Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 02:40, контрольная работа
Судовой валопровод работает в сложном напряженном состоянии. Он нагружен крутящим моментом; испытывает осевое сжимающее усилие от упора гребного винта на переднем ходу или растягивающее усилие на заднем ходу; изгибается под собственной массой и массой навешанных на него деталей. К тому же эти нагрузки переменны и цикличны. Точный расчет элементов валопровода при указанных условиях довольно сложен и требует ряд допущений. Поэтому при расчете принимаем, что валопровод подвергается только воздействию статического крутящего момента.
РАСЧЕТ СУДОВОГО ВАЛОПРОВОДА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Контрольная работа выполняется в соответствии с [1].
Исходные данные
Название параметра |
Единица измерения |
Численное значение |
Номинальная эффективная мощность главного двигателя |
кВт |
750,0 |
Номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя |
мин-1 |
150 |
Длина валопровода |
м |
9,00 |
Диаметр гребного винта |
м |
2,50 |
Дисковое отношение гребного винта |
– |
0,68 |
Расчетная скорость движения судна |
км/ч |
19,00 |
Передаточное отношение |
– |
1 |
Топливные фильтры применяются сдвоенные для того, чтобы один можно было помыть.
ВВЕДЕНИЕ
Судовой валопровод работает в сложном напряженном состоянии. Он нагружен крутящим моментом; испытывает осевое сжимающее усилие от упора гребного винта на переднем ходу или растягивающее усилие на заднем ходу; изгибается под собственной массой и массой навешанных на него деталей. К тому же эти нагрузки переменны и цикличны.
Точный расчет элементов валопровода при указанных условиях довольно сложен и требует ряд допущений. Поэтому при расчете принимаем, что валопровод подвергается только воздействию статического крутящего момента.
1.
Расчет диаметров валов в
1.1. Правилами
Речного Регистра России (РРР)
предусматривается
1.2. Так
как по условию длина
Рис. 1. Схема линии валопровода
1.3. Диаметр промежуточного, упорного или гребного вала должен быть не менее определяемого по формуле:
где Rm – временное сопротивление материала вала (если предел прочности
материала вала более 600 МПа, то в (2) Rm = 600 МПа), МПа;
k – коэффициент, равный для:
– упорных
валов со шпоночными муфтами
– гребных
валов на расстоянии менее 4-х диаметров
гребного вала от носового торца ступицы
гребного вала
CEW – коэффициент усиления, равный для:
– ледоколов
и судов ледокольного типа
Pe – расчетная мощность, передаваемая валом (при отсутствии передачи равна эффективной мощности главного двигателя), кВт;
n – расчетная частота вращения вала (при отсутствии понижающего редуктора равна номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя), мин-1.
По формуле (2) расчет выполняем для каждого вала в составе валопровода.
Для гребного вала при диаметре гребного винта 2,5 м принимаем k=160, Rm = 600 МПа, CEW = 1,07 по (2) получаем:
– для упорного вала со шпоночными муфтами:
1.4. Предварительно в соответствии с [1] принимаем длину упорного вала равной 2 м; тогда длина гребного вала составляет 9 – 2 = 7 м.
1.5. На рис. 1 прописными буквами обозначены:
А – кронштейновый (подвесной) подшипник;
В – дейдвудный подшипник;
Е – упорный подшипник.
1.6. Расстояния
между соседними подшипниками
на валопроводе
– при заданном числе оборотов n=150 ≤ 350 мин-1:
где d – действительный диаметр вала, мм;
k1 – коэффициент, равный:
– для опорных подшипников скольжения смазываемых маслом – 450;
–
для дейдвудных и кронштейновых
(консольных) резиновых подшипников
с водяной смазкой
В соответствии с формулами (3) и (4) и рис. 1 имеем:
– для гребного вала АВ:
Принятая ранее длина гребного вала составляет 7,00м, что ориентировочно удовлетворяет условиям, указанным в [1]:
Полагаем a = 0,5 м; c = 2,5 м; тогда:
при этом удовлетворяются условия, указанные в [1]:
Далее, принимаем :
1.7. Расчетная схема валопровода с учетом рекомендаций, приведенных в [1], и выполненных расчетов показана на рис. 2.
Рис. 2. Расчетная схема валопровода
2 Расчет прочности упорного вала
2.1 При проверке прочности вала рассчитывают пролет BE между дейдвудным и упорным подшипником. При этом по [1] для определения напряжений берется общий случай, когда между опорами имеется одно фланцевое (или муфтовое) соединение массой G0 (рис. 3), вал нагружен равномерно распределенной нагрузкой от собственной массы, упором гребного винта и крутящим моментом от главного двигателя. Кроме того, на вал действуют дополнительные усилия от неточности монтажа (расцентровки валопровода).
В соответствии с рис. 2 рассматриваем пролет ВE между дейдвудным и упорным подшипниками (рис. 3).
Рис. 3. Участок ВE
2.2 Проверку прочности вала при сложном напряженном состоянии выполняют путем определения эквивалентных приведенных напряжений по энергетической теории прочности и расчетных запасов прочности по отношению к пределу текучести в соответствии с [1] по формуле:
где τK – касательное напряжение от кручения, кПа;
σO – наибольшее нормальное напряжение, кПа.
2.3 Касательное
напряжение кручения вала
где MKP – крутящий момент, передаваемый валом, кН∙м;
WKP – момент сопротивления при кручении, м3;
Pe – расчетная мощность, передаваемая валом, кВт;
n – расчетная частота вращения вала, мин-1;
dПР – диаметр промежуточного вала, м.
С учетом числовых значений по формуле (6) получаем:
2.4 Наибольшее нормальное напряжение по [1] равно:
где σСЖ – напряжение сжатия при действии упора гребного винта, кПа;
σU – наибольшее расчетное напряжение при изгибе, кПа;
σМ – напряжение от неточности монтажа валовой линии, по [1] принимается равным σМ = 300∙102 кПа.
2.5 Напряжение сжатия при действии упора гребного винта находим по формуле:
где Р – упор гребного винта, в кН, определяемый по формуле:
где Pe – мощность потребляемая винтом (равна расчетной мощности передаваемой валом), кВт;
v – расчетная скорость судна, м/с;
η – пропульсивный КПД винта (0,45–0,65).
По формуле (8) с учетом числовых значений получаем:
2.6 Наибольшее
расчетное напряжение при
где MU – максимальный изгибающий момент, кН∙м;
WU – момент сопротивления изгибу, м3.
На участке ВE имеется сосредоточенная нагрузка GO, поэтому по [1] максимальный изгибающий момент равен:
где RX – реакция левой опоры подшипника, кН;
GO – сосредоточенная нагрузка, кН;
q – интенсивность нагрузки вала собственной массой, кН/м;
х – расстояние между
2.7 Опорную реакцию в соответствии с рис. 3 и [1] находим по формуле:
где y – расстояние между сосредоточенной нагрузкой и правой опорой
(см. рис. 3), м.
2.8 Интенсивность
нагрузки вала собственной
где γ – масса единицы объема материала вала, для стальных валов равная γ=78 кН/м3.
2.9 Сосредоточенная нагрузка от соединительной муфты:
С учетом числовых значений по формулам (14) и (12) имеем:
Далее, по формуле (11) имеем:
По (10) получаем:
Наибольшее нормальное напряжение по (7) равно:
Для участка DE имеем по формуле (5):
2.10 По условию прочности промежуточного вала, запас прочности относительно предела текучести материала вала для участка ВE составляет:
3 Расчет на прочность гребного вала
3.1 Проверочный расчет гребного вала производится для участка между опорами в дейдвудной трубе и консоли, на которой навешен гребной винт (рис. 4). Усилие от массы гребного винта GB рассматривается как сосредоточенная нагрузка, приложенная в центре консоли.
Рис. 4. Расчетная схема гребного вала (участок AB)
3.2 Проверку
прочности вала при сложном
напряженном состоянии