Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:24, реферат
Транспорт традиционно считается источником повышенной опасности, поэтому крайне важно обеспечить безопасность его функционирования - безопасность дорожного движения, пассажиров, грузов и т.д. В связи с этим выделяются следующие особенности в организации государственного управления транспортом: а) высокая степень централизации управления, единым координирующим органом выступает Министерство транспорта РФ; б) наличие специализированного контроля за обеспечением безопасности движения; в) наличие специальных актов - уставов о дисциплине работников транспорта, кодексов, правил и т.д.
Введение.
1.Организационно-правовая система управления
транспортно-дорожным комплексом……………………………...стр.3-23
2. Сущность и значения государственного контроля и надзора
в области транспорта………………………………………...……стр.24-35
3. Полномочия органов местного самоуправления
в сфере управления коммуникациями……………………………стр.36-38
Заключение.
Список использованной литературы.
Управление транспортом
Содержание.
Введение.
1.Организационно-правовая система управления
транспортно-дорожным комплексом……………………………...стр.3-
2. Сущность и значения государственного контроля и надзора
в области транспорта………………………………………...……
3. Полномочия органов местного самоуправления
в сфере управления коммуникациями……………………………стр.
Заключение.
Список использованной литературы.
1.Организационно-правовая
Транспорт традиционно считается
источником повышенной опасности, поэтому
крайне важно обеспечить безопасность
его функционирования - безопасность
дорожного движения, пассажиров, грузов
и т.д. В связи с этим выделяются
следующие особенности в
Перевозочный процесс на железнодорожном транспорте регламентирован утвержденным Федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10 января 2003 г.1
Сфера действия Устава железнодорожного
транспорта распространяется на отношения:
возникающие между
Таковым является Министерство
путей сообщения РФ (МПС России).
Оно осуществляет проведение государственной
политики в сфере железнодорожного
транспорта, а также регулирование
хозяйственной деятельности железных
дорог, других предприятий и учреждение
железнодорожного транспорта в области
организации и обеспечения
В настоящее время, в результате
проходящей реформы на железнодорожном
транспорте происходит изменение формы
собственности –
Законодателем введен новый субъект, который обеспечивает осуществления перевозочного процесса в нашей стране – владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта. Им может являться любое юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, которые имеют инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию, на основании лицензии или договора.
Сама инфраструктура железнодорожного
транспорта общего пользования представляет
собой технологический
За МПС России сохранены
функции хозяйственного управления,
которые осуществляются при проведении
государственной политике в области
железнодорожного транспорта, исходя
из требований экономики, обороноспособности
и безопасности страны, потребностей
населения; при разработке, утверждении
и надзоре над исполнением
нормативных документов; при лицензировании,
сертификации и стандартизации на железнодорожном
транспорте в пределах полномочий;
при руководстве
Железнодорожный транспорт составляет основу транспортного комплекса Российской Федерации и имеет большое экономическое, оборонное, социальное и политическое значение.
В систему МПС России можно отнести: железные дороги; отделения железных дорог; их линейные предприятия; промышленные, строительные, торговые и снабженческие предприятия; предприятия, обеспечивающие деятельность и развитие железнодорожного транспорта. Главным оперативным звеном этой системы является железная дорога.
Согласно закону в настоящее
время на основании лицензии в
сфере обеспечения
- перевозка грузов
- перевозка грузобагажа железнодорожным транспортом;
-деятельность по
Таким образом, наше государство
путем постепенной приватизации
и разгосударствлении ряда предприятий
железнодорожно-транспортной инфраструктуры,
расширяет виды предпринимательской
деятельности, которые могу предоставляться
отдельными юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями, а значит, создается
основа для формирования конкурентного
сектора в сфере обеспечения
населения транспортными
Согласно новому закону о железнодорожном транспорте имущество железнодорожного транспорта может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.
Под железнодорожными путями общего пользования понимаются железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции.
Железнодорожные пути необщего пользования это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
На железнодорожном транспорте
действуют специальная служба, осуществляющая
контроль за обеспечением безопасности
движения поездов, а также аварийно-
МПС РФ с участием федерального
органа исполнительной власти по регулированию
естественных монополий на транспорте,
иных заинтересованных федеральных
органов исполнительной власти, заинтересованных
организаций в пределах своей
компетенции разрабатывает и
в установленном порядке
В области перевозочного процесса на МПС России возложено: обеспечивать координацию работы железных дорог в целях предупреждения затруднений с пропуском поездов, регулировать погрузки грузов; разрабатывать и утверждать нормативные акты по эксплуатации железных дорог, эксплуатации, обслуживанию и ремонту технических средств, связанных с перевозочным процессом; обеспечивать регулирование движения поездов в условиях чрезвычайных ситуаций.
По вопросам, затрагивающим интересы других видов транспорта, МПС России координирует свою деятельность с органами управления ими (например, с Минтрансом России).
МПС России обеспечивает устойчивое и безопасное функционирование железнодорожного транспорта; создает многопрофильную сферу услуг, предоставляемых транспортными предприятиями, подведомственными ему; разрабатывает стандарты и нормы, определяющие порядок работы железнодорожного транспорта; руководит железными дорогами, предприятиями и объединениями в области перевозочного процесса; организует оперативное управление этим процессом; разрабатывает и утверждает графики движения поездов по сети железных дорог, нормативы использования вагонов и контейнеров, нормативные документы по технической эксплуатации железных дорог и условиям перевозок.
На МПС России возложен
контроль за состоянием безопасности
движения поездов, за сохранностью перевозимых
грузов. Этот орган также утверждает
обязательные для всех предприятий,
организаций и граждан
В области технической
политики Минтранс: определяет совместно
с подведомственными
Специальные функции охраны
железнодорожного транспорта осуществляются
Федеральной службой
Открытие для постоянной
эксплуатации железнодорожных путей
общего пользования осуществляется
по решению МПС России на основании
предложений отдельных
Одновременно планируется
формирование в этой сфере конкурентного
сектора, что предусмотрено утвержденной
Правительством РФ 15 мая 1998 г. Концепцией
структурной реформы
Концепция исходит из необходимости
создания централизованной железнодорожной
компании по организации хозяйственной
деятельности железных дорог с функциями
хозяйственного регулирования. В качестве
результата реформы — передача объектов
жилищно-коммунального
Должна будет проводиться работа по закрытию убыточных малодеятельных линий или приниматься меры по изысканию источников для покрытия их убыточности.4.
Основной объем перевозок
в нашей стране приходится на железнодорожный
транспорт. В целом со своими задачами
железнодорожный транспорт
После распада СССР в организации управления железнодорожным транспортом возник ряд проблем. Единая транспортная сеть пока сохраняется, а для решения вопросов, требующих согласования между странами СНГ, создан Межгосударственный координационный комитет по железнодорожному транспорту. Органы СНГ договариваются о принципах управления перевозочным процессом, обновления и содержания подвижного состава, оплаты перевозок, таможенного контроля, охраны перевозимых грузов, возмещения ущерба и др. В условиях перехода к рыночным отношениям крайне важными задачами стали задачи по всемерному сокращению расходов и улучшению качества обслуживания клиентов.5
Министерство транспорта действует на основании положения о Министерстве транспорта Российской Федерации от 30 декабря 2000г.6
В соответствии с этим положением
Министерство транспорта Российской Федерации
является федеральным органом
Полномочия упраздненной федеральной службы воздушного транспорта России и Российского дорожного агентства, в соответствии с указом Президента, перешли к Минтрансу РФ.
Транспортный комплекс
включает в себя гражданскую авиацию,
морской, внутренний водный, автомобильный,
городской электрический (включая
метрополитен), промышленный (кроме
отнесенного к ведению
В ведении Министерство транспорта Российской Федерации находятся федеральные объекты морского и речного транспорта. Соответственно в его структуре функционируют отраслевые службы морского и речного флота.
Руководители названных служб являются по должности первыми заместителями Министра транспорта Российской Федерации.
Внутренний водный транспорт
Российской Федерации представляет
собой один из видов транспорта,
находящегося в ведении Российской
Федерации и представляющего
собой производственно-
Основным нормативно-правовым актом регулирующим отношения в данной области является Кодекс внутреннего водного транспорта РФ
В области внутреннего водного транспорта Минтранс осуществляет координацию и взаимодействие с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам строительства, эксплуатации и содержания внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений.
Министерство транспорта РФ непосредственно или через территориальные органы и государственные организации осуществляется контроль за соблюдением законодательства в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации, охраной человеческой жизни на внутренних водных путях, дипломированием членов экипажей судов, безопасностью судоходных гидротехнических сооружений, состоянием внутренних водных путей, обеспечением экологической безопасности при эксплуатации судов, государственной регистрацией судов и прав на них, лоцманской службой.