История развития гостиниц в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 17:45, контрольная работа

Краткое описание

Как часть туристического бизнеса, гостиничный бизнес несет в себе огромный потенциал развития и для российского рынка. Он является системообразующей отраслью, создающей сложный комплекс финансово-хозяйственных отношений между хозяйствующими субъектами различного направления.
Развитие туризма и перспективные планы развития инфраструктуры гостеприимства создали в современной России предпосылки для интенсивного развития гостиничной индустрии, но в тоже время существует ряд проблем, которые необходимо решать.

Содержание

Введение 3
История развития гостиничной индустрии в России 5
Современные тенденции развития гостиничной индустрии в России 10
Главные проблемы российской гостиничной индустрии 13
Заключение 17
Список используемой литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Истори развития гостиниц в России.docx

— 37.49 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение 3

История развития гостиничной индустрии  в России 5

Современные тенденции развития гостиничной индустрии в России 10

Главные проблемы российской гостиничной  индустрии 13

Заключение 17

Список  используемой литературы 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Гостиничная индустрия – это  суть системы гостеприимства. Она  исходит из древнейших традиций в  истории человечества – уважения гостя, торжества его приёма и  обслуживания. Она органически и  естественно связывает рестораны, кафе, транспорт и экскурсии в  единую цепь туристско-экскурсионного обслуживания.

Сегодня гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление услуг и организацию краткосрочного проживания в гостиницах, мотелях, кемпингах и в других средствах размещения за вознаграждение и представляет собой мощнейшую систему хозяйства региона или туристского центра. Для привлечения потока туристов в страну требуется развитие рекламы, организация индустрии досуга, обеспечение стабильной ситуации в стране.

В течение  последних десяти лет в России наблюдается стремительное развитие гостиничного бизнеса. В крупные  города приходят международные отельеры, растет число маленьких частных  отелей, реконструируются старые советские  гостиницы. Правда, количественный рост далеко не всегда сопровождается одновременным  повышением качества обслуживания и  уровня сервиса. Гостиничное хозяйство  – наиболее динамично развивающаяся  отрасль сферы обслуживания, приносящая многомиллионные прибыли в масштабах  национальных экономик многих государств, – гостиничный бизнес. Как часть  туристического бизнеса, гостиничный  бизнес несет в себе огромный потенциал  развития и для российского рынка. Он является системообразующей отраслью, создающей сложный комплекс финансово-хозяйственных  отношений между хозяйствующими субъектами различного направления.

Развитие туризма и перспективные планы развития инфраструктуры гостеприимства создали в современной России предпосылки для интенсивного развития гостиничной индустрии, но в тоже время существует ряд проблем, которые необходимо решать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История развития гостиничной  индустрии в России

 

Гостиничная индустрия России развивалась в  контексте общеевропейского процесса и повторяла в основных чертах этапы становления европейских  гостиниц.

Развитие  в России предприятий гостеприимства, связано с развитием туризма. На морских побережьях, в живописных местах, в культурных центрах, развертывается строительство крупных и мелких гостиниц. Постепенно совершенствуется их техническое оборудование, создаются  комфортабельные условия для  гостей, меняются формы и методы обслуживания.

Туризм  и возрастающая с каждым годом  гостиничная база превратились в  «индустрию услуг», которая в сочетании  с «индустрией развлечений» стала  источником крупных доходов, получения  прибыли. Современная «индустрия гостеприимства»  включает в себя отели, рестораны, бары, курорты, игорные дома, казино, оздоровительные  комплексы.

Таким образом, в России рост материальной и технической  гостиничной базы в стране определили следующие факторы: развитие существующих городов и появление новых; рост промышленности, науки, культуры и искусства: увеличение материального благосостояния людей. Это создало предпосылки  для развития внутреннего туризма, обмена делегациями, увеличения числа  командированных и отпускников.

В России гостиничный бизнес начал развиваться  в XII—XIII вв. с появлением постоялых  дворов. Тогда они назывались ямами, использовались для отдыха гонцов и  смены лошадей, располагались на расстоянии конного перехода. В это  же время начали складываться первые правила в гостиничном сервисе. Они назывались «Скрой».

К XV в. постоялые  дворы присоединились к почтовым станциям; в сущности их можно назвать  прообразами мотелей. В больших  русских городах появились гостиные дворы, отличающиеся от постоялых тем, что здесь путники получали возможность не только размещения и питания, но и совершения коммерческих операций, т.е. в гостиных дворах объединялись меблированные комнаты, торговые ряды, лавки, склады. Как правило, все это обносилось стенами и башнями с въездными воротами.

В XIX веке в России входит в моду кофе и чай. Появляются первые французские рестораны и кофейни-кондитерские. В 1882 году в Санкт-Петербурге открылась первая чайная.

В конце XIX — начале XX в. Происходит активная строительство гостиничных предприятий. Среди них роскошные гостиницы, рассчитанные на удовлетворение спроса миллионеров и знати. Это «Метрополь»  и «Националь» в Москве, «Европа» в Петербурге. В 1910 году в России было 4685 гостиниц, не считая постоялых  дворов и трактиров с номерами.

После Октябрьской  революции декретом Советского правительства  все гостиницы были национализированы, гостиничное хозяйство подверглось  коренной перестройке.

К 1940 году гостиницы были построены в 669 городах. В годы Великой Отечественной  войны был нанесен огромный ущерб  всему народному хозяйству, в  том числе и гостиничному. В  послевоенные годы развернулись большие  работы по реконструкции и строительству  новых гостиниц. Уже к 1960 году в  Советском Союзе обслуживали  в 1476 гостиницах. Дальнейшее развитие гостиничной индустрии предопредели урбанизация, промышленный рост, увеличение материального благосостояния людей.

В 1980 г., в канун московской Олимпиады, гостиничное  хозяйство СССР насчитывало 7000 гостиниц обшей вместимостью 700 тыс. мест. Было построено много крупных, комфортабельных  гостиниц.

К сожалению, в 1990-е годы, из-за экономической  и политической ситуации в стране произошел значительный спад спроса на гостиничные услуги. Количество гостиничных предприятий сократилось, произошло разорение большей части загородных гостиниц. Наиболее крупные по размерам номерного фонда гостиницы находятся в Москве и Санкт-Петербурге.

С начала 90-ых годов гостиничная индустрия  характеризуется интенсификацией  процессов слияний и поглощений. Наблюдается быстрый рост гостиничных  корпораций, увеличение заключенных  франчайзинговых соглашений, объединение  обособленных гостиниц в консорциумы. Прежде всего это связано с  использованием гостиничными цепями типовых  форм организации труда и экономией  средств за счет масштаба деятельности в таких областях, как продвижение  торговой марки, закупка необходимых  ресурсов и профессиональное развитие персонала.

Рынок гостиничных  услуг, предоставляемых на уровне западных стандартов, в России стал складываться с 1993 г. В табл. 1. отражены собранные  основные показатели гостиничных предприятий  РФ в период с 1993 по 2005 г.

 

Таблица 1. Гостиничная база России

Год

Число гостиниц

1993

6258

1994

5858

1995

5504

1996

5294

1997

5043

1998

4319

1999

4224

2000

4182

2001

4120

2002

3873

2003

3828

2004

3873

2005

3626


 

Из таблицы 1. видно, что количество гостиничных  предприятий за отображённые 12 лет  постоянно уменьшалось, что влекло за собой и уменьшение номерного  фонда.

Наблюдавшееся до 2005 года сокращение спроса на российские гостиницы было обусловлено постоянно возрастающей стоимостью услуг (проживание, питание), а также удорожанием транспорта, в результате чего резко сократился поток туристов и экскурсантов. Начиная  с 2006 года количество гостиничных предприятий  постепенно увеличивается, причем надо отметить, что оно растет только за счет туристов из стран дальнего зарубежья и стран СНГ, а поток  российских граждан в отечественные  отели снижается.

Таким образом, можно выделить ряд  основных проблем, с которыми столкнулась  Российская гостиничная индустрия  в период с 1993 по 2005 год:

-Обособленные гостиницы имели  низкий коэффициент загрузки, они  предлагали непривлекательные номера, масштаб их деятельности был  крайне низок, ощущался недостаток  квалифицированного персонала.

-Падение спроса, высокая стоимость  капитала, неразвитость туристических  объектов, дороговизна строительных  работ, бюрократия и коррупция  при распределении земельных  участков являлись основными  внешними препятствиями для развития  гостиниц.

-Значительная часть гостиниц  находилась в собственности муниципалитетов,  которые не могли удовлетворить  потребности гостиниц в инвестиционных  ресурсах.

Среди проблем с которыми столкнулась  Российская гостиничная индустрия  в период с 1993 по 2005 год, можно назвать  и отсутствие системы управления качеством услуг, недостаточно развитый механизм инвестирования в гостиничное  хозяйство и ограниченное присутствие  на российском рынке мировых сетей  и т.д.

Следует отметить, что рыночная модель экономики требует разработки принципиально  новых подходов к формированию организационно-экономического механизма развития гостиничного хозяйства  России.

Изучение истории развития гостиничной  индустрии в России, обнаружило, что данный процесс весьма сложен и требует серьезной перестройки  экономических и социальных отношений  не только в гостиницах, но и в  целом в сфере туризма. Для  этого необходим глубокий анализ текущего состояния российской гостиничной  индустрии, прогноз будущих состояний  и разработка моделей развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современные тенденции развития гостиничной индустрии в России

 

интерес к гостиничному строительству в России наметился около пяти лет назад и продолжает расти. Подкрепляется он сохраняющимся дефицитом предложения гостиничных услуг практически во всех ценовых категориях при стабильном спросе. Кроме того, гостиничный бизнес позволяет гибко варьировать тарифы не только в течение месяца или недели, но и на ежедневной основе. Договора аренды офисных или торговых площадей являются долгосрочными и не предусматривают возможности пересмотра условий в течение срока аренды. В условиях постоянно меняющейся динамики рынка это обстоятельство может быть решающим аргументом в пользу строительства гостиничного предприятия.

Последние десять лет российский гостиничный  рынок ежегодно рос на 15-20%, а объем  рынка составил порядка $ 4 млрд. Всего  на российском рынке работает около 4000 гостиниц, включая санатории и  пансионаты, что составляет более 410 тысяч мест.

Важной  тенденцией российского ранка гостиничных  услуг является проникновение международных  сетевых компаний. Это в первую очередь связанно с недостатком  опыта российских компаний в гостиничном  бизнесе. Их проникновение на российский рынок происходит различным путем: присоединением уже построенных  гостиниц, поглощение конкурирующих  гостиничных цепей, строительством новых объектов по своим технологиям  и на свои средства.

С этим напрямую связана тенденция к росту  числа инвестиционных проектов по строительству  и реконструкции гостиниц. Здесь  необходимо отметить некую противоречивость рынка гостиничных услуг. Несмотря на то, что в основном рост инвестиций характерен для гостиниц высокого сегмента – «4 звезды» и «5 звезд», существует тенденция к сокращению числа  подобных гостиниц. Такая тенденция  объясняется тем, что сроки окупаемости дорогих отелей гораздо меньше, а заполняемость остается наиболее высокой среди всех сегментов.

Развитие  отмечено практически во всех регионах, однако наиболее привлекательны г. Москва и г. Санкт-Петербург. Это связано с рентабельностью гостиниц. В регионах она составляет – 15-20%, а в Москве 17-25%. Вследствие этого для инвесторов наиболее прибыльным и перспективным является московский рынок гостиничной недвижимости. По данным международного агентства TRI Hospitality Consulting, в первом полугодии 2007 года каждый гостиничный номер в столице принес его владельцу €149 чистой прибыли, что на €36 больше, чем в Лондоне, занявшем второе место. По имеющимся данным, всего в российской столице 34,4 тысяч гостиничных номеров, 40% приходится на гостиницы категории "три звезды", 28% - на "две звезды", 18% - на "четыре звезды", 8% - на "пять звезд. Московские гостиницы высшей категории составляют хоть и небольшую, но весьма существенную часть рынка. Отели, принимающие первых лиц иностранных государств и деловую элиту, по определению не могут играть иной роли. Что касается гостиничного бизнеса Санкт-Петербурга, то там функционирует 329 гостиниц, совокупный номерной фонд которых составлял около 18 тысяч номеров. Из них к категории «5 звезд» относится 9 гостиниц, 20 отелей имеют категорию «4 звезды», 91 гостиница – категорию «3 звезды».

Инвесторы, управляющие компании и администрация  города как структуры, формирующие  спрос на рынке строительства  гостиниц, в настоящее время достаточно активны и на развитии отелей среднего ценового сегмента (сегмента малых  гостиниц). Сюда включены придорожные  мини-гостиницы, апарт-отели и частный  сектор гостиничного бизнеса.

Информация о работе История развития гостиниц в России