Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 14:04, курсовая работа
Для процесса правового осмысления происходящего характерны две противоположные тенденции: безоглядное использование западных моделей и образцов и возврат к идеологии юридического консерватизма, то есть попытки отгородиться от западного правового мира, завысить, реальное значение и содержание российской правовой культуры, ее самобытность и неповторимость. Необходимо найти баланс между этими взаимоисключающими противоборствующими тенденциями с целью выработки сбалансированного регулирования. Основополагающие нормы, направленные на реализацию и защиту трудовых прав человека, изложены в международных актах о правах человека, в конвенциях Международная организация труда и других документах.
Введение………………………………………………………………………….2
1. Правовое регулирование трудовых отношений международного характера…………………………………………………………………………4
Общие положения трудовых отношений……………………………….4
2. Трудовые права иностранцев и российских граждан за рубежом……….7
2.1 Трудовые права иностранцев в Российской Федерации………………...7
2.2 Трудовые права российских граждан за рубежом……………………….14
3. Системы обеспечения реализации, надзор и контроль над соблюдением международно – правовым регулированием трудовых отношений……………………………………………………………………….21
3.1 Системы обеспечения реализации международно – правового регулирования трудовых отношений…………………………………………21
3.2 Надзор и контроль над соблюдением международно – правовых регулирований трудовых отношений…………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………31
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Правовое регулирование
трудовых отношений
2. Трудовые права иностранцев
и российских граждан за
2.1 Трудовые права иностранцев
в Российской Федерации………………..
2.2 Трудовые права российских граждан за рубежом……………………….14
3. Системы обеспечения
реализации, надзор и контроль
над соблюдением международно
– правовым регулированием
3.1 Системы обеспечения
реализации международно –
3.2 Надзор и контроль
над соблюдением международно
– правовых регулирований
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………31
Введение
Одной из важных отличительных черт современного мира является глобализация. Этот процесс в социально-экономической сфере отличается от процессов, происходящих в международной политической области, где государства в значительной мере сохраняют свою самостоятельность. Продуктом глобализации является растущая зависимость малых стран от транснационального капитала. Усложняющаяся жизнь общества делает необходимой более высокую степень социальной организации, включая соответствующее правовое регулирование. Одним из проявлений глобализации является увеличение масштабов внешней трудовой миграции и усложнение трудовых отношений.
Трудовая деятельность иностранцев в России ограничивалась в основном участием в осуществлении совместных с другими государствами проектов (строительство нефтепроводов) и целевым направлением граждан отдельных государств, в соответствии с межгосударственными договорами для работы на предприятиях России. Сегодня проблема миграции выглядит для России совсем по-новому.
Для процесса правового осмысления происходящего характерны две противоположные тенденции: безоглядное использование западных моделей и образцов и возврат к идеологии юридического консерватизма, то есть попытки отгородиться от западного правового мира, завысить, реальное значение и содержание российской правовой культуры, ее самобытность и неповторимость. Необходимо найти баланс между этими взаимоисключающими противоборствующими тенденциями с целью выработки сбалансированного регулирования. Основополагающие нормы, направленные на реализацию и защиту трудовых прав человека, изложены в международных актах о правах человека, в конвенциях Международная организация труда и других документах.
В соответствии со ст. 15 п. 4 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Необходимо отметить то, что глобализация социальной жизни и мировой экономики выдвигает на первый план проблемы труда, его правового обеспечения и унификации правовых режимов в сфере трудовых отношений.
В настоящее время, в условиях непрерывного процесса глобализации экономики, особенную актуальность представляет процесс международно-правового регулирования труда. Так К.Н Гусов. и В.Н. Толкунова, отмечают, что сущность международно-правового регулирования труда составляют, прежде всего, идеи правовой защиты высших ценностей общества и государства, а именно - прав и свобод человека, его чести и достоинства в сфере труда.1 Более того, решение глобальных проблем возможно только совместными усилиями государств, с помощью международных организаций.
Таким образом, объектом исследования данной работы выступают общественные отношения, регулирующие правовое положение трудовых отношений. Цель данной работы исследования состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего законодательства, судебной и правоприменительной практики исследовать актуальные вопросы особенностей правового положения трудовых отношений.
1. Правовое регулирование
трудовых отношений
1.1 Общие положения трудовых отношений
Глобальные и региональные процессы возникновения и разрастания международных и межэтнических конфликтов, происходящие на планете, распад и образование самостоятельных государств, в которых не всем слоям населения, наций и народностей, обеспечиваются элементарные права и свободы человека и гражданина, обусловили необычайно резкий толчок миграции. Известно, что война и военные действия приводят в движение и значительно активизируют этот процесс, в результате чего нередко возникают группы беженцев и вынужденных переселенцев. Так было в первую и вторую мировые войны,1 так происходит и сегодня. О масштабах современной миграции свидетельствуют факты. По некоторым данным, ныне насчитывается в общей сложности до 50 млн. трудящихся-мигрантов. В США согласно официальным данным, проживает не менее 6 млн. иностранцев. Статистика засвидетельствовала, что только к концу 1991 г. число переселенцев-мигрантов составляло около 800 тыс. чел.
В свою очередь, перемещение людей из одних государств в другие обусловливает интеграционные процессы, связанные с поиском работы, которые развиваются на региональном уровне, например в Европе, Латинской Америке, отчасти на других континентах, причем иногда это осуществляется планомерно, на организованной основе. В связи с этим становится понятным, почему в общем объеме разнообразных международных отношений сегодня так высок удельный вес тех из них, которые связаны с трудовой деятельностью, и почему проблеме современной трудовой миграции уделяется столь серьезное внимание мирового сообщества.
Достаточно сказать, что на таких международных форумах, как Копенгагенское совещание СБСЕ 1990 г., Московская конференция по человеческому измерению 1991 г., Хельсинкская встреча глав государств и правительств стран - участниц СБСЕ 1992 г. и др., задача обеспечения прав тружеников-мигрантов, законно проживающих на территориях государств-участников, а также беженцев и перемещенных лиц была включена в международные обязательства целого ряда стран.
Под трудящимся-мигрантом понимают любое лицо, которое в иностранном государстве занято законной экономической деятельностью или работает за вознаграждение. В Федеральной миграционной программе РФ под трудовой миграцией подразумевается добровольное перемещение на законном основании людей, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, за границу, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов Российской Федерации, на ее территории с целью осуществления ими оплачиваемой трудовой деятельности.2 Таким образом, проблемы трудовых отношений, складывающихся в международной сфере, т.е. в условиях взаимодействия двух и более юрисдикций, приобретают сегодня чрезвычайно актуальный характер. Однако связывать возникновение международных частноправовых отношений, имеющих объектом труд индивидуумов, исключительно с современным этапом развития человеческого общества было бы, неверно, поскольку даже во времена, исторически отдаленные, жители и подданные одних государственных образований могли осуществлять работу в других странах. В.П. Звеков исходит из существования международного частного трудового права как подотрасли МЧП3. Круг вопросов, к которым обращено международное частное трудовое право, обширен и отличается разнообразием охватываемых отношений.
Среди них - отношения российских граждан и иностранных работодателей в России и за границей, работа российских граждан в зарубежных российских и международных организациях, работа иностранных граждан в Российской Федерации, включая российские организации с иностранным участием, и др.
К ним относятся специальные принципы, призванные регулировать соответствующую категорию отношений и сложившийся комплекс норм, позволяющих обособить их в отдельную категорию, поскольку они обладают высоким уровнем внутренней общности, с одной стороны, и специфическими качествами по отношению к иным нормам данной отрасли - с другой. Как показано авторами, предметно-занимавшимися вопросами трудовых отношений в международном частном праве (И. Саси - Венгрия, М. Андре - Германия, А.С. Довгерт - Украина и др.),4 ничем подобным международное частное трудовое право не располагает.
Вывод: На мой взгляд, ведение разговора о выделении из международного частного права самостоятельных отраслей или подотраслей, если и может показаться обоснованным в принципе, то в сегодняшних условиях выглядит, безусловно, преждевременным. На данном этапе, как представляется, у международного частного трудового права нет минимального арсенала атрибутов, которые в общей теории права традиционно рассматриваются в качестве системообразующих или образующих факторов.
2. Трудовые права
иностранцев и российских
2.1 Трудовые права
иностранцев в Российской
Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с российскими гражданами, т.е. законодательство исходит из применения в области трудовых отношений принципа национального режима. Следовательно, на них распространяются общие положения трудового законодательства. В отношении условий и оплаты труда не допускается дискриминация иностранцев в зависимости от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания и др. В России не признаются ограничения на трудовую деятельность, установленные национальным законодательством страны иностранца. На иностранцев распространяются положения об охране труда, специальные положения, касающиеся условий труда женщин и подростков, они имеют право на социальные пособия, право на отдых.
В Трудовом кодексе РФ говорится о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы России. Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора (статья 10 Кодекса).
Согласно ч. 4 ст. 11 на территории РФ правила, установленные Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Российским законодательством установлены ограничения для иностранцев в отношении возможности заниматься определенными профессиями (занимать определенные должности).
В частности, иностранные граждане не могут быть государственными служащими, занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, должностного лица таможенных органов, патентного поверенного; входить в состав летного экипажа гражданского воздушного судна или экспериментальной авиации, морских судовых экипажей; заниматься промысловой добычей рыбы и других водных животных и растений в водоемах РФ. Эти ограничения установлены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации",1 КТМ РФ,2 Воздушным кодексом РФ.3
Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ устанавливает, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 13). Действие Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ распространяется как на иностранцев, осуществляющих свою трудовую деятельность в России на основании трудового договора, так и на иностранцев, заключающих гражданско-правовой договор на выполнение работ. И в том и в другом случае для осуществления трудовой деятельности требуется получение разрешения на работу.
В п. 4 ст. 13 Закона установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Разрешения не требуется для постоянно или временно проживающих в России иностранных граждан, а также для некоторых категорий иностранцев, в частности журналистов, аккредитованных в нашей стране, преподавателей, приглашенных для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением преподавателей духовных образовательных учреждений; обучающихся в России в общеобразовательных учреждениях профессионального образования иностранных студентов, работающих в период каникул. Разрешения не требуется и работникам иностранных юридических лиц, выполняющих монтажные работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования.
В отношении заключения трудового договора с иностранцами и его содержания, применяются положения Трудового кодекса РФ, а также правила, установленные Законом о правовом положении иностранных граждан и другими актами. Работодатель должен иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, оформить приглашение, которое является основанием для выдачи иностранцу визы либо для безвизового въезда (ст. 2, ч. 2 ст. 18 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).4 Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 5 ст. 13 Закона временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.
В то же время это ограничение не распространяется на временно проживающих в России иностранцев, для которых, установлен разрешительный порядок поступления на работу.
Информация о работе Трудовые права иностранцев и российских граждан за рубежом