Использование музеев в туристко-экскурсионной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 00:11, реферат

Краткое описание

Самые распространенные, а, следовательно, и самые многочисленные туристические поездки включают в себя экскурсии в места туристического интереса, то есть дестинации.
В этом вопросе очень важна поддержка государства в развитии внутреннего, въездного и социального туризма. Это влечет за собой значительное оживление внутреннего туристского рынка и дальнейшее развитие туристско-экскурсионной деятельности в стране.
Современный туристский рынок требует нового подхода к организации туристско-экскурсионной деятельности как к одному из основных туристских продуктов. Туроператоры, создающие экскурсионный продукт, должны иметь свою оригинальную марку, учитывать потребительский спрос и дифференциацию обслуживания. Рождение новых туристских маршрутов ведет к появлению новых экскурсионных объектов, разнообразию продукта[2].

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основные понятия туристической деятельности……………………………4
2. Характеристика экскурсионной деятельности……………………………....6
3. Музеи и их значение в туристско-экскурсионной деятельности…………..9
Заключение………………………………………………………………………12
Список использованной литературы…………………………………………...13

Вложенные файлы: 1 файл

Музеи. Реферат.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

 

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ

ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО

 

 

 

 

 

Кафедра туризма

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Основи  музееведения»

на тему:

«Использование музеев в туристко-экскурсионной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      Студентки 1 курса ТУР 12-А группы

                                                                      Брюховецкой Ольги

 

                                                                      Руководитель:  Дарчук В. Г.

  

 

 

 

 

 

                                                  Национальная шкала ________________   

                                                   Количество баллов: ____ Оценка:  ECTS _____

 

 

 

 

 

                                               Донецк 2013

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Основные понятия туристической деятельности……………………………4

2. Характеристика экскурсионной деятельности……………………………....6

3. Музеи и их значение в туристско-экскурсионной деятельности…………..9

Заключение………………………………………………………………………12

Список использованной литературы…………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одна из основных черт характера человека – это любопытство. Любопытство с давних времен побуждало человека к путешествиям и странствиям, и сейчас ничего не изменилось, кроме, конечно, самих условий путешествий.

Так появился туризм. В  современном своем значении туризм – это путешествие в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника[1].

Самые распространенные, а, следовательно, и самые многочисленные туристические поездки включают в себя экскурсии в места туристического интереса, то есть дестинации.

В этом вопросе очень  важна поддержка государства в развитии внутреннего, въездного и социального туризма. Это влечет за собой значительное оживление внутреннего туристского рынка и дальнейшее развитие туристско-экскурсионной деятельности в стране.

Современный туристский рынок требует нового подхода к организации туристско-экскурсионной деятельности как к одному из основных туристских продуктов. Туроператоры, создающие экскурсионный продукт, должны иметь свою оригинальную марку, учитывать потребительский спрос и дифференциацию обслуживания. Рождение новых туристских маршрутов ведет к появлению новых экскурсионных объектов, разнообразию продукта[2].

 

 

 

1. Основные понятия туристической деятельности

 

Туристско-экскурсионная  деятельность складывается из двух составляющих – туризма и экскурсий, включенных в туристические туры. Рассмотрим каждый из компонентов, составляющий туристско-экскурсионную деятельность.

Туризм - это путешествие  в свободное время, один из видов  активного отдыха, распространенный в большинстве стран мира.

Маршрут - путь следования, заранее намеченный, определенный.

Туристский маршрут - это заранее спланированная трасса передвижения туристов, рассчитанная по времени с целью получения  предусмотренных программой обслуживания (основных) и дополнительных туристско-экскурсионных  услуг, включающих развлечения и отдых.

Туристские маршруты - один из основных видов обслуживания, предоставляемых туристам. Туристские организации заранее разрабатывают  маршруты, включая в них определенный комплекс услуг (питание, проживание, экскурсии, развлечения, отдых, спортивные и досуговые мероприятия, транспортировку туристов и пр.), формируя таким образом туристские маршруты. Но туристский маршрут еще нельзя продать, так как нет определенности - когда ехать. Есть маршрут, есть договоры с поставщиками услуг. Осталось все это свести к конкретным срокам, чтобы получилась «цепочка обслуживания», ориентированная на маршрут последовательно по времени предоставления каждой услуги. И вот эта «цепочка обслуживания» в туризме имеет название тур.

Тур — это индивидуальная или групповая поездка по определенному туристскому маршруту в конкретно определенный срок. Тур является первичной единицей туристского продукта на продажу, реализуемой как единое целое. Это продукт труда туроператора[3].

Сформированный тур  называется пакетным туром (package tour). В него может быть включен разный набор услуг в зависимости от цели и вида путешествия. Случается, что для туриста разрабатывается специальный маршрут с нестандартным набором услуг. В таком случае - это тур индивидуальный. Иногда говорят, что для него сформировали «индивидуальный пакет».            

Пакет-тур — комплекс услуг, предоставляемых в путешествии  по индивидуальному или групповому плану, который предлагается на широкую  продажу и в который, кроме  транспорта, входят размещение, услуги гида, питание и другое обслуживание.

Существуют специфические, так называемые транспортные туры. Транспортными турами называют такие туры, в которых транспортное средство используется как средство постоянного передвижения по всему маршруту, а в ряде случаев — как средство размещения, питания и получения других видов услуг (автобусные маршрутные туры, туристско-экскурсионные поезда, круизы)[2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика экскурсионного  дела

 

Туристско-экскурсионная  деятельность обязательно включает в себя экскурсии. Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания окружающего мира, процесс знакомства с особенностями природы, истории, быта, достопримечательностями определенного города или региона.

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио» (вылазка, поездка), в русском языке оно появилось в XIX в.

Экскурсия в современном  понимании - это методически продуманный  показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в  основе которого лежит анализ находящихся  перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ним.

В краткой форме сущность экскурсий можно определить так: экскурсия - сумма знаний, в специфической  форме сообщаемых группе людей, и  определенная система действий по их передаче.

Почти в каждой экскурсии  присутствуют познавательные, образовательные, информационные, воспитательные функции, функции научной пропаганды, организации  культурного досуга и формирования интересов, расширения культурного  кругозора и др.

Признаком называют то, что делает сходным между собой или отличает друг от друга предметы и явления.

Общими признаками для  всех экскурсий являются:

1) протяженность по  времени проведения — от одного  академического часа (45 мин) до  одних суток;

2) наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);

3) наличие экскурсовода, проводящего экскурсию;

4) наглядность, зрительное  восприятие, показ экскурсионных  объектов на месте их расположения;

5) передвижение участников  экскурсии по заранее составленному  маршруту;

6) целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы;

7) активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование  объектов).

Отсутствие хотя бы одного из названных  выше семи признаков лишает права  называть проводимое мероприятие экскурсией.

Лишены необходимых признаков те мероприятия, которые могут быть обозначены общим термином «гидизм», то есть бессистемный осмотр достопримечательных мест, памятников истории и культуры. Гидизм следует рассматривать как отрицательное явление, результат несерьезного подхода к подготовке и проведению экскурсии. Экскурсия и беглый осмотр объектов с помощью гида - это разные понятия.

Широкий круг объектов показа, многоплановая  тематика, _ разработанность методики ведения экскурсий, профессиональное мастерство экскурсоводов позволяют экскурсии выполнять определенные функции, каждая из которых играет большую роль в воспитании и образовании человека.

Любая форма культурно-просветительной  работы имеет свои отличительные  признаки. Основной признак экскурсии - высокая степень наглядности. Важны и другие признаки. Они неодинаковы для различных видов экскурсий, например для автобусных и пешеходных, производственных и музейных. Перечисленные выше признаки обязательны для любой экскурсии.

Классификация экскурсий  представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.

Экскурсионное обслуживание является частью комплекса туристских услуг.

В настоящее время экскурсии  классифицируются по:

1) содержанию;

2) составу и количеству участников;

3) месту проведения;

4) способу передвижения;

5) продолжительности;

6) форме проведения;

Каждая группа имеет  присущие ей компоненты, специфику  и особенности.

По содержанию экскурсии  подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.

Обзорные экскурсии, как  правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.). Как правило, такие подтемы в данном случае выполняют роль композиционного центра.

В обзорных экскурсиях события  излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве  в целом. Хронологические рамки  такой экскурсии - время существования  города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

Тематические экскурсии  посвящены раскрытию одной темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Музеи и их значение  в туристско-экскурсионной деятельности

 

Музей (от греч. — Дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Сначала это понятие  обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С XIX века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов XX века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).

Первый Мусейон как  учебное заведение был основан  в Александрии Птолемеем I приблизительно в 290 году до нашей эры. В него входили  жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека. Позднее к нему были добавлены медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые использовались как наглядные пособия для обучения. В отличие от других школ, Мусейон субсидировался государством, и сотрудники получали жалование.

К I в. до н. э. библиотека Мусейона насчитывала более 750000 рукописей. Мусейон и большая часть Александрийской  Библиотеки были уничтожены пожаром  в 270 году нашей эры.

В античной Греции по традиции в храмах богов и муз располагались статуи, картины и другие произведения искусства, посвященные этим богам или музам. Позднее в античном Риме к этому добавились картины и скульптуры, расположенные в городских садах, римских банях и театрах.

Гостям на виллах богатых и знатных людей того времени были часто показаны произведения искусства, захваченные во время войн.

Римский император Адриан приказал изготовить копии скульптур  и иных произведений искусства, которые  произвели на него впечатление в  Греции и Египте. Вилла Адриана, украшенная копиями египетских раритетов, стала прообразом современного музея.

В Азии музеи также  развивались. С самого начала второго тысячелетия нашей эры в храмах Китая и Японии стали возникать собрания произведений местного прикладного искусства. Особенно изысканная коллекция  — Shosõ-in, со временем сложилась в храме в Нара.

В Средние века произведения искусства (ювелирные изделия, статуи и манускрипты) порою представлялись для обозрения в монастырях и  церквях. С VII века предметы, захваченные в войнах в качестве трофеев, также стали экспонироваться. В военные времена из этих запасов зачастую оплачивались выкупы и прочие расходы. Таким образом сокращались или пополнялись запасники и хранилища. Например, количество сокровищ Реймсского собора напрямую зависело от военных успехов французов.

Информация о работе Использование музеев в туристко-экскурсионной деятельности