Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 00:05, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить вопросы возникновения и развития детского туризма, проанализировать его состояние на сегодняшний день, показать актуальность изучаемого вопроса.
Задачи исследования:
проанализировать этапы исторического развития детского туризма в Беларуссии;
определить сущность детского туризма и его виды;
рассмотреть современное состояние индустрии детского туризма, проблемы, связанные с ним, и перспективы его развития.
В современном мире туризм считается одной из высокодоходных отраслей мировой экономики. Беларусь занимает незначительное место на мировом туристическом рынке.
Положение нашей страны на мировом рынке туристских услуг сложилось уже достаточно давно. Длительное время туризм в Беларуси представляли только крупные государственные предприятия. Внутренний туризм развивался, но международный (как въездной, так и выездной) был очень ограничен.
Период перестройки и экономические реформы внесли существенные изменения в туристскую отрасль. Переход к рыночной экономике дал развитию туризма бесспорное преимущество. Туризм стал уникальным плацдармом развития малого и среднего предпринимательства.
К сожалению, за годы экономических
реформ разрушительному удару подвергл
На государственном
уровне резко сократилось
Проблема развития детского туризма очень актуальна на сегодняшний день. Специалисты считают, что в перспективе детско-юношеский туризм может и должен стать одним из приоритетных направлений развития туризма в Беларуси.
Экономические преимущества этого вида туризма очевидны: путешествуют школьники и студенты, как правило, организованными группами, поездки ритмично повторяются из года в год, что значительно облегчает планирование бизнеса.
Еще более важен детский туризм с точки зрения социальной. Туризм предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своей страны и других государств, пробудить у молодых людей чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей и народов.
Велика роль путешествий
и в обеспечении многостороннег
Кроме того, детский спортивно-оздоровительный туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения.
Поэтому можно с уверенностью сказать, что детский туризм – важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.
Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, перед белорусским государством и обществом сегодня стоят первоочередные задачи вернуть молодому поколению прекрасный мир детского туризма и развивать его во всех формах и видах.
Индустрия туризма отличается от других сфер экономики тем, что доходы от туристского бизнеса носят не одномоментный характер, а увеличиваются по мере укрепления доверительного отношения потребителей туристских услуг к производителям этих услуг. Поэтому следует ожидать, что вовлечение подростков и молодых людей в занятия туризмом с раннего возраста, показ молодым людям лучших образцов туристского продукта в момент высокой эмоциональной восприимчивости, свойственной юному возрасту, приведет и к увеличению их потребности в туристских поездках и путешествиях в более зрелом возрасте. Кроме того, развитие детского туризма должно привести и к увеличению числа молодых людей, решивших сделать туризм своей основной профессией, т.е. решить проблему подготовки туристских кадров, которая сегодня также стоит достаточно остро.
Цель данной курсовой работы – изучить вопросы возникновения и развития детского туризма, проанализировать его состояние на сегодняшний день, показать актуальность изучаемого вопроса.
Задачи исследования:
Объектом исследования является детский туризм.
предметом исследования – состояние и перспективы развития детского туризма.
Метод исследования – анализ литературы о детском туризме, т.е. аналитический.
Глава 1. История развития детского туризма в Беларуси
1.1Развитие детского туризма в 30-е годы.
В XX в. зарождается и организационно оформляется детский туризм в Беларуси. В советской общеобразовательной школе широкое распространение получают экскурсии как метод обучения и одна из форм внеклассной работы. Основным направлением школьных экскурсий было краеведение.
В 1930-1932 гг. в школах республики началась организация кружков «Юных друзей ОПТЭ». В центральный совет ОПТЭ стали поступать письма от пионерских организаций с просьбой о помощи в организации ячеек ОПТЭ. [1,c.25]
Началось создание массового детского туризма в республике.
Экскурсионное бюро Народного комиссариата просвещения БССР оказывало школьникам-туристам всевозможную помощь
(льготные билеты, талоны на питание, экскурсоводов и т.д.)
В 1933г. Был проведен Всесоюзный конкурс на лучшую детскую туристскую группу. В него включились и многие белорусские школьники. Группа пионеров-туристов Осиповичского района как одна из лучших была отмечена в журнале « На суше и на море»
В 1935 г. В Москве была создана первая детская туристическая станция. Позже такие же станции стали функционировать и в других городах Советского Союза. В Минске туристско-экскурсионная база, рассчитанная на 1100юных туристов за сезон, была открыта в 1936 г.
В помощь руководителям детских туристских групп был издан в Москве специальный справочник для старост кружков юных друзей ОПТЭ, который нашел широкое распространение среди юных белорусских туристов.
В 1936 г. по решению высшего советского органа, ЦИК, СССР, ОПТЭ было ликвидировано, и прекратили свою работу кружки «Юных друзей ОПТЭ»
Развитие детского туризма в послевоенный период
Уже в 1945-1946 гг. в Минске была организована Республиканская детская туристско-экскурсионная станция, а позднее же станции были созданы в Могилеве, и Гродно, Бресте и других городах.
Опыт проведения экскурсий и туристических походов летом 1949 показал, что походы и путешествия пионеров и школьников по родному краю приняли массовый характер, вошли в традицию многих пионерских дружин и отрядов, сыграли большую роль в деле воспитания пионеров и школьников.
Путешествия и походы способствовали лучшему познанию пионерами и школьниками своей республики, ее огромных богатств, ее прошлого, настоящего, приобретению таких качеств, как выносливость, смелость умение преодолевать трудности походной жизни.
Чтобы придать развитию детского туризма массовый и организованный характер, министр просвещения БССР П Саевич 22 марта 1950 года подписал приказ № 72 «Об организации путешествий и экскурсий пионеров и школьников летом в 1950 г.
Министерство просвещения БССР продолжило следить за развитием туристско-экскурсионной деятельности в школах республики, оказывать поддержку. Так , 4 апреля 1955 года министр просвещения БССР И. Ильюшин подписал приказ №59 «Об улучшении туристской и экскурсионно – краеведческой работы с детьми».
Таким образом, мероприятия министерства просвещения БССР способствовали развитию школьного туризма и экскурсионно-краеведческой работы в республики.[4,c.33]
Во второй половине 50-х годов в Советском Союзе зародилось начало проведения звездных туристских походов, которые сыграли большую роль в популяризации детского туризма в республике.
За летний период 1957 года туристическими походами было охвачено около 2500 воспитанников детских домов республики, которые провели разнообразную краеведческую работу, имевшую большое общеобразовательное и воспитательное значение.
Чтобы обеспечить методическими материалами школьный туризм и краеведение в апреле 1961 г. Министерство просвещения БССР совместно с ЦК ЛКСМБ провели республиканскую методическую конференцию по туристско-краеведческой, работе в которой участвовали около 200 человек: представители школ, училищ, научных учреждений, детских домов и т.д. Работу по организации конференции проводили Научно-исследовательский институт и Республиканская детская экскурсионная станция.
Конференция оказала благотворное влияние на развитие школьного туризма и краеведения, так как на ней удалось решить многие проблемные вопросы в этой области.
Продолжая следовать туристским традициям, летом 1962 г. состоялся IV Республиканский слет-поход туристов-школьников, в котором приняли участие все школьные туристские организации республики.
Определенную работу
с детьми в области туризма
и экскурсий проводили
Активное участие в развитии детского туризма в республики принимали крупные предприятия.
Комитет молодежных организаций БССР организовывал туристский обмен советских и иностранных школьников посредством поездов «Дружба».
В конце 70-х – начале 80-х гг. в республике существовала широкая сеть организаций юных путешественников в школах, на детских туристско-экскурсионных станциях.
1.2 Современный детский туризм
В 1993 году Статистической комиссией ООН было принято базовое определение туризма. В соответствии с которым туризм представляет собой деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах находящихся за пределами их обычной среды в течении переезда не превышающего 1 года, с целью отдыха, деловыми и прочими целями.
Детский туризм подразумевает путешествия детей, в т.ч. школьников, в возрасте от 7 до 15 лет с различными целями.
По тематическим направлениям познавательные путешествия школьников можно разбить на этнографические, геологические, экологические, исторические, археологические и другие виды выездов.
По способу организации туристские путешествия подразделяются на:
По продолжительности
походов и путешествий
- одно-двухдневные
- многодневные.
По степени сложности спортивно-туристские выезды делят на:
- некатегорийные
- категорийные походы (1, 2, 3 степени сложности).
При организации самодеятельных походов со школьниками существуют нормативы, ограничивающие возраст участников и их подготовку.
Например, к тренировочным выездам допускаются дети от 7 лет с предоставлением одного руководителя на 6 школьников, в походы 1-ой категории сложности допускаются учащиеся от 12 лет, 2-ой категории - от 14 лет, руководитель сопровождает 12-15 детей. В походы 3-ей категории сложности идут школьники от 15 лет в сопровождении одного руководителя на 8-12 человек
В детском туризме существует особенность в классификации на основе такого критерия как сезонность. Выделяются:
- сезонный - каникулярный период (осень, зима, весна - 8-12 дней, лето - 3 месяца),
- межсезонный.
Все эти виды детского туризма на практике встречаются как по отдельности, так и в сочетании друг с другом.
Можно выделить несколько основных видов детского туризма, существующих в настоящее время в Беларуси, а именно:
1. Внутренний туризм:
2. Выездной туризм:
Информация о работе Разработка базы данных детского оздоровительного лагеря