Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:40, реферат
Автомобильная промышленность Российской Федерации на протяжении всех послевоенных лет наращивала как объем выпуска продукции, так и свой научно технический потенциал, постоянно уменьшая разрыв в техническом уровне между отечественными машинами и лучшими зарубежными аналогами.
Главные причины такого положения - это существенное сокращение государственного финансирования научных разработок, а также незаинтересованность предприятий вкладывать деньги в долгосрочные проекты.
Введение 3
1.1. Российская автомобильная промышленность в довоенный период 4
1.2. Российская автомобильная промышленность в послевоенный период 5
1.3. Российская автомобильная промышленность в эпоху перемен 6
2.1. Современная ситуация в российской автомобильной промышленности 9
Заключение 13
Список литературы 14
Федеральное агенство по образованию
Санкт – Петербургский
государственный архитектурно-
Кафедра экономической теории
Реферат
Автопром современной России- распределение сфер влияния
Студентка группы БЖ -2
Дубровская Л. В.
Проверил: доктор экономических наук, профессор
Чибинёв А. М.
Санкт – Петербург
2012
Оглавление
Введение 3
1.1. Российская автомобильная промышленность в довоенный период 4
1.2. Российская автомобильная промышленность в послевоенный период 5
1.3. Российская автомобильная промышленность в эпоху перемен 6
2.1. Современная ситуация в российской автомобильной промышленности 9
Заключение 13
Список литературы 14
«Автомобильная промышленность — отрасль промышленности, осуществляющая производство безрельсовых транспортных средств, преимущественно с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).»[1,с.2]
Автомобильная промышленность играет важную роль в российской экономике, будучи одним из крупных источников рабочих мест. Со стороны налоговых сборов, является третьем по величине, после производства алкогольной и табачной продукции и является движущей силой для развития технологий.
Автомобильная промышленность России сегодня – это 16 крупных предприятий, выпускающих легковые автомобили отечественных и иностранных марок.
Автомобильная
промышленность Российской
Главные причины такого положения - это существенное сокращение государственного финансирования научных разработок, а также незаинтересованность предприятий вкладывать деньги в долгосрочные проекты.
В 1996 году исполнилось 100 лет первому русскому автомобилю. В 1896 году русские изобретатели из Санкт Петербурга Е.А.Яковлев и П.А.Фрезе сконструировали самый первый русский автомобиль. Произошло это спустя лишь год после того, как Генри Форд сконструировал самый первый в мире легковой автомобиль, основанный на двигателе внутреннего сгорания. Примерно через 10 лет на заводе Лесснера в Петербурге впервые в России освоили серийное производство автомобилей. Среди двух десятков отечественных кампаний, экспериментировавших в области автомобильного производства, были каретные и велосипедные фабрики, заводы сельскохозяйственных машин, станкостроительные предприятия и машиностроительные предприятия в Москве, Смоленске, Ростове–на–Дону, Орле, Одессе.
«Первая мировая война
дала мощные импульсы для автомобилизации
России. Для нужд армии пришлось
закупить за рубежом многие тысячи
автомобилей. Необходимость создания
собственной современной
Отсчет истории российского автомобилестроения традиционно ведут с 1924 года, когда на Московском заводе «АМО» выпустили первую партию грузовых автомобилей.
Массовое автомобилестроение
в Советском Союзе было создано
в тридцатые годы в рамках программы
«социалистической
«Основу автомобильной промышленности страны составили два завода – гиганта: Горьковский Автомобильный Завод «ГАЗ» и Московский «АМО», который в 1931 году переименовали в «ЗИС» (ныне «АМО ЗИЛ»). При содействии американской корпорации «Форд» в Нижнем Новгороде (с 1932 по 1993 год – город Горький) в 1932 году был построен крупнейший автомобильный завод, рассчитанный на производство 100 тысяч автомобилей в год.»[5,с.174].Выбор Нижнего Новгорода был обусловлен несколькими причинами: наличием квалифицированной рабочей силы, дешевизной подвоза сырья по Волге, близостью уральской металлургической базы и значительной удаленностью от государственной границы. Московский завод «ЗИС» после проведенной реконструкции многократно увеличил свои мощности: до семидесяти тысяч машин в год.
«В 1930 в столице также
был построен автосборочный завод
имени Коммунистического
В годы Великой Отечественной войны производство автомобилей в Союзе сократилось почти в шесть раз. Все заводы были основательно перепрофилированы на выпуск военной техники.
В военные годы началось
географическое рассредоточение предприятий
автомобильной промышленности. Этот
процесс продолжался и в
Четверть века после войны
– период стабильного эволюционного
развития советской автомобильной
промышленности. С 1949 года, когда был
превышен довоенный уровень
За десятилетие производства автомобилей в нашей стране выросло почти в два с половиной раза, в том числе легковых автомобилей – в четыре раза, грузовиков и автобусов – в полтора и почти в два раза соответственно. «Как и в тридцатые годы, двигателем перемен стало строительство двух новых автомобильных заводов – гигантов: «ВАЗа» в Тольятти и «КамАЗа» в Набережных Челнах. «ВАЗ», наряду с «Фольксвагеном» во Вольфсбурге (ФРГ), стал крупнейшим заводом легковых автомобилей в Европе. «КамАЗ» – крупнейший завод тяжелых грузовиков в мире. «Контракт века» с итальянским «Фиатом» по строительству «ВАЗа», подписанный в конце 1966 года, сыграл революционную роль в развитии не только автомобилестроения, но и всей отечественной промышленности.»[4,с.183]
В семидесятые годы автомобильная промышленность «вернулась» в Россию. Со строительством Ижевского (в 1967 году), Волжского (в 1971 году) и Камского (в 1976 году) автозаводов сложился единственный в стране гигантский Волго–Камский район автомобильной промышленности европейского значения. Он имеет форму почти правильного треугольника со стороной 500 – 550 километров, вершинами в Горьком, Ижевске, Тольятти и внутренними центрами в Ульяновске и Набережных Челнах. Производственный потенциал Волго–Камского треугольника – полтора миллиона автомобилей в год – полностью соответствовал мощностям британского автомобилестроения. Таким образом, в семидесятые годы процесс районообразования был завершен, географическая структура автомобильной промышленности СССР приобрела законченный вид.
1990 год стал последним
годом стабильного развития
«Список производителей легковых
автомобилей пополнился «КамАЗом»
и автозаводом в Серпухове («СеАЗ»),
который прежде специализировался
на выпуске мотоколясок для
Основные источники автомобильного бума:
1. Российская автомобильная
промышленность с каждым годом
все более перестраивается в
соответствии с запросами
2. Важнейшим рынкообразующим фактором стал импорт автомобилей. До 1986 года Союз ежегодно ввозил по 25 тысяч автомобилей. За период с 1991 по 1994 годы эта цифра возросла на порядок. «По официальным данным, в 1992 году Россия импортировала из дальнего зарубежья 108 тысяч только легковых автомобилей, а в 1993 году – 182 тысячи. А ведь есть еще и неофициальные данные. Вышеперечисленные цифры можно смело увеличить на половину и таким образом мы получим цифру, максимально приближенную к реальной.»[1,с.2].
Летом 1994 года в Нижнем Новгороде запустили в производство серию автомобилей марки «ГАЗель» – полуторатонный минигрузовик на базе агрегатов и двигателя легкового автомобиля «Волга».
Акционерное Общество «Москвич»
(бывший «АЗЛК») также стало выпускать
пикапы на базе автомобиля «Москвич» 21041
«Алеко» – единственного
С 1996 года российское грузовое автомобилестроение приобрело «рыночную» структуру: на первое место по объемам производства на первое место вышли малотоннажные автомобили. На АО «АвтоГАЗ» символом структурной перестройки стал автомобиль «ГАЗель» – малотоннажный экономичный грузовик на базе агрегатов легкового автомобиля «Волга». С помощью «ГАЗели» Горьковский автозавод завоевал почти 2/3 российского рынка грузовых автомобилей. Но главной продукцией «АвтоГАЗа» все же был легковой автомобиль – «Волга».
Рынок сбыта продукции российской легковой автомобильной индустрии с 1990 года очень сильно уменьшился. За девяностые годы экспортная квота российской легковой автомобильной промышленности, то есть доля продукции, вывозимой из России по отношению к общему объему производства, сократилось с 55 до 17%. Произошла переориентация отрасли на внутреннее потребление.
Лучше всех дела обстояли у «Автофрамоса»: помимо «Рено Меган», в Москве стали выпускать и недорогой турецкий «Рено 19». Почти 80% машин старейшей европейской марки, проданных в России в 1997 году, здесь же и произведены.
К началу 1998 года в России сложилась ситуация не в пользу отечественных автопроизводителей. Ввоз автомобилей иностранного производства рос с ужасающей быстротой.
Низкое качество сборки отечественных автомобилей, их высокая стоимость привели к тому, что купить подержанную иномарку (с пробегом 100 тысяч километров или более) было выгодней, чем новый отечественный автомобиль.
После известных августовских событий, когда обвал рубля и рост доллара поставил в невыгодное положение покупку иномарки возник ажиотажный спрос на отечественные автомобили. Однако обеспечить резко возросшую потребность в автомобилях отечественного производства автозаводы были не в состоянии – замерла банковская деятельность, поставщики комплектующих резко подняли цены, возросли цены на энергоносители.
В 2000 году производство автомобилей
в России увеличилось на 23% по сравнению
с 1999 годом – автомобильные
Долгое время российской автомобильной промышленности были присущи следующие черты:
– массовое производство однотипных
автомобилей ограниченного
– контролируемое развитие с малой долей импорта и недостатком внутренней конкуренции;
– финансирование развития и реструктуризации за счет бюджетных ассигнований.
Спецификация российской легковой автомобильной продукции устарела по сравнению с зарубежными аналогами по следующим пунктам:
– большое потребление горюче–смазочных материалов;
– несоответствие современным требованиям по экологии, эргономики и пассивной безопасности;
– низкий ресурс комплектующих и низкое качество сборки ;
– морально устаревший внешний и внутренний дизайн. В результате чего, российская легковая автомобильная промышленность на 10–15 лет отстает от аналогичных отраслей развитых стран и этот разрыв, к сожалению, продолжает увеличиваться.
Информация о работе Автопром современной России - распределение сфер влияния