Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 20:27, курсовая работа
Сегодня услышав термин сирота мы представляем ребенка, оставшегося без родителей и живущего в детском доме.
В фольклоре северо-русских народов это слово могло относиться к любому , чье социальное положение менялось в следствии похорон. Таким образом его значение в сущности расширяется как в общественном отношении , так и в отношении возраста . То есть обозначить «сиротой» можно было не только детей, потерявших родителей, но и любого человека в любом возрасте ,пережившего утрату, будь то родители , дети или супруги.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СИРОТЫ КАК ОБЪЕКТ УСЫНОВЛЕНИЯ И УДОЧЕРЕНИЯ
1.1 Сущность понятия сироты как объекта усыновления и удочерения
1.2 История развития усыновления детей — сирот в России
1.3 Современное состояние процесса технологии усыновления и удочерения
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ТЕХНОЛОГИИ УСЫНОВЛЕНИЯ И УДОЧЕРЕНИЯ
2.1 Особенности процесса технологии усыновления и удочерения
2.2 Анализ эффективности проведения технологии усыновления и удочерения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»
Институт экономики и социальных технологий
Кафедра Социальной работы и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине
«Технология социальной работы»
НА ТЕМУ:
«Технология усыновления и удочерения».
Выполнила:
студентка 3 курса,
группы 3-ЭД-61
Шаталова И. Ю.
Научный руководитель:
старш. преподаватель Редюк А. Л.
2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СИРОТЫ КАК ОБЪЕКТ УСЫНОВЛЕНИЯ И УДОЧЕРЕНИЯ
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ТЕХНОЛОГИИ УСЫНОВЛЕНИЯ И УДОЧЕРЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данной работы обусловлена тем , что в любом государстве всегда были, есть и будут дети оставшиеся без попечения родителей.
ГЛАВА 1. СИРОТЫ КАК ОБЪЕКТ УСЫНОВЛЕНИЯ И УДОЧЕРЕНИЯ
Сегодня услышав термин сирота мы представляем ребенка, оставшегося без родителей и живущего в детском доме.
В фольклоре северо-русских народов это слово могло относиться к любому , чье социальное положение менялось в следствии похорон. Таким образом его значение в сущности расширяется как в общественном отношении , так и в отношении возраста . То есть обозначить «сиротой» можно было не только детей, потерявших родителей, но и любого человека в любом возрасте ,пережившего утрату, будь то родители , дети или супруги.
Согласно Федеральному Закону Российской Федерации : « дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель... которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны...»1
Из чего следует, что понятие «сирота» обозначает ребенка по тем или иным причинам оставшегося без попечения родителей.
Сегодня у многих на слуху имеет место такое понятие как социальный сирота. Их следует различать, так как если дети - сироты — это дети , лишившиеся родителей по факту , то социальной сиротой обычно называют ребенка , который имеет биологических родителей, но не подвергнут их воспитанию и заботам.
На данном этапе выделяются несколько видов детей-сирот:
Кроме первой категории все эти дети являются социальными сиротами.
В условиях постиндустриального общества эта категория детей сирот значительно расширяется. Отдельно можно отметить так скажем «скрытое» социальное сиротство. Оно заключается в ухудшении условий жизни общества, падении нравственности и потере культурных ценностей и как следствие изменение взаимоотношений в семье . Пример может заключаться в безразличном отношении к ребенку вплоть до его вытеснения из семьи, в следствии чего растет детская беспризорность, алкоголизме или других отклонений родителей. В любом случае социальный сирота это ребенок, чьи родители не занимаются его воспитанием. И это явление негативно отражается на их физическом и психическом здоровье. Таким образом, неблагополучная семья — это семья , в которой нарушена структура, обесценены семейные традиции, в ней имеются явные и скрытые дефекты воспитания, которые приводят к появлению «трудных» подростков.
Знаменитый английский прозаик XIX века Чарльз Диккинс в своих произведениях «Оливер Твист» и «Большие надежды» создал образ детей-сирот: как растущих на попечении церкви и без родителей , так и живущих в условиях социального сиротства в якобы благополучных семьях. Он показывает, что этим детям приходится раньше прочих вступать во взрослый мир, сталкиваясь с непониманием и одиночеством, отсутствием жизненного опыта в повседневности. Развитие личности в детстве у Диккинса является сутью всего человеческого бытия, поэтому он подробно рассказывает какие тяжелые , а главное фундаментальные для формирования их личности, испытания выпадают на долю сирот в юные годы. Он показывает мир одинокого детства не только в особенностях взаимодействия с окружающим миром, но и постоянной нехватке : еды, жилья, душевного тепла и опоры, наставника...
Следовательно каким бы сиротой ребенок не являлся — социальным или «классическим» это всегда ведет к определенным нарушениям в развитии его личности. У детей, по тем или иным причинам удаленных от родителей, обычно доминирует негативный настрой, нарушаются процессы саморегуляции, снижается уровень психической активности. У большинства из них развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, понижается уровень эмоциональной стабильности, зачастую теряется интерес к познанию окружающей действительности, а также может иметь место интеллектуальная заторможенность.
Следует отметить такую закономерность, что чем раньше ребенок отрывается от родителей , тем он менее социально адаптирован. Это может проявляется в пассивности, затруднении в общении и пониженной эмоциональности.
Согласно Семейному кодексу Российской Федерации абсолютно все дети с рождения имеют «право жить и воспитываться в семье»2. Согласно этому праву все дети, в том числе все дети — сироты, имеют право быть усыновленными и удочеренными.
Таким образом, усыновлению подлежат дети — сироты, родители которых :
Не подлежат усыновлению и удочерению лица достигшие совершеннолетия. Также не проводится усыновление и удочерение братьев и сестер разными семьями , если это не соответствует их интересам.
Приёмные родители чаще усыновляют младенцев, чтобы иметь возможность привить им определенное воспитание, ценности и навыки. Если же они все таки решаются принять в свой дом ребенка дошкольного или юношеского возраста , что бывает редко, то очень внимательно относятся к таким критериям как внешность (зачастую усыновителям хотелось бы, чтобы дети были на них похожи). Как уже было сказано ранее большое значение для многих имеет возраст и конечно же пол ребенка. Усыновители также обращают внимание на то каким именно сиротой является ребенок — социальным или полным — то есть, есть ли по факту у него родители и в каких отношениях они находятся («отказники»; «лишенцы» и другие) во избежании дальнейших проблем. Разумеется огромное значение имеют и медицинские показания ребенка. Потенциальные приёмные родители всегда обращают внимание на физические отклонения или недостатки, например заболевания, которые и послужили причиной оставления детей их биологическими родителями, или психические особенности у ребенка, которые зачастую возникают у детей, воспитывавшихся в детском доме. Следует понимать, что именно в детском возрасте закладываются фундаментальные качества личности, которые обеспечивают нравственную ориентацию, психологическую устойчивость жизнеспособность в целом. Эти качества не появляются неожиданно, их нужно прививать и развивать с малых лет в определенных условиях родительской любви, преданности, поддержки и сопереживания, которыми редко могут обеспечить в приютах. Причины иного психологического развития личности в сиротских учреждениях могут быть различны:
Согласно мнению Американской академии по детской и подростковой психиатрии треть детей, выросших в приютах имеют в будущем эмоциональные, поведенческие проблемы в своём развитии как личности
Так что следует понимать, что не каждый сирота может быть подвергнут усыновлению или удочерению. И в то время как подходящие под эти критерии дети — сироты обретают свой дом, дети старшего возраста, те кто уже сформировались как личность и имеют собственное мировоззрение и мироощущение, инвалиды и ВИЧ — инфицированные. А также так называемые «трудные» дети могут годами оставаться сиротами, переходя из одного приюта в другой вплоть до совершеннолетия.
Таким образом, можно заключить, что категория детей - сирот ограниченна их возрастными характеристиками и по тем или иным причинам лишена родительской опеки, полностью или частично ( в плане воспитания и формирования их личности). Выделяя отдельно детей-сирот, которые подвержены усыновлению и удочерению
1.2 История развития усыновления детей — сирот в России
Государство и общество призвано заботиться о детях — сиротах, отвечая за их развитии и воспитание, опираясь на знания исторического опыта, организовывают учреждения призрения и решения проблем социального призрения.
На всех этапах развития общества, в любом государстве были, есть и будут дети, по разным причинам лишившиеся родителей.
Анализируя историю развития призрения детей-сирот и их социальной защиты в России позволяет выделить четыре основных периода: патриархальный, общественно-религиозный, период институционализации и период деинституционализации.3
Отдельно можно выделить период становления на Руси социальной помощи детям ( до X века). Становление государства и общества и развитие социальной защиты шло одновременно и представляет собой способ регулирования жизни членов в общества. То есть имеет место следующая закономерность: чем общество более развито, тем больше оно способствует поддержанию достойного уровня жизни для тех. кто не в состоянии самостоятельно обеспечить её себе и своим близким. Таким образом помощь нуждающимся существовала всегда, но в разных, менее развитых и стабилизированных формах.
Доклассовое общество не имело таких понятий сиротства и дети-сироты: дитя считалось сыном или дочерью всего рода. Когда же детей начали воспитывать отец и мать, то при их смерти появилась проблема сиротства и наследования собственности. В связи с этим возникло опекунство.
В древнем славянском обществе уже имели место общинно-родовые формы поддержки и помощи, которые основывались на "верви", что означало круговую поруку, то есть групповую ответственность всех членов общины за выполнения обязанностей и любых других действий каждым её участником. Так что во времена Древней Руси "вервь" представляла собой проявление заботы о немощных и слабых: стариках, женщинах и детях.
Среди основных способов проявления поддержки детям можно выделить "домашнее рабство", "приймачество" и "детское сиротство".
"Домашнее рабство" ― это когда в голодные годы детей просто продавали, для сохранения жизни и себе и детям.
"Приймачество" означало, что сироту отдавали в новую семью, причем он должен был участвовать в хозяйственных делах, заботиться о новых родителях и обязан был их похоронить. «Приймать в семью сироту», как правило, могли только пожилые люди. Когда они в силу приклонного возраста становилось не способны самостоятельно справляться с хозяйством или если у них не было своих детей, наследников. Принятый в семью должен был почитать своих новых родителей, вести хозяйство. То есть «приймачество» можно воспринимать как первую форму усыновления.
Из "домашнего рабства" и "приймачества" развилась система "детское сиротство" ― первые прототипы детских домов.
Ещё одной формой поддержки сироты была общинная, то есть мирская помощь. В соответствии с этой моделью сироте могли назначать" общественных" родителей, которые брали его на свой прокорм. Это заключалось в переходе ребенка из дома в дом на кормление. Если сирота имел хозяйство, община противодействовала усыновлению. Эти сироты назывались «выхованцами» или «годованцами».
Обязательными "помочи" были дети из семей, где взрослые были больны. Такую помощь называли " наряды миром". Она заключалась в том , что соседи приходили, чтобы натопить печь, накормить скот, ухаживать за детьми.
Таким образом, можно утверждать, что благотворительность в отношении детей возникла давно и является формой социальной помощи, которые в дальнейшем станут основой для христианской модели помощи и поддержки нуждающимся детям.
Далее принципы детской благотворительности существенно меняются. Первый, из выделенных нами, патриархальный период, ограничивается следующими временными рамками — X - XVII века.