Сравнительная оценка качества жевательной резинки, реализуемой на рынке г. Кемерово

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование товароведной характеристики жевательной резинки.
Для осуществления поставленной цели решили следующие задачи:
провели анализ научной и нормативной информации, касающейся анализа рынка и товароведной характеристики жевательной резинки;
исследовали потребительские предпочтения в отношении жевательной резинки на рынке г. Кемерово.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой по жев. рез. Microsoft Word (2).docx

— 1.80 Мб (Скачать файл)

Министерство образования и науки

Российской федерации

 

ФГБОУ ВПО «Кемеровский технологический институт

пищевой промышленности»

 

Кафедра товароведения и управления качеством

 

Курсовая работа

 

на тему «Сравнительная оценка качества жевательной резинки,

реализуемой на рынке г. Кемерово»

 

 

 

 

Выполнила:

студентка гр. ЭТз-72

Шапова С.Ю.

 

Проверила:

д-р техн. наук, профессор

Голуб О.В.

_______________________

          (оценка)

«___» _________________2012 г.

 


 

 

Кемерово 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Прообразы современной жевательной  резинки можно найти в любой  части света.

Известно, что ещё древние греки жевали смолу мастичного дерева для освежения дыхания и очистки зубов от остатков пищи. Для этого также использовался пчелиный воск.

Племена Майя использовали в качестве жевательной резинки застывший сок гевеи – каучук. На севере Америки индейцы жевали смолу хвойных деревьев, которую выпаривали на костре.

В Сибири применялась так называемая сибирская смолка, которой не только чистили зубы, но и укрепляли дёсны, а также лечили различные болезни. Сибирская смолка представляет собой засохшую смолу лиственницы (собирают твёрдые натёки на стволах и просто пережёвывают во рту крошащиеся кусочки, которые по консистенции приобретают свойства жевательной резинки), в некоторых местах называемую серой. Смолу лиственницы (твёрдую) можно перетапливать на водяной бане, тогда получается готовый продукт - сера. Можно жевать сосновую смолу, когда она долго находилась в воде при сплаве древесины (натёки, оставшиеся от подсочки при сборе смолы, приобретают консистенцию пластилина) и при пережёвывании получается белая похожая на жевательную резинку масса.

В Индии и Юго-Восточной Азии прототипом современной жевательной резинки стала смесь листьев перечного бетеля, семян арековой пальмы и извести. Данный состав не только дезинфицировал полость рта, но и считался афродизиаком. В некоторых азиатских странах его жуют до сих пор.

В Европе первые предпосылки  к употреблению жевательной резинки  появились в XVI веке, когда мореплаватели завезли из Вест-Индии табак. Постепенно привычка распространилась и далее, на Соединенные Штаты. Это продолжалось на протяжении трёхсот лет, поскольку все попытки заменить жевательный табак на воск, парафин или другие вещества не увенчались успехом.

Первая в мире фабрика  по производству жевательной резинки  была основана в городе Бангор (штат Мэн, США). С этого момента история жевательной резинки развивается со стремительной скоростью. До этого времени производство жевательной резинки не было самостоятельной индустрией, а сама жевательная резинка не была коммерчески распространяемой частью ширпотреба. Благодаря конвейерному производству жевательная резинка превратилась в товар, а мода на жевание резинки распространилась из Америки по всему миру.

В 1848 году Джон Кёртис налаживает промышленное производство жевательной  резинки. Он же в первые стал добавлять  в жевательную резинку легкие ароматизаторы.

5 июня 1869 года дантист  из штата Огайо получает первый  патент на жевательную резинку,  а в 1871 Томас Адамс получает  первый патент на станок для  промышленного производства жевательной  резинки. 

В 1879 году Джон Колган, аптекарь из Луисвилля (США)основывает компанию по производству жевательной резинки  Colgan’s Taffy Tolu Chewing Gum. Он же впервые добавляет ароматизаторы и сахар до его соединения с резиновой массой. Это позволяет готовой жевательной резинки намного дольше сохранять вкус и аромат. Патент на данное изобретение впоследствии был выкуплен Уильямом Ригли, основателем компании Wrigley.

В 1888 году на фабриках Адамса изобретается жевательная резинка с фруктовым вкусом, которая приобретает необычайную популярность в Америке. Компания Адамса первой в истории автоматы по продаже жевательных резинок на железнодорожных станциях Нью-Йорка.

В 1891 году на рынок выходит  новый игрок – компания Wrigley, которой удается в короткое время потеснить фабрику Адамса.

В 1928 году Уолтер Димер вывел  идеальную формулу жевательной  резинки, которая соблюдается и  по сей день: 20 % - каучука, 60 % - сахара (или его заменителей), 19 % - кукурузного сиропа и 1 % - ароматизатора. Особенностью данной жевательной резинки стала гораздо большая эластичность. Так же он изменил цвет жевательной резинки на розовый, что особенно привлекало детей.

/википедия/

Целью курсовой работы является исследование товароведной характеристики жевательной резинки.

Для осуществления поставленной цели решили следующие задачи:

    • провели анализ научной и нормативной информации, касающейся анализа рынка и товароведной характеристики жевательной резинки;
    • исследовали потребительские предпочтения в отношении жевательной резинки на рынке г. Кемерово.

 

  1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Анализ отечественного рынка жевательной резинки

 

Жевательная резинка, не принадлежит  к продуктам первой необходимости, тем не менее, пользуется устойчивым потребительским спросом. В конце 2009 года исследовательский холдинг «Ромир» провел всероссийский социологический опрос и выяснил степень популярности среди россиян жевательной резинки. В онлайн Омнибусе «Ромир» приняли участие 1,5 тысячи респондентов из семи федеральных округов в возрасте от 18 лет и старше. Выборка репрезентирует взрослое городское население России. Как оказалось, абсолютное большинство наших сограждан являются пламенными поклонниками жевательной резинки. Во всяком случае, 82 % из числа опрошенных «Ромир» признались, что за последний месяц покупали этот продукт, и лишь 18 % проигнорировали его покупку.

/habeas.ru/category/zhurnal/prodvizhenie-prodovolstvija-2010-№03/poklonniki-podushechek-i-plastinok/

Главным фактором, влияющим на приобретение жевательной резинки, стал возраст респондентов. Покупка  продукта оказалась актуальной для  многих возрастных групп, но лидерами в его приобретении, как и следовало ожидать, стали подростки (14-17 лет) и молодые люди (18-24 лет). Среди молодой аудитории практически лишь каждый десятый отказывает себе в покупке этого товара. По мере взросления аудитории заметна тенденция к сокращению потребности в «бубль гуме». Так, среди людей 25-30 лет в течении последнего месяца данный продукт купили 85 % респондентов. Немного отстают от них 31-35 лет (77 %). Люди в возрасте 36-40 и 41-50 лет потребляют одинаково – 71% респондентов из той и другой группы ежемесячно покупают жевательную резинку. В то же время, среди людей старше 50 лет за последний месяц ее покупал только каждый второй (57 %). При этом отметим, что если уровень потребления жевательной резинки в соседних возрастных категориях меняется незначительно (на 4 %, 8 %, 6 %, 14 % соответственно), то с учетом показателей крайних групп можно зафиксировать уменьшение потребления почти на одну треть (32 %).

Как выяснилось в результате исследования «Ромир», прочие факторы (пол, уровень дохода и образования) на востребованность популярного продукта практически не влияют. При этом 89 % респондентов из числа россиян, положительно ответивших на вопрос о покупке жевательной резинки, в течение последнего месяца, жуют ее чаще, чем 1 раз в неделю, а 38 % респондентов – чаще, чем 1 раз в день. Самое распространенное употребление жевательной резинки – 2-3 раза в день (29 %) и 1 раз в день (24 %), 11 % опрошенных могут спокойно обходится без этого продукта, обращаясь к нему 1 раз в неделю и реже. «Злоупотребляют» резинкой, жуя ее более 3 раз в день, лишь 9 % населения.

/habeas.ru/category/zhurnal/prodvizhenie-prodovolstvija-2010-№03/poklonniki-podushechek-i-plastinok/

В настоящее время выбор  жевательной резинки достаточно велик, тем более что одна марка, как правило, предлагает товар с  различными вкусовыми добавками  или их сочетанием. Однако потребительские  пристрастия отличаются стабильностью  и даже некоторым консерватизмом. Как показывают данные полученные исследовательским  холдингом «Ромир», россияне не изменяют своей приверженности определенной марке. Рассматривая жевательную резинку, прежде всего как профилактическое средство против заболеваний зубов и несвежего дыхания, покупатели в первую очередь обращают внимание на полезные свойства продукта.

Хит-парад популярных жевательных  резинок, по итогам исследования, возглавляет  Orbit. В течение одного месяца эту жевательную резинку приобрели две трети опрошенных (65 %). Со значительным (более чем 20 %) отрывом за лидером продаж следует Dirol: эта марка была востребована у 44 % респондентов. Другие марки отстают еще сильнее и пользуются спросом у небольшой части населения. На почетном третьем месте – с 20 % голосов – обосновался Eclipse. 15 % голосов респонденты отдали Orbit`у для детей, 12 % - Stimorol Ice. Менее 10 % набрали жевательные резинки Mentos, Wregley Spearmint, Juicy Fruit и Double Mint.

/habeas.ru/category/zhurnal/prodvizhenie-prodovolstvija-2010-№03/poklonniki-podushechek-i-plastinok/

Форма жевательной резинки, как выяснилось, тоже имеет значение. Россияне - народ практичный: 84 % опрошенных предпочитают жевательную резинку в подушечках, 13 % респондентов делают выбор в пользу пластинок, и лишь 3 % покупают жевательную резинку в других формах выпуска.

Рисунок 1. Распределение предпочтений по форме жевательной резинки.

 

По данным опроса 15 % мужчин предпочитают жевательную резинку в пластинках, а представительницы слабого пола только 11 %.

Но по-прежнему самым важным критерием при выборе жевательной резинки остается вкус продукта. Наибольшей популярностью среди россиян пользуется жевательная резинка со вкусом обычной мяты. В ее пользу делают свой выбор 61 % опрошенных. Фруктовые вкусы импонируют лишь 39 % наших сограждан. Вкус арбуза приходится по душе 29 % респондентам, а лимон/лайм – 28 %. С незначительным отрывом следует резинка со вкусом дыни (25 %), лесные ягоды (22 %), земляники (21 %)

Как видно из исследования, проведенного холдингом «Ромир», жевательная  резинка – достаточно популярный среди населения продукт, производители  которого стремятся угодить любым  вкусовым запросам.

/habeas.ru/category/zhurnal/prodvizhenie-prodovolstvija-2010-№03/poklonniki-podushechek-i-plastinok/

С развитием отечественного рынка жевательной резинки на нем появляется все больше производителей. За последние десятилетие на отечественном  рынке прочно зарекомендовали себя, прежде всего, компании Wrigley и Dirol Cadbury. Обе компании имеют свое производство на территории страны, в результате чего экспортеры плавно вытесняются с рынка. Совокупная доля Dirol Cadbury и Wrigley по данным ACNielsen в 2004 году составила 94,7 % в натуральном выражении и 96,3 % в стоимостном объеме продаж. Согласно данным агентства «Бизнес Аналитика», компания Dirol Cadbury (бренды Dirol, Malabar, Stimorol) в 2003 году занимала 35,7 %, в 2004 году – 30,4 % рынка в стоимостном выражении. Компания Wrigley (Wrigley`s, Orbit, Airwaves, X-Cite, Boomer) в 2003 году занимала 61,1 %, в 2004 году – 68,2 % рынка в стоимостном выражении (рис. 2).

/http://www.torgrus.com/research/3/184.html8/

 

Рисунок 2. Доли, занимаемые на российском рынке жевательной резинки компаниями Dirol Cadbury и Wrigley, % в стоимостном выражении (по данным компании «Бизнес аналитика»)

 

Рынок жевательной резинки  традиционно делится на два основных сегмента:

  1. Жевательная резинка для взрослых, сюда же относится и под сегмент стоматологической жевательной резинки для детей.
  2. Детская жевательная резинка – bubble gum, т.е. надувающаяся.

За 2004 – 2006 года на рынке  произошла череда серьезных изменений, затронувших как сегмент жевательной  резинки для взрослых, так и  сегмент детской жвачки.

Проведенный анализ показал, что темпы роста обоих сегментов  рынка в 2005 году несколько замедлились. По сравнению с 2004 годом доля жевательной  резинки для взрослых в натуральном  выражении немного сократилась  за счет более интенсивного роста  детской. Сегмент детской жевательной  резинки отличается меньшей концентрацией  рынка: наряду с двумя основными  компаниями – Dirol и Wrigley – здесь представлены и более мелкие производители, претендующие на значимые доли (таблица 1).

 

Таблица 1. Распределение продаж жевательной резинки по сегментам в 2004-2006 годах, % в натуральном выражении.

 

СЕГМЕНТЫ

ДОЛИ ПО ВЕСУ

2004 год

2005 год

2006 год

Для взрослых

85,90%

84,00%

84,20%

Для детей

14,10%

16,00%

15,80%

Информация о работе Сравнительная оценка качества жевательной резинки, реализуемой на рынке г. Кемерово