Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 11:02, реферат
Торговый инвентарь - это обобщающее название разнообразных приспособлений, инструментов и приборов, используемых при приемке, проверке качества, подготовке и продаже товаров в каждом звене на пути движения товара к потребителю. Его применение способствует улучшению качества и ускорению выполнения основных и особенно вспомогательных операций. В торговых предприятиях наряду с торговым инвентарем находит применение и инвентарь хозяйственного назначения (санитарно- гигиенический, противопожарный).Торговый инвентарь является существенным элементом процесса товародвижения наряду с товарами, упаковкой, используемым торгово-техническим оборудованием
1
Торговый инвентарь - это обобщающее название разнообразных приспособлений, инструментов и приборов, используемых при приемке, проверке качества, подготовке и продаже товаров в каждом звене на пути движения товара к потребителю. Его применение способствует улучшению качества и ускорению выполнения основных и особенно вспомогательных операций. В торговых предприятиях наряду с торговым инвентарем находит применение и инвентарь хозяйственного назначения (санитарно- гигиенический, противопожарный).Торговый инвентарь является существенным элементом процесса товародвижения наряду с товарами, упаковкой, используемым торгово-техническим оборудованием. Особенно его значение повышается в условиях рыночной экономики, при которой более высокие требования к качеству, скорости выполнения всех операций.Важнейшее условие рационализации торгово-технологического процесса - равноуровневое материально-техническое обеспечение всех операций. Пробел в оснащенности одного звена в общей цепи или одной операции в процессе снижает эффективность всего процесса.Мелочей в технологическом процессе быть не должно, так как отсутствие, например, необходимого торгового инвентаря или его несоответствие техническому уровню остального оборудования приводит к сбою, задержкам, простою, неоправданным потерям и соответственно резкому снижению эффективности всего процесса товародвижения. От технического уровня применяемого инвентаря во многом зависит привлекательность и безопасность труда.Использование инвентаря в торгово-технологическом процессе дает возможность ускорить операции по продвижению товаров, сократить издержки обращения, повысить, производительность труда, облегчить и обезопасить труд работников торговли, повысить качество обслуживания покупателей, а высокопроизводительный инвентарь с электрическим или пневматическим приводом позволяет существенно повысить эффективность и престижность труда.Торговый инвентарь должен быть высокого качества, удобным в пользовании, прочным и дешевым, отвечать санитарно-гигиеническим требованиям.Все это обусловливает необходимость формирования у специалистов торговли принципиально нового отношения к этому виду оборудования никак к чему-то второстепенному, а как к важнейшему процессообеспечивающему субъекту товародвижения.
1.1 Классификация торгового
Торговый инвентарь
По назначению в торгово-оперативном процессе он бывает:
·для приемки товаров:
а) для вскрытия тары и упаковки (электроножницы, вскрыватель картонной тары со сменным ножом, ножницы для резки и т. д.);
б) для проверки размеров и качества товаров (пробоотборники, овоскопы-виноскопы, нутромеры, штангенциркули, микрометры и др.);
·для подготовки
к продаже и продажи
·для подготовки
к продаже и продажи
·рекламно-выставочный (манекены, полуманекены, подставки, держатели для одежды и др.);
·для отбора товаров покупателями;
·кассовый (микрокалькуляторы, считыватели штрихкодов, смачиватели пальцев, наколки для чеков и др.);
·санитарно-гигиенический (пылесосы, поломоечные машины, корзины для мусора и др.);
·противопожарный (пенные и углекислотные ручные огнетушители, гидропульт- ведра, наборы противопожарных инструментов).
По .месту использования:
·для складских
и подсобных помещений
·для торговых
залов продовольственных
·для торговых залов магазинов, торгующих непродовольственными товарами (приспособление для проверки электроприводов и электроламп, прибор для проверки электробатарей, инвентарь для примерки обуви, головных уборов и др.);
·повсеместного пользования (счетный, противопожарный, для уборки помещений).
По приводу в действие и сложности конструкции:
·немеханический (лотки для выкладки товаров, пробоотборники, овоскопы-виноскопы и др.);
·механический (съемник обручей, пломбир, ножи гильотинные и др.);
·электрический (приспособление для проверки электролампочек, этикет-пистолеты, электросшиватель тары и др.);
·пневматический, т. е. основанный на применении пневматических двигателей, преобразующих энергию сжатого воздуха в механическую работу. Используется в качестве привода различных' механизмов во взрывоопасных и влажных местах (дрели, гайковерты, пневмосбиватели);
·гидравлический (противопожарный гидропульт, подъемная площадка, тележка);
·электронный (микрокалькуляторы, маркирующие устройства, считыватели штрих-кодов и др.).
По материалу изготовления:
·деревянный (доски для нарезки, метр для отмеривания тканей и др.);
·металлический (лотки из листовой стали, гвоздодёры, ножницы и др.);
·пластмассовый (подставки, воронки, пластмассовые лотки, манекены, вешалки, держатели и др.);
·картонный (коробки для упаковки, указатели, товарные символы и др.);
·комбинированный (например, металлические ножи с деревянными или пластмассовыми ручками).
В мире насчитываются десятки тысяч наименований торгового инвентаря. Рассмотрим наиболее характерные его виды в соответствии с приведенной классификацией.
2
Классификация и основные характеристики торгового оборудования. Требования
Торговое оборудование делится на следующие виды: торговое немеханическое оборудование (торговая мебель), измерительное оборудование, контрольно-кассовое оборудование, холодильное оборудование, подъемно-транспортное оборудование, оборудование для фасовки и упаковки.
Для выполнения различных операций, связанных с приемкой, хранением, подготовкой к продаже, выкладкой и продажей товаров, в магазинах применяется немеханическое торгово-технологическое оборудование (мебель для торговых помещений). Одной из главных функций торгового немеханического оборудования является обеспечение технологического процесса на торговом предприятии.
Мебель, являясь основным видом оборудования данного предприятия, представляет собой горки, вешала, тару-оборудование, прилавки, витрины, стеллажи и другие изделия, необходимые для выполнения основных торговых операций. Правильно подобранный набор мебели позволяет:
- рационально
организовать торгово-
- механизировать тяжелые и трудоемкие операции;
- расширить ассортимент товаров;
- максимально
использовать площадь и объем
торговых и складских
- сократить товарные потери;
- внедрить прогрессивные формы продажи;
- повысить уровень торгового обслуживания, производительность труда работников торговли, эффективность работы торговых предприятий;
- улучшить эстетическое оформление торговых помещений.
Мебель, применяемую на торговых предприятиях, подразделяют по следующим признакам:
1) функциональному
назначению - для показа товаров
(витрины, стенды), для выкладки
и продажи товаров (горки,
2) месту использования - в торговых залах магазинов, в помещениях для приема, хранения и для подготовки товаров к продаже, в подсобных помещениях;
3) способу установки
- пристенная (устанавливаемая по
периметру торгового зала), островная
(устанавливаемая в центре
4) товарному
профилю - специализированная и
универсальная; специализирован
5) материалу
изготовления - металлическая, деревянная,
комбинированная, с
6) конструкции
- неразборная, сборно-разборная,
7) комплектности
- штучные изделия и наборы
мебели. Заводы торгового оборудования
выпускают как отдельные
8) характеру производства - экспериментальная, серийная и массовая. Экспериментальную мебель изготовляют в небольшом количестве для выявления достоинств, недостатков и потребности в ней торговых предприятий. Серийную - выпускают более пли менее крупными партиями (сериями) по результатам изготовления и испытания экспериментальных образцов. Массовую мебель изготовляют в большом количестве в течение длительного времени без изменения конструкции.
К мебели для предприятий торговли предъявляются эксплуатационные, экономические, эргономические, эстетические, санитарно-гигиенические требования.
Эксплуатационные требования. Мебель должна быть удобной и для покупателей, и для работников магазина. К важнейшим эксплуатационным требованиям относятся:
- удобство для наглядной выкладки, демонстрации и выбора товаров покупателями;
- достаточная емкость;
- возможность
оперативного пополнения
- соответствие
конструкции требованиям
- стандартные
размеры и сборно-разборная
- обеспечение
сохранности товаров и
- достаточная прочность.
Экономические требования. Конструкция мебели для предприятия торговли должна быть простой, экономичной в производстве и эксплуатации. Экономичность производства определяется трудоемкостью применения прогрессивной технологии производства, а экономичность эксплуатации - степенью удобства для покупателей и работников магазина, надежностью, функциональной целесообразностью. Мебель не должна занимать много места, но в то же время должна быть достаточно емкой, обеспечивающей выкладку и хранение необходимого количества товаров.
Эргономические требования. Оптимальные размерные соотношения мебели для предприятий торговли (длина, ширина, высота, расстояние между полками и др.) определяются при ее конструировании с учетом антропологических данных - среднего роста и пропорций фигуры человека. Это обеспечивает свободный доступ к товарам, хорошую обозримость для покупателей и минимальную утомляемость обслуживающего персонала при заполнении мебели товарами.
Эстетические
требования. Форма, пропорция и цвет
мебели должны соответствовать ее функциональному
назначению и архитектурно-
Санитарно-гигиенические требования. Конструкция мебели торговых предприятий не должна затруднять уборку помещений и самой мебели. Для отделки мебели должны применяться такие материалы, с которых легко удаляются загрязнения. Поверхность мебели должна быть гладкой, без выступов, острых углов, зазоров и щелей. Для предохранения товаров от пыли и загрязнений должны быть устроены козырьки, навесы, чехлы.
Учет, распределение продовольственных и многих непродовольственных товаров между предприятиями, организациями и непосредственно покупателями требуют измерения их массы, длины или объема. Товары в натуральных показателях измеряют при фасовке, приемке и отпуске покупателям, на складах.