Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 14:17, курсовая работа
Цель создания экотропы:
эколого-просветительская – сочетание активного отдыха посетителей экотропы в природной обстановке с расширением их кругозора
природоохранная – локализация посетителей природной территории на определенном маршруте
Задачи создания экотропы:
сопоставить естественную и преобразованную человеком среду
продемонстрировать характер породообразующий деятельности человека
ознакомить с возможными последствиями деятельности человека
Введение
1. Описание района объекта проектирования
2. Выбор и обоснование концепции экологической тропы
3. Тематическая направленность экологических троп
4. Дорожное покрытия
5. Разработка оснащения стоянки
6. Экскурсионное обеспечение маршрута
7. Разработка правил поведения на экотропе
Заключение
План
Введение
1. Описание района объекта проектирования
2. Выбор и обоснование концепции экологической тропы
3. Тематическая направленность экологических троп
4. Дорожное покрытия
5. Разработка оснащения стоянки
6. Экскурсионное обеспечение маршрута
7. Разработка правил поведения на экотропе
Заключение
Приложения
Введение
Истоком человеческой культуры всегда было то, что человек находился в гармонии с природой, учился у нее пониманию свойственных ей явлений и законов, созвучий и ритмов и в преобразованном виде воплощал их в материальные и духовные ценности.
Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведёт к потере нравственности в человеке.
Экологическое образование и воспитание школьников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень.
Разрабатываемая экотропа предназначена для школьников.
Цель создания экотропы:
эколого-просветительская – сочетание активного отдыха посетителей экотропы в природной обстановке с расширением их кругозора
природоохранная – локализация
посетителей природной
Задачи создания экотропы:
сопоставить естественную и
преобразованную человеком
продемонстрировать характер породообразующий деятельности человека
ознакомить с возможными последствиями деятельности человека
При выборе маршрута и объектов экологической тропы необходимо руководствоваться следующими критериями:
включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание посетителей школьников;
их доступность,
При создании экологической тропы учитываются определённые условия:
естественный ландшафт;
организация разнообразной
эколого-ориентированной
Раздел 1. Описание района объекта проектирования
Традиционно экотропы прокладываются
по рекреационным зонам
Территория, по которой проходят маршруты экологических троп, относится к Дзержинскому району, Негорельскому лесхозу, Летвянскому лесничеству. Дзержинский район расположен в центре Минской области и занимает площадь в 1,35 тыс.кв.км. Граничит со Столбцовским, Воложинским, Минским и Узденским районами. Район находится в пределах Минской возвышенности и Столбцовской равниной. Здесь находится высшая точка Беларуси - гора Дзержинская (345 м). По территории протекает река Уса и ее притоки. Создано Дягильнянское водохранилище. Лесистость 31%.
Маршрут экотроп проходит по 3,4,5-8,14-16,25,26,47-48 кварталам. Рельеф территории преимущественно равнинный. Ближайший населенный пункт Новая Родина, который находиться в 500м от начала маршрута экотропы, так же вблизи протекает р. Жесть, протяженностью 24 км. В радиусе 3 км от населенного пункта Новая Родина проходит шоссейная автодорога, что улучшает транспортную доступность. Неподалеку от точки начала маршрута так же расположены другие населенные пункты, такие как Дышляны, Борки, Александрово и Олеховщина. Определенная часть маршрута проходит по лесным дорогам, что облегчает организацию дорожно-тропиночной сети. Климатические условия благоприятны для организации запланированной деятельности. Средняя температура января -6.7 С, июля +17.6 С. Годовое количество осадков 625 мм.
Маршрут № 1 проходит по сосняку, с небольшой примесью березы, средний возраст деревьев составляет 95 лет. В кустарниковом ярусе представлена рябина, черемуха обыкновенная, ивы. Травяной ярус представлен в основном мхами.
Маршрут № 2 проходит по березовым, еловым, дубовым лесам и частично по низинному болоту. Благодаря разнообразию типам леса отчетливо можно наблюдать изменения в растительном и животном мире.
Раздел 2.Выбор и обоснование концепции экологической тропы.
Экотропы
проходят по территории Негорел
Как и туристские маршруты, экологические тропы могут быть линейными, полукольцевыми, кольцевыми и радиальными (в последнем случае, путь туда и обратно проходит по одной и той же тропе). С точки зрения восприятия ландшафта и получения информации первые три типа (линейный, полукольцевой и кольцевой) предпочтительнее четвертого.
Маршруты № 1 и № 2 - кольцевые (начало и конец в одной точке). Кольцевые маршруты исключают столкновения различных групп между собой и облегчают работу экскурсовода. Маршрут № 1 имеет учебное, а маршрут № 2 – прогулочно- познавательное назначение. При выборе трассы каждого из предлагаемых экологических маршрутов были учтены живописность окружающей природы, уникальные природные объекты, природные и историко-культурные достопримечательности. При разработке трассы экологического маршрута были учтены требования к выбору маршрутов экотроп:
привлекательность - достигается проложением через особо привлекательные природные достопримечательности (скальные выходы, редкие деревья и т. п.), строительством элементов оформления (мостики, переходы, места для отдыха и т. п.)
доступность - предполагает расположение сравнительно недалеко от населенного пункта, хорошие подъездные пути, легкость прохождения трассы (чтобы посетитель не ощущал физической и нервной усталости)
информативность
- способность удовлетворять
Протяжённость маршрута № 1 – 2км, время на прохождение 2-3 часа. Маршрут № 2, протяженностью 8км, предположительное время прохождения 5-6 часов (с учетом стоянок). Точка начала этих маршрутов находится в 500м от населенного пункта Новая Родина. Маршруты рассчитаны на прохождение в мае - сентябре.
Оба маршрута предназначены для детей младшего и старшего школьного возраста. Количество человек как для маршрута № 1, таки для маршрута № 2 составляет 10 человек, чтобы можно было экскурсоводу контролировать группу и уменьшить уровень антропогенной нагрузки.
На протяжении двух маршрутов предусмотрен только пеший способ передвижения.
Раздел 3. Тематическая направленность экологических троп
Маршрут № 1 «В сосновом бору»
Маршрут является учебным, и рассчитан на детей младшего школьного возраста(8-13 лет), с целью изучение природы с обучающимися, воспитание у детей любви и бережного отношения к природе. Длина маршрута 2 км, предположительно время прохождения 2-3 часа. Как уже говорилось, маршрут является кольцевым. Маршрут включает в себя 3 стоянки, с различной тематикой. На протяжении тропы расположены информационные стенды. Прохождение маршрута предполагается с экскурсоводом.
Территория маршрута проходит по сосновому лесу, в виду этого рационально будет разработать маршрут посвященный тематике соснового леса, ознакомить учащихся с представителями растительного мира данного типа леса.
Стоянка №1
Находиться у входа в лесной массив, в 500 м от населенного пункта Новая Родина. Данная стоянка является общей для двух маршрутов. На этой стоянке школьников знакомят с правилами поведения на тропе и рассказывают о важности леса для человека и природы.
Стоянка №2
Находиться в 750м от входа на маршрут. В центре стоянки находиться 300 летняя сосна. Школьники слушают лекцию о сосне обыкновенной, и характеристику семейства сосновые.
Стоянка №3
Находится в 1550 м от начала маршрута. На данной стоянке произрастают сразу несколько видов сосен, характерных для данной местности. Школьники слушают лекцию об этих породах. После этого проводиться игра. Суть которой заключается в том чтобы с завязанными глазами, по стволу дерева, на ощупь определить его вид.
Маршрут № 2 «Загадочный лес»
Данный маршрут является прогулочно - познавательным. Длинна маршрута 8 км, время прохождения 5-6 часов. Маршрут проходит через различные типы леса. На всем протяжении маршрута предусмотрено 5 стоянок (в т.ч. одна для длительного отдыха). Маршрут рассчитан для прохождения старшими школьниками (14-17 лет), в сопровождении экскурсовода.
Данный маршрут ознакомит учащихся с типичной растительность и животными различных типов леса, научит определять обитателей леса.
Стоянка №1
См. стоянку № 1, маршрут №1.
Стоянка №2
Здесь расположен участок широколиственного леса. На этой точке рассказывается об особенностях широколиственного леса и его обитателях .
Стоянка №3
Тут расположены липовые аллеи и участки смешенного леса. Объектами изучения являются обитатели смешенного леса и типичная растительность смешенных лесов.
Стоянка №4
Является главной стоянкой. Здесь школьники смогут отдохнуть и перекусить. Так же на данной стоянке проводиться игра «угадай животное». Каждый участник по очереди загадывает животное и описывает его. Следующий участник должен отгадать. Если он затрудняется, загадавший животное участник может дополнить его описание. Так как данная часть маршрута проходит по низинному болоту, предусмотрена лекция о растительности низинного болота.
Стоянка №5
Стоянка расположена на участке
елового леса. В центре тропы установлена
в виде памятника комлевая часть
«Царь-Ели» (Ель обыкновенная) - старейшего
и наиболее крупного дерева леса, упавшего
много лет назад в результате
ураганного ветра. На этой стоянке
рассказывается сказочная история
об этой ели. Так же тут расположена
аллея птиц. Это настоящий птичий
городок с кормушками, скворечниками
и синичниками. Где можно будет
визуально познакомиться с
Раздел 4.Дорожное покрытие
Выбор материала и ширины дорожки зависит от функциональных и природных особенностей маршрута. Наиболее целесообразно использовать для дорожного строительства местные материалы.
В практике благоустройства парков и лесопарков приняты стандартные величины ширины дорожек, кратные 0,75 м. Ширина в 75 см предназначена для прохода одного человека, а при ширине 1,5 м по тропе могут комфортно передвигаться два человека. При строительстве экотроп к ширине дорожек можно подходить менее строго.
Эффективность функционирования экологических троп и маршрутов в существенной мере зависит от технического состояния дорожного полотна. Одной из основных проблем является дренирование дорожки. Оно осуществляется за счет подсыпки в ее основание щебня, песка или других материалов с хорошей водопропускной способностью, а также за счет придания поперечного и продольного уклона верхнему покрытию тропы.
На поверхности неправильно сформированного покрытия тропы вода застаивается. Посетители парка обходят увлажненные участки, в результате чего возникают обходные тропинки.
Тропы, проходящие по склону, могут превратиться в канавы, по которым будет стекать вода. Если уклон более 7–10%, то для предотвращения эрозии почвы необходимо сооружение ступеней, площадок и заграждений для водного потока.
Уклон поверхности до 5% является
оптимальным для подъема
На протяжении маршрута № 1 отсутствую какие-либо проложенные лесные дороги, заболоченные местности отсутствуют. Поэтому на данном участке будет проложено полотно из песчано-гравийной смеси (ПГС). Для устройства такого полотна формируется траншея глубиной 25–30 см, в ширину будущей тропы. При необходимости, ее борта могут быть надсыпаны, что позволит сделать дно максимально пологим, без резких перепадов и ступеней. На дно насыпается слой песка толщиной 7–10 см. Песок увлажняется и трамбуется. а песок до уровня земли укладывается и трамбуется слой крупного – 40–70 мм – гравия или щебня. Этот слой является основной дренирую щей системой тропы. От степени трамбовки этого слоя будет зависеть устойчивость и долговечность будущей тропы. Над уровнем грунта формируются бортики высотой 5–7 см (из земли, дерна, досок и т.п.), пространство между ними заполняется ПГС. Эта смесь состоит из песка (до 30% объема), мелкого гравия или гальки размером 10–20 мм и связующего компонента – порошковой глины (15–30% объема) или цемента (до 10%). Этот слой также трамбуется, окончательно формируя поверхность дороги. Перепад высоты между краем обортовочной доски и естественным грунтом заравнивается укладкой дерна или просто подсыпкой грунта. При необходимости с одной из сторон, на которую идет поверхностный сток, можно сделать попутный дренаж: укрепить бортик бревном, бордюрным камнем и т.п. водоупорными мате риалами, устанавливая через 30–50 м под дорожным полотном перепускные трубы диаметром 100–150 мм, чтобы вода не размывала тропу. Покрытие из песчано-гравийной смеси (см. Приложение 1).
Часть маршрута № 2 проходит по лесным дорогам(3,4,14,25 кварталы), другая часть проходит по низинному болоту(46,47 кварталы), поэтому оптимальным будет оборудовать здесь лежневки. Лежневка – дорогу по болоту, основанием которой служат продольные или поперечные бревна (см. Приложение 2 ). Для остальной части маршрута предполагается прокладка полотна из песчано-гравийной смеси, технология которой описана при разработке дорожного полотна в маршруте № 1.
Лежащие на грунте настилы целесообразно делать из деревянных плах толщиной не менее 40 мм или полубревен. Возможно использование вместо поперечных бревен старых покрышек от колес. Они долговечны, хорошо держатся на болотной поверхности и, при достаточной ширине настила, могут быть целиком под ним скрыты. С точки зрения экологии они достаточно безопасны в силу большой химической инертности материала. Ширину лежневок целесообразно делать около 1 м. Укладка настила должна быть поперечной, из плотно прилегающих досок, с не большими щелями (до 1 см) между ними для стока воды.