Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 17:24, контрольная работа
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющие, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки динамики или интенсивности. Сегодня ни одна серьезная компания не может обойтись без оценки своего конкурентного положения на рынке и конкурентоспособности своей продукции. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.
Введение
Производственные факторы конкурентоспособности
Приложение 1
Задача
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки российской федерации
Государственное учреждение высшего профессионального образования
Уральский государственный экономический университет
Контрольная работа
По дисциплине: Конкурентоспособность продукции
Вариант 6
Преподаватель:
Студент:
Омск
2013 г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.
Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющие, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки динамики или интенсивности.
Сегодня ни одна серьезная компания не может обойтись без оценки своего конкурентного положения на рынке и конкурентоспособности своей продукции. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.
Одним из основных составляющих конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность выпускаемой на предприятии продукции.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Для определения конкурентоспособности предприятия на рынке необходимо выделение факторов, воздействующих на возможности выигрыша или проигрыша организации в конкурентной борьбе. В свою очередь, анализ факторов помогает выявить сильные и слабые стороны в самой фирме и в работе конкурентов. Как показывает опыт многих компаний, описанный в различных источниках, рассмотрение факторов способствует разработке средств, за счет которых фирма могла бы повысить свою конкурентоспособность и обеспечить себе успех на рынке.
Для этого каждый руководитель должен иметь представление о том, что такое «фактор конкурентоспособности предприятия», какими они бывают, какова их характеристика, и какие преимущества они в себе содержат для организации.
Использование и учет факторов обеспечивает повышение конкурентоспособности предприятия, которое предполагает разработку ряда экономических, коммуникационных и социальных целей. С учетом этих целей можно сформировать основополагающую систему факторов конкурентоспособности предприятия, которая включает внешние и внутренние.
Внешними факторами являются:
- уровень открытости экономики страны;
- уровень интеграции страны в рамках мировой экономики;
- уровни конкурентоспособности страны, региона, отрасли;
- уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране;
- государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране;
- правовое регулирование
функционирования экономики
- налоговые ставки;
- процентные ставки;
- научный уровень управления экономикой страны, региона и отрасли;
- национальная система стандартизации и сертификации;
- качество информационного
обеспечения управления на
- наличие доступных и дешевых природных ресурсов;
- государственная поддержка науки, образования и инновационной деятельности;
- прогрессивность системы подготовки и переподготовки кадров в стране;
- климатические условия
и географическое положение
К числу главных внутренних факторов конкурентоспособности предприятия относятся конкурентная стратегия предприятия, параметры эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов предприятия, которые формируют его конкурентные преимущества на рынке.
Внутренними факторами являются:
1) Структурные:
- прогрессивность
- миссия предприятия в части содержания и реализации оригинальной идеи повышения конкурентоспособности товаров;
- совершенство организационной
структуры предприятия, позволяющее
осуществлять вертикальную и
горизонтальную интеграцию по
производству конкурентного
- уровень организации, специализации
и концентрации производства
с точки зрения обеспечения
на их основе
- уровень унификации и
стандартизации выпускаемой
- уровень регулирования производственных процессов в целях достижения конкурентных преимуществ предприятия;
- совершенство информационной
и нормативно-методической
- сила конкуренции на
входе и выходе
2) Ресурсные:
- людские ресурсы - количество,
квалификация и стоимость
- физические ресурсы - количество,
качество, доступность и стоимость
участков, воды, полезных ископаемых,
лесных ресурсов, источников
- ресурс знаний - сумма
научной, технической и рыночной
информации, влияющей на
- денежные ресурсы - количество
и стоимость капитала, который
может быть использован на
финансирование промышленности
и отдельного предприятия. Естественно,
капитал неоднороден. Он имеет
такие формы, как необеспеченная
задолженность, обеспеченный долг,
акции, венчурный капитал, спекулятивные
ценные бумаги и т.д. У каждой
из этих форм свои условия
функционирования. А с учетом
различных условий их движения
в разных странах, они будут
в значительной степени
- инфраструктура - тип, качество
имеющейся инфраструктуры и
3) Технические:
- удельный вес патентованных товаров, технологий, оборудования;
- уровень качества изготовления товаров.
4) Управленческие:
- уровень конкурентной стратегии предприятия;
- уровень конкурентоспособности менеджмента;
- уровень конкурентоспособности менеджеров и маркетологов;
- уровень организации поставок сырья, материалов и комплектующих изделий;
- уровень функционирующей системы управления качеством продукции на предприятии;
- уровень сертификации
продукции и систем, их соответствие
международным стандартам ИСО-
5) Экономические:
- показатели рентабельности продукции, производства, капитала и продаж;
- скорость оборачиваемости
всех видов материальных
- финансовая устойчивость функционирования предприятия;
- доля экспорта наукоемких товаров.
По мнению Портера, само предприятие способно контролировать, прежде всего, ресурсный фактор путем повышения производительности труда, капиталоотдачи, общей эффективности производства, что в свою очередь зависит от политики предприятия по организации НИОКР, накопления основного капитала, маркетинга, профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ (ПРИЛОЖЕНИЕ1)
Товар – это продукт труда, предназначенный для свободного обмена или продажи, для удовлетворения какой – либо потребности человека.
Товары производственного назначения предназначаются для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для дальнейшей переработки и использования в хозяйственнойдеятельности.
Товары производственного назначения бывают нескольких видов:
- материалы и детали;
- капитальное имущество;
- вспомогательные материалы и услуги.
Примером товаров производственного назначения, могут быть: технологическое оборудование, строительно-дорожная техника, транспортные машины общего пользования, топливно-сырьевые товары и т.п.
Товары широкого потребления предназначаются для продажинаселениюс целью непосредственного использования их для удовлетворения материальных и культурных потребностей.
Существуют:
- продовольственные (продукты питания, средства личной гигиены, одежда);
- непродовольственные товары (товары культурно-бытового, хозяйственного назначения, продукциялёгкой промышленностии др.).
3. По отношению к какой экономике применимо понятие “конкурентоспособность”:
а) административно-командной; б) рыночной? Объясните, почему?
Административно-командная экономика, основанная на общественной собственности на средства производства, централизованном планировании и директивном руководстве всеми сферами жизни общества. Главная черта административно командной экономики - господство государственной собственности практически над всеми экономическими ресурсами (земля, недра, предприятия, финансы и т.п.). Соответственно, народное хозяйствово представляется единой «фабрикой», а центральные планирующие органы решают, что, как и для кого производить, т.е. определяющим фактором является предложение товаров и услуг, а не спрос, как в рыночной системе. Такие условия неминуемо порождают монополию и бюрократию, что снижает стимулы к развитию.
Рыночная экономика - экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики.
Неотъемлемыми предпосылками рыночной экономики являются общественное разделение труда, рыночный обмен продуктами труда, частная собственность, экономическая свободахозяйствующих субъектов, их экономическая и юридическая самостоятельность и ответственность, правовая система, законодательно закрепляющая «правила игры» на рынке.
Современная рыночная экономика – социально ориентированная экономика. Государство не только дополняет и корректирует действие рынка, но и является важнейшим механизмом, обеспечивающим социальную направленность развития рыночной экономики.
Конкурентоспособность – способность товара или услуги выдержать сравнение с аналогичными товарами и услугами других производителей при сохранении среднерыночной цены. Может выжить там, где нет монополии, следовательно, в рыночной экономике.
Примеры синонимов для понятия «конкуренция» - соперничество, соревнование, противоборство, состязательность, борьба.
Положительная роль конкуренции
1. Способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;
Информация о работе Контрольная работа по "Конкурентоспособности продукции"