Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 16:02, контрольная работа
Товароведение-это научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров. Для данной науке особое значение имеет исследование потребительской стоимости товаров. Любой товар обладает стоимостью и потребительской стоимостью. Количество общественно необходимого труда, затраченного на производство товара, определяет величину его стоимости. Полезность товара, способность удовлетворять какую-либо потребность человека, называется потребительской стоимостью. Потребительская стоимость товара обусловлена его свойствами. Под свойством продукции понимают объективную особенность, которая проявляется при ее создании, эксплуатации и потреблении. Свойства товара могут быть как природными, так и приобретенными в процессе производства, хранения и реализации.
Вопрос № 1. Предмет, цели и задачи товароведения на современном этапе.
Ответ: Название научной и учебной дисциплины товароведение является производным от слов «товар » и «ведать» (знать) и дословно может интерпретироваться на современном языке как «знание о товаре».
Товароведение-это научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров. Для данной науке особое значение имеет исследование потребительской стоимости товаров. Любой товар обладает стоимостью и потребительской стоимостью. Количество общественно необходимого труда, затраченного на производство товара, определяет величину его стоимости. Полезность товара, способность удовлетворять какую-либо потребность человека, называется потребительской стоимостью. Потребительская стоимость товара обусловлена его свойствами. Под свойством продукции понимают объективную особенность, которая проявляется при ее создании, эксплуатации и потреблении. Свойства товара могут быть как природными, так и приобретенными в процессе производства, хранения и реализации.
Предметом товароведения являются потребительные ценности товаров, а также методы их познания и обеспечения. Только потребительная ценность делают продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Если потребительная ценность товара не отвечает реальным запросам потребителей, он не будет востребован, а , следовательно, не будет использован по назначению в обусловленной для него сфере применения.
На современном этапе развития товароведения уже недостаточно просто описания потребительной ценности товаров. Предметом товароведения становятся и методы их познания, а также товароведная деятельность по сохранению этой ценности на разных этапах товародвижения для обеспечения ее необходимого уровня.
Любая наука и профессиональная деятельность базируется на определенных принципах.
Продукция - материальный или нематериальный результат деятельности(процесса), предназначенной для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.
Следовательно, продукции присуще две основные особенности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности. При этом деятельность по изготовлению продукции следует понимать в широком смысле. Это не только человеческая деятельность, но и жизнедеятельность биологических объектов. Такое понимание позволяет отнести к продукции не только хлеб, консервы, ткани, одежду и другие готовые изделия или полуфабрикаты, сырье и комплектующие изделия, но и продукцию природного происхождения, которая является результатом жизнедеятельности биообъектов и труда человека по их сбору, вылову, охоте, добыче и т.п. Так к продукции относятся дикорастущие плоды, овощи, грибы, мясо диких животных, речная и океаническая рыба.
Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-продажи (коммерческой деятельности). Выращенные садовые или собранные дикорастущие плоды, использованные для целей личного потребления, - продукция, а не товар, и не только на рынке они превращаются в товар.
В отношении термина «товар» ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» отражается только правовая функция товара: «Товар-любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи» (п.64).Это определение дублирует ст.129 Гражданского кодекса РФ. Однако в юридическом аспекте определения товара отсутствует разъяснение другого сложного понятия «вещь». Поэтому, по моему мнению, правильнее было бы дать определение товара через термин «продукция».В таком определении отражены многофункциональность товара как результата деятельности (технологической, биологической, человеческой и т.п.) по формированию его потребительских свойств.
Товар- это объект купли-продажи и средства удовлетворения потребностей потребителей. Товар является материальным предметом, вещью, которая благодаря своим свойствам удовлетворяет конкретные потребности человека. Товар как продукт труда имеет двойственный характер. С одной стороны, он является стоимостью, с другой - потребительной стоимостью. Стоимость товара характеризуется затратами общественно необходимого труда на его проектирование, производство и распределение. Выражением стоимости товара является его цена.
Потребительная стоимость товара – это совокупность полезных свойств товара, благодаря которым он обладает способностью удовлетворять какую-либо потребность общества или отдельного человека (может служить пищей, быть одеждой или иным полезным предметом). Товар должен иметь непросто потребительную стоимость, а общественную потребительную стоимость, когда он призван удовлетворять потребности не самого производителя, а других членов общества, к которым поступает в процессе обмена. С потребительной стоимостью связаны качества продукции, конкурентоспособность значение которых возрастает в современных условиях.
Полезность товара – это его способность удовлетворять определенные потребности человека. Полезность вещи делает ее носителем потребительной стоимости, она не может существовать вне товара, неотделимо от него. Полезность – понятие субъективное. Один и тот же товар для разных людей может быть и полезным, и бесполезным, и даже вредным, например: очки. Полезность товара формируется из его полезных свойств, проявляющихся в процессе использования по назначению. Совокупность полезных свойств товара, делающих его способным удовлетворять потребности людей, формируют его потребительную стоимость. Полезность товара зависит не только от природновещественных свойств, но и отменяющихся потребностей человека и общества. Определенная потребность человека может удовлетворяться следующими друг за другом единицами товара в соответствии с законом убывающей предельной полезности. Чем больше товара приобретают потребители, тем меньше их стремление к покупки дополнительных единиц этого же товара. Особенно это касается товаров длительного пользования, таких, как, например, холодильники , автомобили, мебель. Предельная полезность- это добавочная полезность, получаемая потребителем при покупки одной дополнительной единицы конкретного товара. За относительно короткий промежуток времени, в течение которого вкусы и требования потребителей не изменяются, предельная полезность каждой последующей единицы товара будет падать, так как потребность в этом товаре будет постепенно насыщаться, удовлетворяться все более полно. Падение предельной полезности товара по мере приобретения потребителем дополнительных единиц этого же товара носит название закона убывающей предельной полезности. Товар всегда является потребительной стоимостью, имеющей общественный характер, ибо он включается в систему общественных отношений между людьми при обмене путем купли-продажи.
Критериями современного состояния потребительского рынка могут служить состояние источников наполнения рынка товарами; соотношение спроса и предложения, которое, в свою очередь, определяет насыщенность рынка товарами, степень удовлетворения спроса, широту, полноту и структуру ассортимента; качество товаров.
Источниками наполнения рынка товарами являются отечественное, промышленное и сельскохозяйственные производства, а также импорт товаров, состояние которых определяет полноту и характер предложения.
Если отечественное производство не удовлетворяет полностью спрос в силу недостаточного развития или спада, то это приводит к дефициту товаров или увеличению удельной доли импортных товаров. Для современного состояния потребительского рынка характерны рост отечественного производства и уменьшению доли импортных товаров в структуре ассортимента.
Вытеснение в 1990-ых годах рынка отечественных товаров импортными было вызвано двумя основными причинами. Во- первых, низкая конкурентоспособность отдельных российских товаров. Во-вторых, сказывалась былая привлекательность импортных товаров.
Начиная, с 2000 года спад отечественного производства преодолен, насыщенность рынка товарами постоянно растет за счет не только импорта товаров, но и увеличения платежеспособного спроса и доходов населения.
В условиях насыщенного рынка качество отечественных товаров постепенно улучшается, так как производители товаров начинают осознавать, что качество -один из важнейших критериев конкурентоспособности товаров.
Цель товароведения – изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.
Для достижения этой цели товароведение как наука и учебная дисциплина должна решать следующие задачи:
Качество продовольственных товаров изменяется в процессе хранения, реализации, при транспортировке, поэтому задача товароведения – изучение процессов, происходящих продовольственных товарах и нахождение оптимальных условий для максимального сохранения их качества, и сокращения потерь.
Товароведение относится к основополагающим учебным дисциплинам при формировании профессиональной компетентности товароведов, экспертов, коммерсантов, и маркетологов. Кроме того основы товароведных знаний необходимы бухгалтерам, экономистам, менеджерам и технологам. Так как учет, планирование товарных ресурсов, анализ финансово- хозяйственной деятельности, управление производством и другие виды профессиональной деятельности, должны осуществляться с учетом особенностей товаров, их основополагающих характеристик и возможных изменений при транспортировании, хранении и реализации.
Вопрос № 23. Сортамент. Группы сортов. Принципы деления на товарные сорта.
Ответ: Одной из важных задач оценки качества является установление градаций качества стандартной продукции, которые представлены сортами.
Сортамент товаров - совокупность сортов, относящихся к одноименному товару. Сорт — категория качества продукции одного наименования, но отличающаяся от другой категории значениями показателей. Различают сортамент природный и товарный.
Природный сортамент — совокупность сортов одноименной продукции, отличающихся характерными анатомо-морфологическими признаками.
Например, природный сортамент яблок включает более 200 сортов, отличающихся формой, основной и покровной окраской плодов, другими показателями. Каждый природный сорт имеет свое, только ему присущее название. Например, сорта яблок: Ренет Симиренко, Джонатан, Белый налив. Природный сортамент характерен для пищевых продуктов растительного происхождения.
Для продуктов животного происхождения вместо термина «сорт» применяются иные термины: для крупного рогатого скота — «породы», для птицы — «кроссы». Например, куры мясных и яйценосных кроссов различаются анатомо-морфологическими признаками.
Непродовольственные товары на природные сорта (породы и пр.) не делятся, так как в отличие от ряда продуктов питания, используемых в пищу без существенной переработки, промышленные товары отличаются сложностью и многоступенчатостью производства. При этом исходные свойства природного сырья значительно изменяются.
Товарный сортамент — совокупность товарных сортов, различающихся значениями регламентированных НД показателей качества.
Наименования товарных сортов в отличие от природных, как правило, обезличены. В основном бывают высший, 1-й, 2-й и 3-й товарные сорта. Иногда выделяют сорт экстра.
Сортам некоторых товаров дополнительно или взамен присваивают особые наименования. Например, байховый чай подразделяют на следующие товарные сорта: букет, экстра, высший, 1-й, 2-й и 3-й. Сорта ржаной муки — обойная, обдирная и сеяная— присвоены в соответствии с применяемыми помолами тех же наименований.
На формирование товарного сорта влияют, различные факторы; сырье, технология, условия и сроки хранение. В зависимости от преобладания одного из факторов или их комплексного воздействия на значение показателей, определяющих товарный сорт, различают сырьевой, технологический и комплексный принципы деления сортамента.
Сырьевой принцип основан на том, что различия в знаниях показателей качества товарных сортов обусловлены особенностями сырья.
Этот принцип положен в основу деления на сорта кофе, мяса, колбас, макаронных изделий. Так, мясо высшего сорта можно получить только от задней и лопаточной частей и невозможно — от пашины, голяшки и других частей, мясо которых относится к низшим сортам. Различия между сортами колбас обусловлены в первую очередь сортами мяса, предопределяющего подбор вспомогательного сырья.
При технологическом принципе различия между сортами обусловлены технологическими процессами. По этому принципу подразделяют сорта муки, крупы, крахмала. Так, из одного и того же зерна можно при трехсортном помоле получить муку высшего, 1-го и 2-го сортов, что обусловлено такими операциями, как дробление зерна, разделение образовавшихся частиц на фракции по содержанию отрубей и размол каждой фракции по отдельности. Сорт крупы и крахмала зависит от тщательности отделения примесей.
Согласно комплексному принципу формирование различий между сортами обусловлено комплексом факторов: сырьем, технологией, условиями и сроками хранения. Например, сорт чая зависит от качества чайного сырья. Чем моложе собранный чайный побег (флешь) и меньше его длина (от верхушечной нераскрывшейся почки), тем выше качество сырья. Однако для получения чая высших сортов необходимо, кроме того, строго соблюдать технологический режим отдельных операций (скручивания, ферментации и др.) При хранении происходит старение чая за счет окислительных процессов, вследствие чего сорт чая изменяется. Чем дольше хранится чай, чем выше температура хранения и больше доступ кислорода, тем быстрее происходит старение. За год хранения при комнатной температуре чай высшего сорта приобретает органолептические свойства, присущие 2-му сорту, вследствие чего возникает пересортица.
Пересортица — один из распространенных способов качественной фальсификации. В зависимости от причин возникновения она может носить объективный и субъективный характер. Так, пересортица, происходящая при хранении, не зависит от работников фирмы и является объективной. При сырьевом и технологическом принципах, когда сорт полностью сформирован на стадии производства, пересортица носит субъективный характер и объясняется либо злоупотреблениями, либо нарушениями технологии производства, включая некачественный приемочный контроль сырья.
Информация о работе Предмет, цели и задачи товароведения на современном этапе