Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 15:31, реферат
Для комплексного развития и эксплуатации всех видов транспорта необходимо не только определить общую потребность страны в грузовых и пассажирских перевозок, но и распределить их между видами транспорта и отдельными транспортными направлениями. Выбирая вид транспорта, следует учесть, что основным критерием является достижение минимума затрат общественного труда на доставку груза. На основании данных задания выбор рационального вида транспорта производится по результатам сравнения собственно транспортных издержек по вариантам доставки одного и того же груза, т. е. устанавливается путём расчётов эффективность перевозки груза между двумя пунктами железнодорожным или автомобильным транспортом.
КАЗАНСКИЙ ТЕХНИКУМ НАЗЕМНОГО И ПОДЗЕМНОГО
на тему: АСУ НА РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ
по дисциплине: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
группа № СТМ 1011/3
Введение
Часть 1. Автоматизированные системы управления (АСУ)..
Часть 2. АСУ на речном транспорте
Заключение
Существование любого государства невозможно без развитого транспорта. Особенно велика роль транспорта для России.
Транспортный комплекс включает в себя:
1) Железнодорожный транспорт
2) Автомобильный транспорт
3) Водный транспорт
4) Авиационный транспорт
5) Городской транспорт
Для комплексного развития и эксплуатации всех видов транспорта необходимо не только определить общую потребность страны в грузовых и пассажирских перевозок, но и распределить их между видами транспорта и отдельными транспортными направлениями. Выбирая вид транспорта, следует учесть, что основным критерием является достижение минимума затрат общественного труда на доставку груза. На основании данных задания выбор рационального вида транспорта производится по результатам сравнения собственно транспортных издержек по вариантам доставки одного и того же груза, т. е. устанавливается путём расчётов эффективность перевозки груза между двумя пунктами железнодорожным или автомобильным транспортом.
Водный транспорт делится на два вида: внутренний водный транспорт и морской транспорт.
Внутренний водный транспорт (он же - речной) относится к одному из древнейших видов транспорта. Россия обладает большой и разветвленной сетью речных путей и озер. Однако существенную роль он играет либо в тех регионах, где направления основных транспортно-экономических связей и речных путей совпадают (Волжско-Камский речной бассейн в Европейской части России), либо в слабо освоенных регионах с практически полным отсутствием альтернативных видов транспорта (Север и Северо-восток страны).
Речной транспорт располагается в основном в течениях больших рек, главное требование, к которым - судоходность.
Использование речного транспорта ограничивается рядом факторов. Во-первых, в соответствии с географическими особенностями речной транспорт работает преимущественно в меридиональном направлении, обеспечивая грузообмен между северными и южными районами страны. В то же время основные грузопотоки проходят в широтном направлении. Это обстоятельство вызывает необходимость комбинировать виды транспорта, используя смешанные перевозки. Во вторых, речные перевозки носят сезонный характер и ограничены погодными условиями и иногда временем суток.
В недавнем прошлом транспорт был единым. Основой этого составляла общественная форма собственности на транспортные ресурсы. В связи с проведением рыночных реформ и приватизации транспортных средств понятие единства исчезло. Был приватизирован автомобильный, речной, авиационный,морской транспорт.
Чрезвычайно важную роль в совершенствовании управления транспортом играет дальнейшее внедрение электронно-вычислительной техники и создание автоматизированных систем управления (АСУ).
Часть1. Автоматизированные системы управления (АСУ).
Автоматизированные Системы Управления (АСУ ) - компьютеризированные системы, способные преобразовывать информацию, производить расчеты, логические операции, с использованием компьютерных сетей и современных информационных технологий. Наибольшее распространение получили в схемах управления производством, транспортом, строительством и другими экономическими процессами.
Одними из главных преимуществ АСУ является снижение, вплоть до полного исключения, влияния так называемого человеческого фактора на управляемый процесс, сокращение персонала, минимизация расходов сырья, повышение качества исходного продукта, и в конечном итоге существенное повышение эффективности производства. Основные функции, выполняемые подобными системами, включают в себя контроль и управление, обмен данными, обработку, накопление и хранение информации, формирование сигналов тревог, построение графиков и отчетов.
В состав АСУ входят следующие виды обеспечений: информационное, программное, техническое, организационное, метрологическое, правовое и лингвистическое
Основными классификационными признаками, определяющими вид АСУ, являются:
Функции АСУ устанавливают в техническом задании на создание конкретной АСУ на основе анализа целей управления, заданных ресурсов для их достижения, ожидаемого эффекта от автоматизации и в соответствии со стандартами, распространяющимися на данный вид АСУ. Каждая функция АСУ реализуется совокупностью комплексов задач, отдельных задач и операций. Функции АСУ в общем случае включают в себя следующие элементы (действия):
Необходимый состав элементов выбирают в зависимости от вида конкретной АСУ. Функции АСУ можно объединять в подсистемы по функциональному и другим признакам:
1) Функции обработки информации (вычислительные функции) – осуществляют учет, контроль, хранение, поиск, отображение, тиражирование, преобразование формы информации;
2) Функции обмена (передачи) информации – связаны с доведением выработанных управляющих воздействий до ОУ и обменом информацией с ЛПР;
3) Группа функций принятия решения (преобразование содержания информации) – создание новой информации в ходе анализа, прогнозирования или оперативного управления объектом
Виды АСУ:
1) Автоматизированная система управления технологическим процессом или АСУ ТП— решает задачи оперативного управления и контроля техническими объектами в промышленности, энергетике, на транспорте
2) Автоматизированная система управления производством (АСУ П)— решает задачи организации производства, включая основные производственные процессы, входящую и исходящую логистику. Осуществляет краткосрочное планирование выпуска с учётом производственных мощностей, анализ качества продукции, моделирование производственного процесса.
В последнее время наметилась выраженная тенденция к интеграции систем категорий АСУ ТП и АСУП ("автоматизированная система управления производством"). При этом комплексная система автоматизации представляет собой трехуровневую пирамиду управления промышленным предприятием:
- Верхний уровень управления предприятием (административно - хозяйственный) решает стратегические задачи, обеспечивает управление ресурсами в масштабе предприятия в целом, включая часть функций поддержки производства (долгосрочное планирование и стратегическое управление в годовом, квартальном, месячном масштабе).
- Интеграционный уровень
- Нижний уровень решает
Интеграция АСУП с системами реального времени АСУ ТП обеспечивает оперативность и достоверность информации, на основе которой принимаются управленческие решения на всех уровнях управленческой вертикали.
Часть 2. АСУ на речном транспорте.
В настоящее время на каждом виде транспорта действуют первые очереди отраслевых автоматизированных систем управления: на железнодорожном — «АСУ-ЖТ», на морском — «АСУ — Морфлот», на речном —«АСУ —речфлот», на автомобильном — «АСУ —автотранс», на воздушном «АСУГА», на трубопроводном— «АСУ — трубопровод» и т. д.
Многие средства и методы автоматизации
управления на речном транспорте принципиально
не отличаются от подобных средств и методов
морского транспорта. Вместе с тем специфика
речных путей сообщения предопределяет
поиск оригинальных методических и технических
решений, особенно при создании систем
автоматизации в сфере управления эксплуатационной
работой в рамках пароходств. В этой сфере
деятельности внимание научных и инженерных
сил направлено на создание автоматизированной
системы диспетчерского руководства движением
судов, которую условно называют «АСУ
— диспетчер». Основными задачами диспетчерского
аппарата, как известно, являются: составление
оперативных планов работы флота (сменного,
суточного, декадного) и непосредственное
осуществление этих планов. Выполнение
этих функций связано, во-первых, с учетом
плановых и текущих заданий на перевозки
и реальным наличием грузов у клиентуры;
во-вторых, со сбором сведений о постоянно
меняющейся пространственной дислокации
флота и его состоянием (груженый, порожний,
под операциями, ограниченно годный, неисправный
и т. п.), и, в-третьих, с разработкой собственно
оперативного плана действий на соответствующий
период, требующий значительного времени.
Фактический процесс работы флота диспетчер
фиксирует на «графике исполненного движения»,
бланке «Дислокация флота» и в ряде других
документов и книг. Сбор и фиксация большой
информации настолько трудоемки, что диспетчер
почти непрерывно работает в условиях
острого дефицита времени.
Необходимость повышения уровня безопасности
и эффективности транспортного процесса
на внутренних водных путях (ВВП) России
требует постоянного развития и совершенствования
технических средств и систем, занятых
в данном процессе. Кроме того, все более
возрастает потребность в обмене информацией
между сторонами, связанными с судоходством
по ВВП, в частности, обмен информацией,
связанной с безопасностью движения, информацией
о грузо- и пассажиропотоках. Получателями
такой информации выступают не только
органы, регулирующие движение судов по
ВВП и на акваториях портов, но и множество
коммерческих и некоммерческих организаций,
занимающихся агентированием судов, экспедированием
грузов, обслуживанием судов и другими
операциями. Перед сектором внутреннего
водного транспорта сейчас стоит задача
связать структурные элементы транспортного
процесса единой архитектурой, обеспечивающей
определенную совместимость и эффективное
взаимодействие.
Для решения такой задачи одной из наиболее перспективных и конструктивных в настоящее время является триадно-иерархическая инфокоммуникационная технология управления, получившая название «Корпоративные речные информационные системы (КРИС)»
Инфокоммуникационные системы речного транспорта:
а) Корпоративная речная информационная система;
б) Речная информационная служба.
Структурным ядром последних являются «Автоматизированные системы управления движением судов (АСУ ДС)», которые, как об этом свидетельствует опыт таких стран как США, Канада, Россия, страны Европейского союза и др., имеют в своем составе различные современные информационные системы телекоммуникаций и мониторинга: системы УКВ-радиосвязи, транкинговой и сотовой радиосвязи, системы видеонаблюдения и радиолокационного контроля, автоматизированные идентификационные (все более распространяется понятие – информационные) системы (АИС) , информационно-диспетчерские службы (ИДС), в ряде случаев речные региональные спасательно-координационные центры и др. При этом вся структура речной триады КРИС – РИС – АСУ ДС, как правило, бывает погружена в радионавигационное поле ГЛОНАСС/GPS и его подсистемы высокоточных дифференциальных радионавигационных поправок ДГЛОНАСС/ДGPS.
Алгоритм функционирования АИС.
В последние 5 – 7 лет значительный интерес у всех специалистов речного транспорта для повышения безопасности и эффективности судоходства на ВВП вызывают возможности информационной технологии рубежа XX – XXI веков типа АИС, ставшей уже неотъемлемой частью речных АСУ ДС. Возникновение технологии АИС можно поставить в один ряд с появлением на морском и речном флоте радиолокационных станций или спутниковой навигации.
Вхождение АИС в состав АСУ ДС предполагает не только наличие на судах и у лоцманского корпуса соответствующих транспондеров, но и, прежде всего, оборудования берегового сегмента, состоящего, в первую очередь, из цепи береговых станций АИС, включающей базовые станции (БС), симплексные и дуплексные репитеры, а также сети передачи данных АИС в структурах АСУ ДС и РИС. При этом для эффективных мониторинга и управления движением судов на ВВП одной из наиболее актуальных задач является создание топологии зон действия БС АИС, адекватной структуре судоходных путей, прежде всего для Единой глубоководной системы (ЕГС) Европейской части России, являющейся ее важнейшей транспортной системой.
В то же время сочетание АИС-инфокоммуникационных технологий с возможностями спутниковой системы связи «Инмарсат» и спутниковой системы радионавигации и связи «Глобалстар» открывают весьма широкие перспективы и являются, по-видимому, единственным разумным направлением для организации эффективных мониторинга высокоточного позиционирования и управления в бассейнах рек Сибири и Дальнего Востока.