в избирательной адаптации Адаптация
(лат. Adaptatio, Adaptare - приспособлять) - приспособление
строения и функций организмов к условиям
существования. к человеческой природе,
а не в попытках подчинить человека нашим
желаниям. Если же попытки установить
такой контроль безуспешный, то причина
этого, как правило, кроется в выборе негодных
средств». Д.Мак-Грегор высказывал мнение,
что формирование менеджеров лишь в малой
толике является следствием формальных
усилий менеджмента в его управленческом
саморазвитии. В значительно большей степени
это результат осознания менеджментом
природы своих задач, всей своей политики
и практики. Поэтому встают на ложный путь
те, кто пытается изучить развитие менеджмента
только в терминах формального функционирования
управленческих программ. В настоящих
условиях, продолжал Д.Мак-Грегор, практическая
отдача даже от хорошо подготовленных
менеджеров невелика. Мы не научились
еще эффективно использовать талант, создавать
организационный климат, способствующий
человеческому росту, и в целом далеко
отстоим от правильного понимания того
потенциала, который представляют человеческие
ресурсы. [20, 137]
С точки зрения
Д.Мак-Грегора, на протяжении истории
можно выделить два главных поворота
применительно к средствам