Приведите этапы проведения товароведческого анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 21:11, контрольная работа

Краткое описание

Товароведческий анализ — метод научного исследования товаров, состоящий в мысленном расчленении их на составные элементы с целью всестороннего изучения качества товара и оценки его безопасности.

Вложенные файлы: 1 файл

МФТВ 1.docx

— 52.93 Кб (Скачать файл)

1.​ Приведите этапы проведения товароведческого анализа.

Товароведческий анализ — метод научного исследования товаров, состоящий в мысленном расчленении их на составные элементы с целью всестороннего изучения качества товара и оценки его безопасности.

Этапы товароведческого анализа различны в зависимости от целей анализа. При проведении товароведческого анализа в учебных целях ограничиваются довольно простым планом, исходя из доступных источников информации. При этом планы проведения товароведческого анализа медикаментов и медицинской техники различны. Например, план проведения товароведческого анализа лекарственных препаратов в учебных целях может быть следующим:

Название лекарственного средства (торговое и международное непатентованное);

Класс и подкласс товара;

Классификационная группа;

Вид товара;

Химический состав действующего вещества;

Название фармакотерапевтической группы;

Основное фармакологическое действие;

Применение

Виды лекарственных форм;

Упаковка;

Маркировка;

Хранение;

Товародвижение ЛС от поставщика к потребителю, порядок отпуска из аптеки;

Виды контроля качества ЛС при приемке на аптечном складе, в аптеке, в ЛПУ (органолептические и инструментальные, в соответствии с ФС).

Стерилизация;

Товародвижение от поставщика к потребителю, порядок отпуска из магазина медицинской техники или аптеки;

Виды контроля качества при приемке на складе, магазине медицинской техники, в аптеке или ЛПУ (органолептические и инструментальные в соответствии с ГОСТ или ТУ).

В разных институтах разработаны свои подходы к проведению товароведческого анализа.

Кафедрой маркетинга и товароведения в здравоохранении ММА им. И.М. Сеченова предложена общая поэтапная схема проведения товароведческого анализа для специалистов, работающих в ЛПУ и аптечных учреждениях. При этом порядок выполнения товароведческого анализа следующий:

Отбор товара для анализа;

выбор потребительных свойств и технических показателей, которые будут анализироваться;

Анализ потребительных свойств и технических показателей.

Последний вид анализа в зависимости от целей проводится одним или несколькими методами:

а) органолептическим методом по показателям, указанным в госу- 
дарственном стандарте;

б) методом экспертных оценок с помощью специалистов-экспер- 
тов;

в) методом анкетирования потребителей (пациентов, врачей, меди- 
цинских сестер);

в) инструментальными методами в лабораториях и испытательных центрах.

При проверке органолептическим методом анализ состоит из следующих этапов:

1 этап. Определить классификационную группу и подгруппу товаров (на основании сведений о назначении товаров, потребительных свойствах, методе изготовления, особенностях внешнего вида и ДР-)-

2 этап. Определить и расшифровать коды товаров.

Определить и расшифровать цифровые коды по классификационной части ОКП.

Определить и расшифровать штриховые коды на таре или упаковке (если имеется групповая тара или упаковка).

3 этап. Определить вид товаров, торговые наименования.

3.1. Исследовать внешний вид товара:

Для медицинской техники, инструментов: количество деталей, характер соединения деталей, вид замка, характер изогнутости рабочей части: по плоскости или вертикально, по ребру или горизонтально, по радиусу, под углом, вид насечки, вид и качество зубцов, конструкция кремальеры и др.;

Для медикаментов: фармакотерапевтическая группа, состав, лекарственная форма и т.п.

3.2. Определить геометрические размеры и характеристики раз- 
новидности товара.

Для медицинской техники, инструментов: длину, ширину, высоту, диаметр, вместимость и др.;

Для медикаментов: номер, массу, дозировку, количество единиц одной лекарственной формы и т.п.).

4 этап. Установить технологические характеристики товара.

4.1. Определить материал, из которого изготовлены товары или отдельные детали.

для медицинской техники, инструментов: металл или сплав — углеродистая сталь, нержавеющая сталь, титан, латунь; полимерный материал, резина, термостойкое или химическое стекло и др.; для лекарственных средств: действующее вещество, и другие компоненты, входящие в состав конкретной лекарственной формы.

4.2. Установить  метод изготовления товаров 

 5 этап. Осуществить приемку товаров в соответствии с требованиями нормативной документации.

5.1. Оценить внешний вид товаров путем внешнего осмотра. 
Для медицинской продукции( техники, инструментов и т.из- 
мерить изделие и установить наличие и расположение всех составных частей и отсутствие недопустимых дефектов: царапин, 
трещин, забоин, раковин, выкрошенных мест, заусенцев на по- 
верхности, отслоения защитного покрытия (для товаров, имею- 
щих защитное покрытие из металлов), следов коррозии, переко- 
са рабочих частей, люфта в замке, неисправности кремальеры и 
пружины, механических деформаций, неисправности винтового 
соединения составных частей, помутнения стекла и нечеткости 
градуировки (у шприцев).

 
Для лекарственных средств: цвет таблеток или растворов, отсутствие осадка, включений и т.п. примесей в растворах, отсутствие дефектов на первичной упаковке и т.п.

Доя других товаров: измерить изделие и установить наличие и расположение всех составных частей, отсутствие недопустимых дефектов и заводского брака (разрывов, проколов, признаков старения, по-сторнних включений и запахов, негерметичности укупорки и др.).

5.2. Оценить комплектность путем внешнего осмотра.

Для медицинской техники, инструментов: установить соответствие комплектующих принадлежностей (например, для электрокардиографа — электродов; для инструментов — съемных лезвий, ложек и др.) и запасных частей к товару, указанному в нормативной и эксплутационной документации (ГОСТ, ТУП, паспорте, техническом описании, инструкции и др.). Для лекарственных средств: установить соответствие количества лекарственных средств в первичной упаковке, во вторичной упаковке; наличие, например, лезвий для вскрытия ампул, наконечников для аэрозольной упаковки и т.п.

5.3. Исследовать функциональные свойства товаров. 
Для медицинской техники, инструментов:

— установить соответствие функциональных свойств, указанным в нормативной и эксплуатационной документации (например, для прибора — работа на предусмотренных режимах; для режущих инструментов: острота и способность ее сохранения (стойкость); для зажимных инструментов: автоматичность и прочность удерживания тканей и т.п.);

— расширяющие инструменты: упругость, прочность; Для лекарственных средств:

- - подлинность;

— в аэрозольной упаковке: распыляемость. Для других товаров:

— установить соответствие функциональных свойств указанным в нормативной и эксплуатационной документации (например, для шприцов: термостойкость, протекаемость; для шовных материалов: прочность, одинаковый диаметр по всей длине и др.; для перевязочных материалов: поглотительную способность, капиллярность, реакцию среды в водной вытяжке и др.; для изделий санитарии и гигиены из резины: герметичность, механические показатели и др.).

6 этап. Оценить упаковку товаров.

Установить наличие первичной, вторичной, групповой и транспортной упаковок.

Оценить качество упаковок внешним осмотром (поверхность не должна иметь перекосов, трещин, надрывов, складок и др.).

Оценить защитные, потребительные и эстетические свойства упаковок.

Проверить наличие консервационного масла на товарах (только для инструментов и приборов), наличие парафинированной или ингибиторной бумаги.

7 этап. Провести анализ маркировки товаров.

Установить наличие маркировки на товарах (для приборов, медицинских инструментов, изделий санитарии и гигиены из резины), расшифровать ее, дать оценку соответствия требованиям нормативной документации.

Оценить соответствие маркировки на упаковках всех видов требованиям нормативной документации.

Определить пригодность товаров по сроку годности (стерильности, гарантийному сроку): установить с помощью маркировки (на товарах или упаковках) дату изготовления товаров; посмотреть срок годности (стерильности, гарантийный срок) по нормативной документации; дать заключение о пригодности товаров по этому показателю.

8 этап. Организовать или проверить правильность организации хранения и транспортирования товаров.

Определить группу хранения товаров по приказу МЗ РФ № 377 от 13.11.96 (для аптечных учреждений) или приказу МЗ №747 от 2.06.87 (для ЛПУ).

Проверить правильность хранения в соответствии с приказами.

В случае необходимости дать рекомендации по хранению, переконсервации (только для инструментов общехирургических) и транспортированию исследуемых товаров.

9 этап. Выбрать или рекомендовать методы дезинфекции и стерилизации товаров (если это необходимо).

Как правило, производители медицинских изделий должны давать рекомендации по очистке и стерилизации изделий в инструкции по эксплуатации конкретного изделия. При составлении данных рекомендаций отечественные производители используют устаревшие нормативные документы, что может привести к порче изделия и ненадлежащему выбору методов и средств очистки и стерилизации. Поэтому необходимо взвешенно подходить к выбору методов и средств очистки и стерилизации, исходя из особенностей материала и конструкции изделия, а также имеющихся возможностей. При этом необходимо пользоваться Государственными стандартами и методическими указаниями отраслевого министерства. Например, ГОСТ Р ИСО 11607-2003 Упаковка для медицинских изделий, подлежащих финишной стерилизации. Общие требования; Методические указания по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения МЗ РФ 2000 г. и др.

10 этап. Проверить сопроводительную документацию на правиль- 
ность ее оформления.

11 этап. Оформить акт приемки товаров по количеству и качеству.

Инструментальные методы контроля качества медицинских инструментов определяются в первую очередь их потребительными свойствами и кратко рассмотрены ниже в гл.15, раздел 15.2.

Инструментальные методы оценки качества лекарственных средств изучаются в курсах фармацевтической химии и фармакогнозии.

 

2.​ Проверьте цифровой штриховой код корвалола, рассчитав контрольное число 4601669000705. Поясните порядок расчета контрольного числа для штрихового кода.

Сложить цифры, стоящие на четных местах:

6+1+6+0+0+0=13

Полученную сумму умножить на 3:

13*3=39

Сложить цифры, стоящие на нечетных местах, кроме контрольной цифры:

4+0+6+9+0+7=26

Сложить полученные в пунктах 2 и 3 цифры

39+26=65

Отбросить десятки: от 65 получаем 5

Из число 10 вычесть полученную в пункте 5 цифру: 10 - 5 = 5

Полученная цифра совпадает с контрольной цифрой штрих-кода, что говорит о подлинности товара.

 

3.​ В какой работе и кем впервые в нашей стране были обобщены вопросы хранения медицинских и фармацевтических товаров. Какие еще работы в этой области известны?

Изучать вопросы истории фармацевтического товароведения необходимо в тесной связи с развитием фармации и этапами научно-технического прогресса.

Медицинское и фармацевтическое товароведение — самая древняя и самая молодая наука. Основанная в XVI веке, она прошла путь от товароведения растительных и животных фармацевтических материалов до маркетинга товаров медицинского назначения. Сегодня товароведение медицинских и фармацевтических товаров -одна из основополагающих учебных дисциплин для формирования профессиональной компетентности работников здравоохранения, участвующих в процессе обращения товаров медицинского назначения, а также занимающихся планированием материальных ресурсов,анализом финансово-хозяйственной деятельности медицинских и аптечных учреждений.

В развитии товароведения с момента возникновения и по сегодняшний день можно отметить четыре наиболее ярко выраженных периода. Первый — товарно-описательный, когда основное внимание уделялось созданию руководств с описанием свойств и способов использования различных видов товаров. Второй — товарно-технологический, когда в основном изучалось влияние технологических факторов (свойства сырья, материалов и технологии производства) на качество товаров. Третий — товарно-формирующий, основной задачей которого являются разработка научных основ формирования, оценки и управления потребительной стоимостью, качеством и ассортиментом товаров. И наконец, четвертый — маркетинг товаров, когда главными являются маркетинговые исследования товаров.

Информация о работе Приведите этапы проведения товароведческого анализа