Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 21:38, курсовая работа
Данная тема достаточно актуальна в рамках современных условий, сложившихся в сфере туризма, так как сегодня туризм возглавляет список важнейших социально-экономических отраслей мировой экономики. Он становится стилем жизни миллионов людей на нашей планете. Его благотворное влияние на развитие политических, социальных, культурных связей и межличностных отношений в международном масштабе стало для всех очевидным фактом. При росте и постоянном изменении туристского рынка конкуренция чрезвычайно высока. В условиях усиления конкуренции компании вынуждены сосредотачивать внимание на удовлетворении потребностей клиентов. У компаний, которые не делают этого, нет будущего.
Введение 3
1 Теоретические аспекты маркетинга в туризме 5
1.1 Маркетинг в туризме: понятие, содержание, концепция 5
1.2 Комплекс маркетинга в сфере туризма 9
1.3. Реклама в маркетинге туризма 18
2. Маркетинг в туристической фирме 30
2.1. Общая характеристика туристической фирмы «Евразия-тур» 30
2.2 Организационная структура службы маркетинга в фирме 31
2.3. Использование рекламы в туристической фирме «Евразия-тур» 32
3. Разработка программы повышения эффективности работы предприятий турбизнеса с применением маркетинговых инструментов и механизмов 36
3.1 Оценка результатов применения маркетинговых инструментов на предприятиях турбизнеса 36
3.2 Оценка результатов применения маркетинговых механизмов на предприятиях турбизнеса 38
Список использованных источников 40
Оглавление
Введение 3
1 Теоретические аспекты маркетинга в туризме 5
1.1 Маркетинг в туризме: понятие, содержание, концепция 5
1.2 Комплекс маркетинга в сфере туризма 9
1.3. Реклама в маркетинге туризма 1
2. Маркетинг в туристической фирме 30
2.1. Общая характеристика
2.2 Организационная структура
2.3. Использование рекламы в
3. Разработка
программы повышения
3.1 Оценка результатов применения маркетинговых инструментов на предприятиях турбизнеса 36
3.2 Оценка результатов применения маркетинговых механизмов на предприятиях турбизнеса 38
Список использованных источников 40
Данная тема «Особенности туристского
маркетинга» достаточно актуальна
в рамках современных условий, сложившихся
в сфере туризма, так как сегодня
туризм возглавляет список важнейших
социально-экономических
При росте и постоянном изменении туристского рынка конкуренция чрезвычайно высока. В условиях усиления конкуренции компании вынуждены сосредотачивать внимание на удовлетворении потребностей клиентов. У компаний, которые не делают этого, нет будущего. Именно поэтому индустрия путешествий нуждается в возрастающем числе профессионалов маркетинга, понимающих ее глобальные проблемы и способных реагировать на растущие потребности потребителей выработкой творческих стратегий, основанных на хороших знаниях маркетинга. Для достижения положительного маркетингового эффекта необходима тесная координация маркетинга различных организаций и предприятий. Поэтому концепция маркетинга в туризме носит более чем где-либо, целостный и всеобъемлющий характер.
Степень изученности данной проблемы
в настоящее время. Зародившись
в производственной сфере, маркетинг
достаточно длительное время не находил
соответствующего применения в сфере
туризма. Однако возрастание конкуренции,
коммерциализации туристской деятельности
привели к необходимости
Цель данной работы является изучение особенностей маркетинга на предприятиях туристской сферы.
Для достижения данной цели выделим ряд задач:
1. Рассмотреть сущность
2. Рассмотреть особенности
3. Провести анализ особенностей
маркетинговой деятельности на
примере конкретного
4. Рассмотреть программы для повышения эффективности работы предприятий турбизнеса с применением маркетинговых инструментов и механизмов
Туризм по своим основным характеристикам не имеет каких-либо принципиальных отличий от других форм хозяйственной деятельности. Поэтому все существенные положения современного маркетинга могут быть в полной мере применены и в туризме.
В тоже время в туризме есть специфика, отличающая его не только от торговли товарами, но и от других форм торговли услугами. Здесь имеет место как торговля услугами, так и товарами (по оценкам специалистов, доля услуг в туризме составляет 75%, товаров – 25%), а также особый характер потребления туристских услуг и товаров в месте их производства, более того, в определенной ситуации.
Маркетинг в туризме - это система непрерывного согласования предлагаемых услуг с услугами, которые пользуются спросом на рынке и которые туристское предприятие способно предложить с прибылью для себя и более эффективно, чем делают это конкуренты. [17]
Маркетинг в сфере туризма –
это систематическое изменение
и координация деятельности туристских
предприятий, а также частной
и государственной политики в
области туризма, осуществляемой по
региональным, национальным или международным
планам. Цель таких изменений заключается
в том, чтобы наиболее полно удовлетворять
потребности определенных групп
потребителей, учитывая при этом возможности
получения соответствующей
Всемирная туристская организация выделяет три главные функции маркетинга в туризме:
1. Установление контактов с
2. Развитие;
3. Контроль.
Установление контактов с
Развитие предполагает проектирование нововведений, которые смогут обеспечить новые возможности для сбыта. В свою очередь подобные нововведения должны соответствовать потребностям и предпочтениям потенциальных клиентов.
Контроль предусматривает
Это довольно длинное определение «маркетинг в туризме» - содержит ряд идей, которые мы рассмотрим более подробно.
Первый момент, требующий внимания, заключается в том, что маркетинг – это не отдельное действие, а система деятельности. Другими словами, это последовательность действий туристского предприятия, которые должны быть объединены для достижения поставленных целей. Следовательно, маркетинг- это не только реклама и продажа услуг или же просто разработка услуг. Это система, в которой должны быть объединены все функции и действия в соответствии с концепцией маркетинга.
Данное обстоятельство принципиально
отличает маркетинг от коммерческой
работы. Если коммерческая работа заключается
в использовании всех сил и
средств для активизации
Второй момент, который необходимо
отметить в нашем определении, - это
то, что маркетинг не заканчивается
на одном действии. Нельзя думать о
нем как об однообразном процессе,
идет ли речь о дате внедрения нового
туристского продукта или о введении
новой цены. Дело в том, что рынок
постоянно находится в
Третий момент касается согласования. Необходимо согласовывать действия внутри туристского предприятия с условиями внешней среды. Если все это рассматривать по отдельности, нельзя достичь намеченных целей. Ничего хорошего не получится, если туристская фирма понимает, что рынку в настоящий момент требуется услуга X, тогда как все, что она может предложить сейчас,- услуга Y. Также ничего хорошего нет и в том, если, игнорируя рынок, фирма переключится на услугу Х, в то время как рынок уже переключился на услугу Z. Секрет заключается в согласовании деятельности внутри фирмы с информацией, получаемой извне. Это означает, что решение необходимо принимать с тем, чтобы использовать все функции и инструменты маркетинга для достижения этого согласования.
Четвертая идея, которая заложена в нашем определении, касается понимания, что в действительности представляет собой предлагаемая фирмой услуга.
Пятый момент в данном определении дает понятие о том, что делает маркетинг для удовлетворения запросов покупателя. Здесь подразумевается не только то, что приобретает клиент в данный момент, но и то, что он купил бы при других обстоятельствах (например, при увеличении дохода). Маркетинг, как уже отмечалось, должен быть деятельностью предвидения. Он включает прогнозирование или, по крайней мере, формирование правильного взгляда на то, что в большей мере может понадобиться потребителям. Он также дает возможность оценить, можно ли заставить тех, кто не является клиентами фирмы, обратиться к услугам, предлагаемым ею.
Шестой момент определения подчеркивает,
что маркетинг позволяет
Туризм, в соответствии с определением ВТО, является не только экономическим, но одновременно социальным, культурным, экологическим и политическим явлением. Исходя из этого, маркетинг необходимо использовать с максимальным учетом всех перечисленных факторов. Тогда он в большой степени будет отражать интересы как туристских фирм, так и потребителей-туристов. Ввиду того что туризм - сложная система, симбиоз экономики, политики, экологии, культуры, для достижения положительного маркетингового эффекта необходима тесная координация маркетинга различных организаций и предприятий. Концепция маркетинга в туризме носит больше, чем где-либо, целостный и всеобъемлющий характер.
Маркетинг в туризме – продукт коллективного творчества предпринимателей разных стран. [12]
Таким образом, концепция маркетинга − это ориентация на нужды и потребности потребителей. Подкрепленная комплексными усилиями, нацеленными на удовлетворение потребителя.
В производственном секторе при выработке стратегии обычно используется четыре элемента комплекса маркетинга: товар (Product), цена (Price), каналы распределения (Place) и продвижение (Promotion). [13]
Маркетолог в сфере услуг, кроме
традиционных решений (назначение цены
на услугу, продумывание каналов сбыта
и информирование потребителей о
наличии такой услуги на рынке), вынужден
разрабатывать процесс
Продуктовая стратегия – это разработка направлений оптимизации продуктового ряда и определения ассортимента продуктов, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективность деятельности туристского предприятия в целом.
Отсутствие продуктовой
Продуктовая стратегия решает следующие задачи:
1. Оптимизация структуры
2. Разработка и внедрение на рынок продуктов-новинок. [9]
В туризме результат деятельности сводится к туристскому продукту. По сути, туристский продукт - это любая услуга, удовлетворяющая те или иные потребности туристов и подлежащая оплате с их стороны.
К туристским услугам относятся
гостиничные, транспортные, экскурсионные,
переводческие, бытовые, коммунальные,
посреднические и другие. В то же
время «туристский продукт» можно
рассматривать в узком и
Туристский продукт в узком смысле - это услуги каждого конкретного сектора туристской индустрии (например, гостиничный продукт, турпродукт туроператора, транспортное предприятие и так далее). В широком смысле туристский продукт - это комплекс товаров и услуг, в совокупности образующий туристскую поездку (тур) или имеющий к ней непосредственное отношение. Основным туристским продуктом является комплексное обслуживание, т.е. стандартный набор услуг, продаваемый туристам в одном «пакете».
Туристскому продукту, наряду с общими специфическими характеристиками услуг, присущи свои отличительные особенности:
1. Это комплекс услуг и товаров,
характеризуемый сложной
взаимоотношений между различными компонентами.
2. Спрос на туристские услуги
чрезвычайно эластичен по
3. Потребитель, как правило, не
может увидеть турпродукт до
его потребления, а само
4. Потребитель преодолевает
5. Турпродукт зависит от таких переменных, как пространство и время, для него характерны колебания спроса.
6. Туристский продукт создается
усилиями многих предприятий,
каждое из которых имеет