Методика преподавания технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 00:51, доклад

Краткое описание

Методика преподавания технологии -одна из дисциплин, призванная способствовать подготовке компетентных учителей начальных классов, способных творчески и профессионально подойти к проектированию и реализации учебного процесса. Особенностью данной дисциплины является ее практико-ориентированный характер, поэтому приоритет отдается практическим занятиям по технологии различных видов работ.

Вложенные файлы: 1 файл

технология.docx

— 65.56 Кб (Скачать файл)

1.ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ КУРСА МПТ.

Методика преподавания технологии -одна из дисциплин, призванная способствовать подготовке компетентных учителей начальных классов, способных творчески и профессионально подойти к проектированию и реализации учебного процесса. Особенностью данной дисциплины является ее практико-ориентированный характер, поэтому приоритет отдается практическим занятиям по технологии различных видов работ. 

Методика преподавания технологии, имеет свой предмет изучения,

использует и свои присущие ей методы исследования. Специфика и

своеобразие этих методов зависит от предмета науки, его содержания и

характера.

Среди этих составляющих предмета методики преподавания технологии

наиболее специфичным является содержание обучения, отражающее

технологии обработки материалов, энергии и информации. От него зависят и

им определяются формы, методы и средства обучения технологии.

Трудовое обучение – учебный предмет, имеющий целью расширение и углубление политехнического образования, осуществление допрофессиональной подготовки к труду и трудовое воспитание учащихся

Технология - (от греч . techne - искусство, мастерство, умение ), совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. 

Современная методика  преподавания технологии в начальной школе как отрасль педагогической науки развивалась со временем  и сегодня  решает следующие задачи: во-первых,  определение содержания дисциплины «Технология», а также   способов организации деятельности детей на данных уроках;  во-вторых, разрабатывает способы  подготовки будущих учителей с позиции их творческого подхода к реализации учебного процесса, самостоятельности и активности в самообразовании

Задачи:

  1. Познакомиться с историей развития трудового обучения в начальной школе, содержанием уроков технологии, стандартом второго поколения («Технология»)
  2. Рассмотреть оснащение курса обучения технологии в начальной школе, правила безопасности на уроках технологии при различных видах труда.
  3. Проанализировать авторские программы по технологии в начальной школе. 
  4. Овладение методами и приемами, формами работы, необходимыми для трудового воспитания и обучения младших школьников.
  5. Выявить место обучения технологии в начальной школе при осуществлении межпредметных связей, изучить проблему организации интегрированных уроков технологии.
  6. Развитие творческого потенциала студентов.

Все это накладывает свой отпечаток на методы педагогического

исследования образовательной области технологии, их выбор и применение.

Педагогическое исследование - это сложная деятельность по установлению

закономерностей учебно-воспитательного процесса с помощью самых

различных методов. Процесс педагогического исследования условно можно

разделить на ряд этапов.

Первый этап - определение конкретной области исследования, выбор

темы, постановка целей и задач исследования. Это связано с изучением

литературы и состояния учебно-воспитательной практики по выбранной

теме.

Второй этап - построение гипотезы, то есть предположения о характере и

формах связи исследуемых педагогических явлений, о причинах этих

явлений. Гипотеза строится на основе научного материала, полученного в процессе ознакомления с теорией и историей вопроса, изучения

педагогической практики.

Третий этап - проверка гипотезы с помощью эксперимента или

дополнительного изучения практического опыта.

Четвертый этап - оформление результатов исследования.

И, наконец, пятый этап - пропаганда результатов исследования и

внедрение их в практику.

На разных этапах исследования используются различные методы. То

есть при проведении научно-педагогического исследования применяется

сразу комплекс методов. Широкое применение в научно-педагогических

исследованиях получили: теоретический и исторический методы,

педагогическое наблюдение, метод беседы, анкетный опрос, изучение

учебной документации и продуктов обучения, педагогический эксперимент.

 

2.ЗАДАЧИ  И СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ  И ВОСПИТАНИЯ В НАЧ.КЛАССАХ.

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия.

Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:

1) осознание целей и  задач труда;

2) воспитание мотивов  трудовой деятельности;

3) формирование трудовых  умений и навыков

Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества.

Формирование отношений к предмету труда углубляет экологическое, нравственное воспитание учащихся, создает условия для развития эстетической культуры личности. Таким образом, оно способствует гармоничному развитию личности, деятельность которой отличается творческим и созидательным трудом. Отношения к средству труда возникают в результате применения технологии, техники, орудий труда для обработки предмета труда, с целью создания изделия. На основе возникающих отношений к средству труда у младших школьников формируется бережное отношение к инструментам, личным вещам, школьному имуществу, общественной собственности. Эти отношения проявляются в аккуратности, дисциплинированности, внимательности. Процесс обработки предмета труда с помощью средств труда завершается вещественным результатом, содержательная ценность которого определяется его целесообразностью, удобством в использовании и красотой. Формирование отношения к результату труда имеет особое значение для развития у младших школьников аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело, бережного отношения к результатам человеческого труда 

Трудовое обучение как составная часть общей системы политехнического обучения имеет свою систему, в которой I степень - трудовое обучение в начальных классах, II степень - труд в мастерских в основной школе, III степень - трудовая подготовка в старших классах. Система трудового обучения требует соблюдения преемственности между всеми ее звеньями, а также между начальными классами школы и дошкольными детскими учреждениями.

Содержание учебного предмета определяется программой. При заключении содержания программы трудового обучения руководствуются следующими дидактическими принципами: политехнизма; научности; связи теории с практикой; систематичности и последовательности; доступности и посильности труда для учащихся; сознательности и активности учащихся в трудовом научебе; наглядности; воспитания и развития учащихся в процессе трудового обучения. Все эти принципы действуют в тесной связи друг с другом. Каждый из них раскрывается и реализуется через правила обучения, которые определяют способы деятельности учителя и учащихся по реализации принципа в конкретных условиях учебного процесса.

Трудовое обучение в начальных классах является важным звеном в системе учебных предметов, направленных на всестороннее гармоничное развитие школьников. Его целью является развитие личности через приобщение школьников к творческому труду, формирование конструктивного подхода к решению трудовых задач. В процессе трудового обучения решаются следующие задачи:

1)ознакомление учащихся с основами современного производства и формирование умений и навыков работы ручными орудиями труда

2)пропедевтики ориентация в разных типах профессий

3)воспитание творческого отношения к труду

4)посильное участие в производительном труде.

 

3.ПСИХОЛОГИЧ. МЕХАНИЗМЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТ-ТИ, ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ТРУДУ

Психологическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может заметно обогатить содержание и организацию трудового обучения и производительного труда школьников, более полно использовать внутренние резервы его личности, обеспечить в трудовом обучении систему  и тем самым повысить его воспитательную ценность.

Во многих случаях психологические знания используются с эвристическими целями – для объяснения механизмов эффективности тех или иных способов обучения и воспитания, для предсказания результатов их применения.

Наиболее распространенными методами при исследовании психологических проблем трудового воспитания являются наблюдение, эксперимент, опрос, обобщение независимы характеристик, тесты.

Благоприятное влияние на детей оказывают не только традиционные уроки труда, но и уроки с творческим подходом ( подготовка к различным праздникам ). Это наиболее плодотворный момент в воспитательных целях. В младшем школьном возрасте трудовая деятельность способствует развитию волевых качеств характера, укреплению типа темперамента.

Психологическая подготовка учащихся к труду -  процесс сложный и противоречивый.

При планировании трудовой деятельности нужно учитывать как возрастные особенности, так и темперамент учащихся.

Подготовка подрастающего поколения к труду является важнейшим звено в процессе совершенствования школьного образования. В этой связи особую актуальность приобретает изучение психологических аспектов готовности к труду.

Культура учебного труда - система знаний, умений и навыков, позволяющих рационально организовывать обучение, обеспечивать его высокую производительность.

Организация труда при минимальных затратах дает максимальные результаты. К ее основным элементам относятся плановость в работе, детальная подготовка к ней, постепенное вхождение в нее, соблюдение определенного режима, чистота и порядок на рабочем месте и т.д.

 

4) Геронимус Т.М. «Школа мастеров» 
Цель программы не сводится к усвоению отдельных трудовых умений (клеить, вырезать), а подразумевает формирование у ребенка позиции: «Я хочу это сделать. Я сам. Я уже делал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться» [1]. Для этого нужно учить детей ориентироваться в любой работе, превратить трудовую деятельность в средство познания окружающего мира, где школьник будет не созерцателем, а преобразователем. Главная задача учителя – забота о развивающем характере обучения. Методическое решение этой задачи состоит в том, что нужно меньше объяснять самим, а больше вовлекать в обсуждение детей. 
Содержание программы разделено не по видам обрабатываемых материалов (работа с бумагой, тканью и т.д.), а по компонентам деятельности: на уроках есть теоретическая работа (интеллектуальная деятельность) и практическая (моторная деятельность). Обе эти части одинаково важны, и поэтому учителю необходимо четко представлять себе содержание каждой.

 

5) Программа Н.М.Конышевой реализуется в рамках УМК «Гармония», концептуальными основами которого являются: идеи развивающего обучения, гуманно-личностного подхода, культурологической направленности общего образования. Трудовое обучение выходит за рамки ремесленно-технологической подготовки и профориентации, и направлено на развитие психики, интеллекта, духовных качеств школьников, их общей культуры. 
Основной целью курса является развитие сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, т.е. общее развитие. В начальной школе закладывается база для последующего дизайнерского образования в средних и старших классах. Это и начальный уровень практических умений, и формирование дизайнерского мышления – особая установка сознания, которая позволяет человеку комплексно подходить к оценке и созиданию окружающей его предметной среды в целом и любого из ее компонентов. 
Принципы концепции: 
Общекультурная направленность (мировоззренческая, духовно-нравственная); 
От общего к частному в формировании духовно-нравственных установок и от частного к общему в формировании конкретных знаний и способов работы; 
Целостность формирования дизайнерского мышления; 
Вариативность содержания, многообразие конкретных тем и изделий, творчество учителя. 
Задачи курса: 
1) Духовно-эмоциональное обогащение личности: а) формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой; б) воспитание участливого и внимательного отношения к окружающему; в) формирование эстетического восприятия вещей и явлений; г) воспитание уважительного отношения к человеку-творцу; 
2) Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции; 
3) Совершенствование интеллекта, развитие рационально-логического мышления 
4) Расширение кругозора; 
5) Развитие руки, глазомера и т.д. через формирование практических умений. 
Структура программы ее содержание по классам 
Основные программные разделы курса: 
1 класс. «Умелые руки». Представление о прекрасном в обыденных явлениях природы и жизни; многообразие форм и цвета в окружающей действительности; радость познания и созидания (учусь смотреть и видеть, учу руки быть послушными и умными). 
2 класс. «Чудесная мастерская». В природе, в жизни и в мастерской: основные взаимосвязи Вещи, Человека и Природы и пути их познания; основы декоративно-художественного отражения мира (учусь наблюдать, размышлять и действовать) 
3 класс. «Наш рукотворный мир». От мира природы к миру вещей: природа как источник инженерных и художественных идей; основные принципы дизайна (осваиваю основные правила создания красивой вещи и мира вещей). 
4 класс. «Секреты мастеров». Мир вещей как источник историко-культурной информации; традиции и их роль в жизни и в искусстве; традиционные ремесла и приемы работы как возможность приобщения к человеческой культуре (постигаю мастерство как способ выражения духовой культуры).

Информация о работе Методика преподавания технологии