Расчёт и проектирование одноступенчатого редуктора общего назначения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:31, контрольная работа

Краткое описание

Выполнить расчет по этапам:
Выбор электродвигателя.
Расчет общего передаточного числа.
Кинематический расчет валов.
Расчет плоскоременной передачи
Расчет цилиндрической прямозубой передачи.
Проектировочный расчет тихоходного вала.
Подбор подшипников качения тихоходного вала.

Вложенные файлы: 1 файл

POYaSNITEL_NAYa_ZAPISKA_K_RASChETNO.docx

— 459.75 Кб (Скачать файл)

ГБОУ СПО КАТ №9

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ  РАБОТЕ ПО «ДЕТАЛЯМ МАШИН»

 

 

 

ТЕМА:

«РАСЧЕТ И  ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОДНОСТУПЕНЧАТОГО РЕДУКТОРА  ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы 2Р-7 Кожбаков М.И.

Проверила: Гордеева И.В.

 

 

Москва 2012

Исходные  данные:

Тип редуктора – цилиндрический косозубый

Мощность на выходе: Р3 = 3,5 кВт

Частота вращения ведомого вала: n3 = 80об/мин

Редуктор предназначен для длительной эксплуатации, мелкосерийного производства с нереверсивной нагрузкой.

 

Кинематическая схема


 

Задание

Выполнить расчет по этапам:

  1. Выбор электродвигателя.
  2. Расчет общего передаточного числа.
  3. Кинематический расчет валов.
  4. Расчет плоскоременной передачи
  5. Расчет цилиндрической прямозубой передачи.
  6. Проектировочный расчет тихоходного вала.
  7. Подбор подшипников качения тихоходного вала.

 

 

 

 

I Этап: Подбор электродвигателя.

 

Pэл.дв. =     

где η общ. – КПД общий

η общ. = η ред. * η рем.

 
Выбираем 8 степеней точности.

Получаем   η ред. = 0,96   (из т. 23, стр. 59)

η рем. = 0,95   (из 4.5, стр. 116)

 

находим   η общ. = 0,96 ∙ 0,95 = 0,912.

 

Электродвигатель выбираем марки  по таблице 2.8, стр. 71.

Марка 4АМ132М8У3

Технические характеристики двигателя.

 
 




Мощность  электродвигателя: Рэл.дв. = 4 кВт.

  1. Номинальная частота: nэл.дв. = 720 об/мин.

 

 

 

II Этап: Расчет общего передаточного числа.

Uобщ. = Uред. * Uрем.

  Uобщ.

nэл.дв.

=

720

= 9

n3

80



 


 

 

Под полученное расчетом Uобщ. = 8

подбираем   Uред.  = 4,5   (из т. 2.7, стр. 70)

Uрем. = 2   

Проверяем   Uобщ. = Uред. ∙ Uрем. = 4,52= 9 - совпадает с расчетом.

 

 

 

III Этап: Кинематический расчет валов

 

I Вал

Р1 = Рэл.дв. = 4 кВт

n1 = nэл.дв. = 720 об/мин

  ω 1

π ∙ n1

=

3,14 ∙ 720

= 75,36рад/с

30

30



 


 

 

  Т1

Р1 ∙ 103

=

4 ∙ 103

= 53,07 Н.м

ω 1

75,36



 


 

 

II Вал

Р2 = Р1 ηрем. = 4 ∙ 0,96 = 3,84 кВт

  n2

nэл.дв.

=

720

= 360 об/мин

Uрем.

2



 


 

  ω 2

π ∙ n2

=

3,14 ∙ 360

= 37,68 рад/с

30

30



 


 

 

  Т2

Р2 ∙ 103

=

3,84 ∙ 103

= 101,91 Н.м

ω2

37,68



 


 

 

III Вал

Р3 = Р2 ηред. = 3,84 ∙ 0,96 = 3,69 кВт

   n3

n2

=

360

= 80 об/мин

Uред.

4,5



 


 

  ω 3

π ∙ n3

=

3,14 ∙ 80

= 8,37 рад/с

30

30



 


 

 

  Т3

Р3 ∙ 103

=

3,69 ∙ 103

= 440,86 Н.м

ω 3

8,37



 


 

 

 

IV Этап: Расчет плоскоременной передачи

 

 

А) Проектировочный расчет: рассчитываем геометрические параметры передачи.

 

  1. Выбираем резинотканевый ремень
  2. Диаметр меньшего шкива, мм:

d1=(52…64)

– выбираем 200 мм


d1=52=195,41мм 


d1=64∙=240,5мм

d1=200мм

  1. Скорость ремня, м/с:

υ = ,  где n1 – частота вращения ведущего шкива; [υ] ≤ 30м/с

 

υ = = 7,54 м/с

  1. Диаметр большего шкива, мм:

d2 = d1∙u∙ (1-),

где u – передаточное число (u≤5)

 – 0,01…0,02 – коэффициент  скольжения

d2 = 200∙2∙ (1-0,015) = 394мм 

- выбираем 400 мм

 

  1. Фактическое передаточное число

uф =

uф = = 2,03

Отклонение u от заданного u:

u = ∙100% ≤ 5%

u = ∙100% =1,5% ≤ 5%

  1. Межосевое расстояние a, мм:

а≥1,5(d1+d2).

а≥1,5(200+400) = 900мм

  1. Расчетная длина ремня Lp, мм:

Lp = 2a +0,5 (d1+d2) +

Lp= 2∙900 + 0,5∙3,14(200+400) + = 2753мм – выбираем 3000мм.

  1. Частота пробегов ремня U, 1/с:

U= [U] = 15 1/с

U==2,51≤15 1/с

 

 

 

  1. Уточнение межосевого расстояния а, мм:

a =

 

a = =

= 1024, 12 мм

  1. Угол обхвата ремнем малого шкива

 

 

 

  1.  Толщина ремня  , мм – см. табл. 2.21.

 

= = 5

 

  1.  Окружная сила передаваемая ремнем Ft:

 

 Н

  1. Допускаемая номинальная удельная окружная сила [ p]0,  Н/мм2:

 

 

  1. Допускаемая удельная окружная сила [ p],  Н/мм2:

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Ширина ремня b, мм:

 

 

 

- полученное значение скорректировать  по стандарту и принять стандартную  ширину шкива B. B=63мм.

 

  1. Площадь поперечного сечения ремня А, мм2:

 

 

  1. Сила предварительного натяжения ремня, Н:

, где  =1,8

 

  1. Силы натяжения ветвей ремня F1 и F2, Н:

 

 

 

  1. Сила, действующая на вал Fb, Н:

 

Б. Проверочный расчет

1. Проверка прочности ремня по  максимальному напряжению ведущей  ветви:

 

 

 – допускаемое  растяжение, Н/мм2

(Н/мм2) для плоских кт/м3

 

 

 

 

Верно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V Этап: Расчет цилиндрической (косозубой) передачи

 

1) Материалы зубчатых колес.

     Желая получить ограниченные  габариты редуктора, по табл. 9.2 для зубчатых колес выбираем  одну и ту же марку стали  40ХН, но с различной термообработкой:  для шестерни – улучшение паковки  и закалка ТВЧ поверхности  зубьев до твердости 49…54 HRCэ, σт = 750 Н/мм2, предлагаемый диаметр заготовки D ≤ 200 мм; для колеса улучшенная паковка с твердостью 269…302 HB2, σт = 750 Н/мм2, предполагаемая ширина заготовки S = 125 мм. Из табличных данных выбираем примерно среднее значение твердости как наиболее вероятное. Принимаем: твердость шестерни – 51 HRCэ (≈ 510 HB1); колесо – 285 HB2. При этом обеспечивается требуемая разность твердостей HB1 – HB2 = 510 – 285 = 225 > 80

2) Допускаемые  контактные напряжения по формуле: [σн] = · KHL

     Для материала зубьев шестерни  применяем сквозную закалку нагревом  ТВЧ (предполагая модуль m < 3 мм); σно = 17 HRCэ + 200; [Sн] = 1,2 и KHL = 1. Для материала зубьев колеса: σно = 2HB + 70; [Sн] = 1,1 и KHL = 1

 

н]1 = · KHL = · 1 = 889 Н/мм2.

н]2 = · KHL = · 1 = 582 Н/мм2.

Среднее допускаемое контактное напряжение:

н] = 0,45 · ([σн]1 + [σн]2) = 0,45 · (889 + 582) = 662 Н/мм2.

При этом условии [σн] = 662 Н/мм2. < 1,23 [σн]2 = 1,23 · 582 =716 Н/мм2. => условие соблюдается.

3) Допускаемое напряжение изгиба  по формуле: [σF] = · KFC · KFL

Для материала зубьев шестерен: σFO = 550 Н/мм2; [SF] = 1,75; KFC = KFL = 1.  Для материала зубьев колеса: σFO = 1,8 HB2; [SF] = 1,75; KFC = KFL = 1

F]1 = · 1 · 1 = 314 Н/мм2.

F]2 = · 1 · 1 = 293 Н/мм2.

 

4) Расчетные коэффициенты

Принимаем Ψа = 0,4, как для симметрично расположенных колес и коэффициент Kнβ = 1, как для прирабатывающихся колес (твердость колеса 285 HB2, нагрузка постоянная)

5) Межосевое расстояние передачи:

aw = 43 · (uред + 1) = 43 · 3 =  124,2 мм. = 125 мм. (По стандартному ряду)

6) Ширина зубчатого венца:

колеса: b2 = Ψа · aw = 0,4 · 125 = 50 мм.

шестерни: b1 = 1,12 · b2 = 56 мм.

7) Нормальный модуль зубьев:

mn ≥ = = 1,7 мм = 1,75 мм (по ст. ряду)

8) Минимальный угол наклона зубьев:

= 4 ·  = 4 · = 0,14=>

= 8° 2'

9) Суммарное число зубьев:

ZΣ = 2aw · = 250 · = 141,4 = 142 (По стандартному ряду)

10) Фактический угол наклона  зубьев:

= = = 0.994 =>

= 6° 16'

11) Число зубьев шестерни и  колеса:

Z1 = = = 25.81 = 26 шт.

Z2 = ZΣ - Z1 = 142 – 26 = 116 шт.

 

  1. Фактическое передаточное число

 

Отклонение  от заданного

 

 

  1. Основные геометрические размеры передачи.

Делительные параметры:

 

 

 

Уточняем  межосевое расстояние

 

Диаметр окружности вершин зубьев шестерни и  колеса:

 

 

  1. Диаметр заготовки шестерни D и ширина заготовки колеса S:

 

заготовка колеса монолитная. Условия пригодности заготовки  колес выполяются.

  1. Окружная скорочть колес и степень точности передачи:

 

по  табл. 9.1 для уменьшения динамической нагрузки выбираем 8-ую степень точности.

  1. Силы в зацеплении:      окружная сила

 

радиальная  сила

 

осевая  сила

 

  1. Принимаем расчетные коэффициенты:

 

  1. Расчетное контактное напряжение по формуле (9.27)

 

 

Контактная  прочность зубьев обеспечивается

  1. Эквивалентное число зубьев шестерни и колеса по формуле

 

 

Коэффициент формы зуба YF: шестерни YF1=3,88

колеса YF2=3,6

  1. Сравнительная характеристика прочности зубьев на изгиб по формуле (9.32):

шестерня 

колесо

Прочность зубьев шестерни оказалась ниже прочности  колеса

, поэтому проверочный  расчет передачи колеса на  изгиб надо выполнять по зубьям  шестерни.

  1. Принимаем коэффициенты: ; коэффициент, учитывающий наклон зуба

Информация о работе Расчёт и проектирование одноступенчатого редуктора общего назначения