Методы управления предприятием туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение системы управления на примере туристской фирмы ООО «Бон Тур»
Достижение этой цели потребовало решения следующих основных задач:
1.Изучение теоретических вопросов управления предприятием туризма
2.Описание основных методов управления предприятием туризма
3.Проанализировать деятельность фирмы ООО «Бон Тур», а также практику управления.
4.Предложение совершенствования системы стимулирования деятельности персонала на основе анализа исследуемой фирмы.
5.Разработать предложения по совершенствованию системы управления в туристской фирме.

Содержание

Введение 3
Теоретические основы управления туристским предприятием
Методы управления: сущность, цели, виды, задачи 5
Специфика организации управления в сфере туризма 15
Нормативно-правовое регулирование туристской деятельности 17
Организационно-экономический анализ деятельности ООО «Бон Тур»
Краткая характеристика и анализ основных технико-экономических показателей 20
Анализ методов управления в ООО «Бон Тур» 31
Разработка рекомендаций по совершенствованию методов управления в ООО «Бон Тур»
Методика совершенствования методов управления в ООО «Бон Тур» 34
Экономическое обоснование совершенствования методов управления в ООО «Бон Тур» 37
Заключение… 40
Используемая литература 42

Вложенные файлы: 1 файл

Методы управления предприятием туризма послед .docx

— 193.55 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                                  3

  1. Теоретические основы управления туристским предприятием
    1. Методы управления: сущность, цели, виды, задачи                     5
    2. Специфика организации управления в сфере туризма                  15
    3. Нормативно-правовое регулирование туристской деятельности 17
  2. Организационно-экономический анализ деятельности ООО «Бон Тур»
    1. Краткая характеристика и анализ основных технико-экономических показателей                                                                                 20
    2. Анализ методов управления в ООО «Бон Тур»                            31
  3. Разработка рекомендаций по совершенствованию методов управления в ООО «Бон Тур»
    1. Методика совершенствования методов управления в ООО «Бон Тур»                                                                                                                         34
    2. Экономическое обоснование совершенствования методов управления в ООО «Бон Тур»                                                                              37

Заключение…                                                                                            40

Используемая литература                                                                         42

 

Введение

В ряду важнейших задач, выдвинутых современными реалиями российской экономики, особое место принадлежит комплексу  мер, направленных на развитие и совершенствование  систем управления организациями. Данная задача становиться актуальной для  современных туристских фирм. Менеджмент туризма существует практически  уже давно, но теория его разработана  относительно слабо.

Сложность управления предприятием туризма заключается в особенной  специфике туристского продукта. Важной особенностью турпродукта, отличающей его, прежде всего от промышленных товаров, является широкое участие людей  в производственном процессе. Таким  образом, человеческий фактор оказывает  сильное влияние на его неоднородность и качество.

Необходимо сказать, что  индустрия туризма уникальна  тем, что персонал составляет часть  турпродукта, поэтому главные усилия менеджмента в туризме должны быть направлены на управление персоналом (человеческими ресурсами). Управление человеческими ресурсами по содержанию гораздо шире, чем простое разрешение кадровых проблем. Оно ориентировано  на определение будущих потребностей и развитие потенциала работника, а  также на осознание каждым работником собственных задач, создание благоприятного трудового климата, мотивирующего  персонал на достижение поставленных фирмой целей.

Таким образом, целью менеджмента  в туризме является разработка предложений  по совершенствованию системы управления в туристской фирме, позволяющих  повысить ее эффективность.

Объектом исследования для  написания курсовой работы была выбрана  туристская фирма ООО «Бон Тур».

Предметом исследования является система управления персоналом в  туристской фирме ООО «Бон Тур»

Целью исследования является рассмотрение  системы управления на примере туристской фирмы ООО  «Бон Тур»

Достижение этой цели потребовало  решения следующих основных задач:

1.Изучение теоретических  вопросов управления предприятием  туризма

2.Описание основных методов  управления предприятием туризма

3.Проанализировать деятельность  фирмы ООО «Бон Тур», а также практику управления.

4.Предложение совершенствования  системы стимулирования деятельности  персонала на основе анализа  исследуемой фирмы.

5.Разработать предложения  по совершенствованию системы  управления  в туристской фирме.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКИМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

1.1. Методы управления: сущность, цели, виды, задачи

Методы управления - это  совокупность способов и приемов  влияния на коллектив работников и отдельных исполнителей с целью  достижения установленных целей. Слово  «метод» - греческого происхождения (в  переводе означает способ достижения какой либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии. 1

Направленность методов  управления ориентирована на систему (объект) управления. Это может быть как предприятие в целом, так  и отдельное его подразделение (отдел, департамент и т. п.). Также  это может быть функция предприятия (производство, маркетинг, инновация, финансы, информация) либо функция менеджмента (планирование, организация, мотивация  и контроль).

Содержание методов управления — это специфика приемов и  способов воздействия.

Организационная форма методов  управления — воздействие на конкретно  сложившуюся ситуацию. Оно может  быть прямым (непосредственным) или  косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий).2

В связи с вышеизложенным выделяются следующие методы управления:

1) экономические;

2) организационно-административные;

3) социально-психологические 3

Экономические методы управления.

Отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей. Поэтому экономическим методам в управлении отводится центральное место.4

Чтобы экономические методы управления были действенными, необходимо, как минимум, обеспечить «отзывчивость» организации на экономические стимулы. Только в условиях обоснованной самостоятельности возможен реальный переход к экономическим методам руководства: коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом (прибылью), зарплатой и реализует свои экономические интересы.

Перестройка экономического механизма по совершенствованию  планирования, стимулирования и управления должна обеспечить необходимые социально-экономические  предпосылки реализации программы  перехода на работу в условиях рынка. Для этого коренным образом должны измениться методология и технология планирования, в основе которых лежит  нормативный метод. С учетом нормативов формируются взаимоотношения организации  как с вышестоящими органами управления, так и с бюджетом. Применение стабильных нормативов позволит точнее учитывать  средства, остающиеся в распоряжении организации. После осуществления  обязательных отчислений и образуются фонды производственного и социального  развития и оплаты труда. В некоторых  рыночных структурах эти фонды не выделяются, а образованная прибыль  по решению трудового коллектива направляется на развитие производственной и материальной сфер.

Основной смысл всей работы в этом направлении сводится к  тому, чтобы поставить органы руководства  и трудовые коллективы в такие  условия, при которых они могли бы максимально полно учитывать экономические последствия своей управленческой и производственной деятельности.5

Организационно-административные методы управления. Организационно-административные методы управления базируются на прямых директивных указаниях. Объективной ос­новой использования этих методов выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Задача организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Никакие экономические методы не смогут существовать без организационно-административного воздействия, которое обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы в коллективе. Важно определить оптимальное сочетание, рациональное соотношение организационно-административных и экономических методов.

Подход, согласно которому сфера воздействия экономических методов расширяется только за счет вытеснения организационно-административных методов управления, нельзя признать правомерным ни с научной, ни с практической точек зрения, так как механизмы их действия принципиально различаются. Организационно-административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права. Однако административные методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства, то есть администрированием.

Организационно-административные методы оказывают пря­мое воздействие  на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или ус­тно, контроль за их выполнением, систему  административных средств поддержания  трудовой дисциплины и т.д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и  хозяйственного законодательства.6

Возможны три формы  проявления организационно-административных методов:

- обязательное предписание  (приказ, запрет и т.п.);

- согласительные формы  (консультация, разрешение компромиссов);

- рекомендации, пожелания  (совет, разъяснение, предложение  и т.п.).

Все формы организационно-административных методов едины в одном: это  прямые задания и распоряжения вышестоящих  органов управления, которые направлены на соблюдение законов и постановлений, приказов и распоряжений руководителей  в целях оптимизации производственных процессов.7

Организационно-административные методы от других методов отличает четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. По существу, организационно-административные методы - это методы принуждения, которые сохраняют свою силу до тех пор, пока труд не превратится в первую жизненную потребность человека.

Таким образом, организационно-административные методы управления опираются на систему законодательных (нормативно-правовых) актов и силу власти менеджера, решают те же задачи, что и другие методы менеджмента, однако осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия на управляемую систему.

Социально-психологические  методы управления.

Установлено, что результаты труда во многом зависят от психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едины­ми целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют, что успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний и на 85 % - от умения работать с людьми.8

Зная особенности поведения, характер каждого человека, можно  прогнозировать его поведение в  нужном для коллектива направлении. Каждой группе свойствен свой психологический  климат. Поэтому существенным условием образования и развития трудовых коллективов является соблюдение принципа психофизиологической совместимости. Японские социологи утвер­ждают, что от настроения, желания человека работать и от того, какая морально-психологическая обстановка в коллективе, про­изводительность труда может увеличиться примерно в 1,5 раза или в несколько раз уменьшиться. Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе, что снижает производительность труда.

Для того чтобы воздействие  на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные  и психо­логические особенности  отдельных исполнителей, социально-психологические  характеристики отдельных групп  и коллекти­вов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них.9

Главная цель применения этих методов - формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи.

Необходимость использования  в практике управления турфирмой  социально-психологических методов  руководства очевидна, так как  они позволяют своевременно учитывать  мотивы деятельности и потребности  работников, видеть перспективы изменения  конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.10

Приемы и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его  компетентностью, организаторскими способностями  и знаниями в области социальной психологии. В качестве основных форм социально-психологического воз­действия можно рекомендовать планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, экономическое соревнование, критику и самокритику, постоянно действующие производственные совещания, которые выступают как метод управления и как форма участия трудящихся в управлении, различного рода ритуалы и обряды, несоблюдение которых вызывает психологический дискомфорт в трудовом коллективе.11

Таким образом, с помощью  правильного выбора метода управления обеспечивается четкая организация  процесса управления и всей производственно-экономической  деятельности.

 

Современные методы управления

Система управления персоналом любой организации, в том числе  туристской, состоит из взаимосвязанных  подсистем: кадровой политики; принципов, механизмов и методов управления персоналом; системы найма и высвобождения  персонала; системы отбора персонала; системы развития персонала; системы стимулирования.12

Кадровая политика - система  теоретических взглядов, идей, требований, принципов, определяющих основные направления  работы с персоналом, ее формы и  методы, а также содержание и направления  развития других систем. Главными направлениями  кадровой политики могут быть:

Информация о работе Методы управления предприятием туризма