Билет
№ 1.
- Под технологиями социальной работы принято рассматривать совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективной реализации задач по социальной помощи населению. По определению Е.И. Холостовой, представленному в Российской энциклопедии социальной работы, технологии социальной работы базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными науками: социологией, социальной инженерией, теорией управления, правом, социальной педагогикой, психологией и др.
Рассматривая социальную
работу как особый вид деятельности,
сущность технологий социальной
работы можно интерпретировать
как совокупность приемов, методов
и воздействий государственных,
общественных и частных организаций,
специалистов и волонтеров, направленных
на оказание помощи, поддержки,
защиты любого человека, но особенно
это относится к наиболее нуждающимся.
Технологии социальной работы
в концентрированном виде выступают
как обобщение накопленных и
систематизированных знаний, опыта,
умений и практики работы субъектов
социальной деятельности.
- Технологии СР в здравоохранении. При планировании и реализации технологий социальной работы в здравоохранении можно исходить из условного разделения медико–социальной работы на две функциональные направленности – профилактическую и патогенетическую. Медико–социальная работа профилактической направленности включает выполнение мероприятий по предупреждению социально – зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни, обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья, участие в разработке целевых программ медико–социальной помощи на различных уровнях, социальное администрирование, обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др. Медико–социальная работа патогенетической направленности включает мероприятия по организации медико–социальной помощи; проведение медико–социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; проведение социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения, проведение коррекции психического статуса клиента, создание реабилитационной социально – бытовой инфраструктуры, обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др. Для создания наиболее эффективных технологий социальной работы в здравоохранении специалисты используют предложенную ранее базовую модель медико–социальной работы, которая позволяет обеспечить единые методические подходы в данном виде деятельности и учесть специфику той или иной конкретной области медицины и здравоохранения. Основным правовым актом, обеспечивающим развитие социальной работы в сфере здравоохранения, являются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. В статье 20 этого документа зафиксирована следующая правовая норма: «Медико–социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения».
Целью
социальной работы в здравоохранении, как и целью медико–социальной
работы, является достижение максимально
возможного уровня здоровья, функционировании
адаптации лиц с физической и психической
патологией, а также социальным неблагополучием. Объектом
социальной работы в здравоохранении
являются различные контингенты лиц, имеющие
выраженные медицинские и социальные
проблемы, которые взаимно потенцируют
друг друга и решение которых затруднительно
в рамках односторонних профессиональных
мероприятий. Работа с такими контингентами
одинаково тяжела и малоэффективна как
для медицинских работников, так и для
специалистов социальных служб, поскольку
неизбежно они оказываются перед кругом
проблем, выходящих за рамки их профессиональной
компетенции и препятствующих успешной
узкопрофессиональной деятельности. К
таким контингентам относятся длительно,
часто и тяжело болеющие, социально дезадаптированные
лица, инвалиды, одинокие престарелые,
дети – сироты, юные матери, многодетные
и асоциальные семьи, пострадавшие от
стихийных бедствий, больные СПИДом и
др. Численность таких контингентов устойчиво
возрастает на протяжении последних лет.
Социальная работа в здравоохранении
имеет много общего по своей сути с медико–социальной
помощью и деятельностью органов здравоохранения
в целом. Но при этом она не претендует
на выполнение лечебно – диагностических
функций, а предусматривает тесное взаимодействие
с медицинским персоналом и четкое разграничение
функций между медицинскими и социальными
работниками.
- Паблик рилейшнз (связи с общественностью). В отличие от индивидуальной помощи и групп социальной терапии этот метод позволил расширить масштабы социальной работы среди населения, ибо под общественностью здесь понимается улица, район города, церковная община, социум в целом. Приверженцы данного метода акцентируют внимание на том, что по сути любая социальная проблема – не только и не столько личная, сколько общественная, а посему для эффективного ее решения или предупреждения необходима работа с социумом в целом. Связь с общественностью – одна из базовых технологий социальной работы, позволяющая встраивать в себя многие другие методы и приемы: анкетирование, наблюдение и т.д. При анализе данной технологии основной акцент был сделан на использование СМИ, что обусловлено той ролью, которую играют они в современном обществе, а также тем, что до последнего времени сотрудники социальных служб в России не продемонстрировали желания или неумения профессионально взаимодействовать с этой трибуной.
Билет
№ 2
- Роль и место дисциплины «Технология социальной работы» в системе научно-социальной технологии
Социальные
технологии – система знаний об оптимальных
способах преобразования и регулирования
социальных отношений и процессов в жизнедеятельности
людей, а также сама практика алгоритмического
применения оптимальных способов преобразования
и регулирования социальных отношения
и процессов.
Технологии
социальной работы – это одна из отраслей социальных
технологий, ориентированных на социальное
обслуживание, помощь и поддержку граждан,
находящихся в ТЖС.
Специалистами в области
социальных технологий выработаны и
предложены основные условия возможности
технологизации деятельности в социальной
сфере. К ним относятся:
- предмет воздействия должен обладать определенной степенью сложности, т.е. иметь признаки социальной системы;
- должны быть известны элементы системы (структуры) предмета воздействия, особенности их строения и функционирования;
- возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей;
- возможность воспроизводства и повторяемость операций, процедур или показателей в новых условиях.
Социальная работа как
специфическая профессиональная деятельность
и как самостоятельная система
научных знаний со своим предметом
исследования по всем параметрам отвечает
указанным основным условиям технологизации.
Следовательно, проблема заключается
не в возможности технологического
подхода к социальной работе, а
в разработке, совершенствовании
и усвоении технологии социальной работы,
ее методологии, инструментария и опыта
их применения на практике.
Технологию
социальной работы можно рассматривать
в двух аспектах. Во-первых,
в широком плане как систему теоретических
знаний и практику, которая характеризует
организацию, алгоритм и всю совокупность
средств, способов и приемов воздействия
субъектов на различные объекты социальной
работы. Такой подход к технологическим
проблемам характерен прежде всего для
управленческих органов и организаторов
реализации социальной политики на федеральном
и региональном уровнях. Во-вторых,
как совокупность частных технологий,
специфика которых обусловлена конкретным
субъектом и объектом социальной работы.
Такой подход к проблемам технологии социальной
работы присущ, прежде всего, непосредственным
организаторам социальной работы с пациентами
социальных учреждений, с различными категориями
населения по месту жительства или работы.
Выработка технологии решения
социальных проблем – процесс
сложный, требующий как теоретических
обоснований, так и практической
апробации теоретических выводов
и рекомендаций. Он проходит три
основных этапа: теоретический, методический
и процедурный, совокупность которых
представляет собой систему разработки
технологии социальной работы.
Теоретический
этап связан с формулированием целевой
установки, определением предмета технологизации,
выделением структурных элементов и выявлением
причинно-следственных связей и отношений,
в которые включен объект социальной политики
или клиент социальной работы.
Методический
этап решает задачи выбора источников,
путей и способов получения информации
о состоянии объекта социальной политики
или клиента социальной работы, определения
приемов и средств обработки и анализа
этой информации и принципов трансформации
выводов в конкретные рекомендации для
преобразовательной деятельности.
Процедурный
этап предполагает решение задач,
связанных с организацией практической
деятельности по апробации выработанных
рекомендаций, выявлением и устранением
недостатков по использованию предложенных
рекомендаций и установлением алгоритма
действий в виде соответствующей технологии
социальной работы.
Содержание технологии социальной
работы характеризуется обоснованностью
проекта, программы или цели деятельности,
наличием в ней определенного
алгоритма и логической последовательности
действий в процессе решения стоящих
задач, стандарта или норматива
предписанных процедурных действий,
объективных критериев оценки организации,
хода и результатов деятельности.
Технологию социальной работы отличают:
- динамичность, которая проявляется в постоянной смене содержания и форм работы специалиста с клиентом и в эвристическом характере деятельности;
- непрерывность, которая диктуется необходимостью постоянно поддерживать непосредственную или опосредованную связь с клиентом и оказывать на него влияние;
- цикличность, проявляющаяся в стереотипном, устойчивом повторении этапов, стадий и процедур при работе с клиентами и обусловленная цикличностью организаторской работы;
- дискретность технологического процесса, которая проявляется в неравномерности степени воздействия на клиентов с момента целеполагания до исполнения принятого решения.
Таким образом, технология социальной
работы отражает важнейший, а именно
ее прикладной, практический, аспект. Глубокое
проникновение и усвоение сущности,
содержания и специфики проявления
технологических процессов - основа
профессионализма кадров социальной сферы
деятельности и специалистов социальных
служб.
- Использование информационных технологий в государственном управлении. В последние годы в Российской Федерации осуществляется реформа как в государственной сфере, так и в общественной жизни. Эта реформа затронула и сферу управления. Административная реформа направлена на создание оптимальной системы государственного управления, решение неотложных социально-экономических проблем, повышение уровня и качества жизни населения.
Главной особенностью административных
регламентов является то, что их
внедрение направлено в первую очередь
на:
- повышение качества предоставления
и обеспечение доступности государственных
услуг, создание комфортных условий
для получателей этих услуг;
- применение новых форм
документов, позволяющих устранить
необходимость неоднократного представления
идентичной информации, снижение
количества взаимодействий заявителей
с должностными лицами;
- упорядочение административных
процедур и действий.
Особенность современного общества
заключается в непрерывном обмене
информацией. Информация - это сведения
о лицах, предметах, фактах, событиях,
явлениях и процессах независимо
от формы их представления. Полная,
достоверная, своевременно полученная
информация является необходимым условием
успешного функционирования любой
организации и особенно государственного
учреждения.
Информационное обеспечение
играет важную роль в государственной
деятельности. При отсутствии необходимой
информации невозможно принятие правильных
и своевременных решений государственных
задач, определение направлений
развития современного общества.
В связи с этим совершенно
очевидно, что работа государственных
органов управления должна обеспечиваться
своевременной информационной поддержкой
- информационным обеспечением.
Под информационным
обеспечением можно понимать процесс
создания оптимальных условий для удовлетворения
информационных потребностей и реализации
должностных обязанностей органов государственной
власти на основе формирования и использования
информационных ресурсов.
Целью
информационного обеспечения государственной
службы является создание условий
для принятия эффективных решений по управлению
государством как целостной социально-экономической
системой.
Управленческая информация
призвана ориентироваться по следующим
параметрам:
во-первых, по месту и роли государства
в системе частной и общественной жизнедеятельности
людей и по компетенции конкретных государственных
органов (объем и содержание управленческой
информации необходимо согласовывать
с компетенцией государственных органов);