Разработка программ познавательного туризма как стратегии диверсификации деятельности туристской фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:02, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка программ познавательного туризма как стратегии диверсификации деятельности туристической фирмы на примере ООО «Туррителла» и обоснование экономической целесообразности их внедрения.
Данная цель определила необходимость постановки и решения следующих основных задач:
 рассмотреть проблемы и перспективы развития внутреннего познавательного туризма в России;
 рассмотреть сущность стратегии диверсификации в туристской деятельности;
 исследовать теоретические аспекты формирования программ познавательного туризма;
 представить общую характеристику деятельности ООО «Туррителла»;
 проанализировать состояние рынка и оценить уровень конкурентоспособности ООО «Туррителла»;
 разработать и обосновать эффективность программ познавательного туризма для ООО «Туррителла».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ НОВОГО
ТУРПРОДУКТА КАК СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРФИРМЫ 8
1.1 Проблемы и перспективы развития внутреннего познавательного туризма в России 8
1.2 Сущность стратегии диверсификации
в туристской деятельности 12
1.3 Технология разработки нового турпродукта 15
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ТУРРИТЕЛЛА» 25
2.1 Общая характеристика фирмы 25
2.2 Анализ внутренней среды 25
2.3 Анализ внешней среды 31
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРА «СЕРДЦЕ СЕВЕРНОЙ РУСИ» 40
3.1 Получение статуса туроператора 40
3.2 Разработка программы познавательного тура
«Сердце Северной Руси» 42
3.3 Экономическое обоснование познавательного тура
«Сердце Северной Руси» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 61

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Светы.doc

— 2.29 Мб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный  экономический университет»

 

филиал СПбГЭУ в г. Череповце

 

кафедра экономики и управления на предприятии туризма и гостиничного хозяйства

Дипломная работа

на тему:

«Разработка программ познавательного  туризма как стратегии диверсификации деятельности туристской фирмы

(на примере  ООО «Туррителла»)»

 

Выполнил студент:

Гаранина Светлана Александровна, заочная форма обучения, срок обучения 5 лет 10 месяцев, 1ЭТП-07

Руководитель:

доцент кафедры экономики  и управления на предприятии туризма  и гостиничного хозяйства филиала  СПбГЭУ в г. Череповце  Потапова Н.А., доцент

Рецензент:

 


  "ДопуЩЕНО к защите"

Заведующий кафедрой,

кандидат педагогических наук, доцент      Шилова О.М.

 

 

 

 

 

 

Череповец

2013

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный  экономический университет»

 

филиал СПбГЭУ в г. Череповце

 

кафедра экономики и управления на предприятии туризма и гостиничного хозяйства

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой            Шилова О.М.

 

ЗАДАНИЕ

на дипломную  работу

студенту: Гараниной Светлане Александровне

1. Тема дипломной работы

Разработка программ познавательного туризма как  стратегии диверсификации 

деятельности туристской фирмы (на примере ООО «Туррителла») 

2. Срок сдачи законченной работы 20 мая 2013 г.

3. Исходные данные  к дипломной работе

нормативно-правовые документы, бухгалтерская отчетность, данные органов  статистики

4. Содержание пояснительной  записки (перечень подлежащих  разработке вопросов) 

изучение проблем и  перспектив развития внутреннего познавательного туризма в России, характеристика стратегии  диверсификации в туристской деятельности, изучение технология разработки нового турпродукта, общая характеристика фирмы, анализ внутренней и внешней среды, оценка конкуренции, SWOT-анализ, разработка и обоснование познавательного маршрута

 

 

5. Графический материал 

таблицы, рисунки

 

6. Дата выдачи задания  15 января 2013 г.

 

Руководитель                                             Потапова Н.А.

Задание принял к исполнению              Гаранина С.А.

РЕФЕРАТ

ВКР 72 с., 8 рис., 11 табл., 31 источник, 10 прил.

туризм, турагентсво, туроператор, турпродукт, внутренний туризм, познавательный туризм, прямые расходы, косвенные расходы, туристическая  группа, себестоимость, рентабельность, цена, прибыль

 

Целью исследования является разработка программ познавательного  туризма как стратегии диверсификации деятельности туристической фирмы  на примере ООО «Туррителла» и  обоснование экономической целесообразности их внедрения.

Объектом исследования является туристическое предприятие ООО «Туррителла».

Предметом исследования является анализ производственно-сбытовых возможностей турфирмы.

В первом разделе данной ВКР раскрыты проблемы и перспективы  развития внутреннего познавательного  туризма в России, рассмотрена сущность стратегии  диверсификации в туристской деятельности, охарактеризована технология разработки нового турпродукта.

Во втором разделе  дана характеристика деятельности турагентства «Туррителла», проведен анализ внутренней и внешней среды, оценка конкурентоспособности и SWOT-анализ.

В третьем разделе  разработана программа познавательного  тура «Сердце Северной Руси», составлена калькуляция, рассчитана стоимость  тура и определен финансовый результат  от реализации тура.

 

 

 

Содержание

Введение           5

   глава 1 Теоретические аспекты разработки нового

турпродукта как стратегии диверсификации деятельности турфирмы      8

  1.1  Проблемы и перспективы развития внутреннего познавательного туризма в России         8

  1.2  Сущность стратегии  диверсификации

в туристской деятельности       12

  1.3  Технология разработки нового турпродукта    15

  глава 2 анализ деятельности ооо «туррителла»   25

   2.1 Общая характеристика фирмы      25

   2.2 Анализ внутренней среды       25

   2.3 Анализ внешней среды       31

глава 3  Разработка и обоснование познавательного тура «Сердце Северной Руси»      40

  3.1  Получение статуса туроператора       40

  3.2  Разработка программы познавательного тура

«Сердце Северной Руси»       42

  3.3  Экономическое обоснование познавательного тура

«Сердце Северной Руси»       50

заключение           55

Список  использованных источников     58

Приложения           61

 

Введение

В настоящее время  туризм представляет собой социально-экономическое  явление международного масштаба.  По прогнозам специалистов ХХI век станет веком туризма. Его быстрому развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира.

С социально-культурной точки зрения  туризм  – это увлекательный вид отдыха, позволяющий сменить привычную обстановку и образ жизни, способствующий восстановлению трудоспособности, получению  ярких, запоминающихся впечатлений, возможности узнать много нового о культуре, быте, традициях своего народа и народов других стран.

Велико экономическое  значение туризма. По уровню доходов  туризм уступает лишь нефтедобывающей  промышленности и автомобилестроению, а как источник поступлений валюты международный туризм занимает второе место в мире после товарного экспорта.

Во многих странах  туризм играет значительную роль в  формировании валового внутреннего  продукта, активизации внешнеторгового  баланса, создании дополнительных рабочих  мест и обеспечении занятости  населения. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, то есть выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития.

Особенных успехов мировой  туризм достиг за последние 30 лет, когда число международных туристов возросло в 4 раза, а валютные доходы увеличились в 25 раз. На сферу туризма приходится более 10% мирового валового национального продукта, более 6% мировых инвестиций, каждое 10-е рабочее место, 12% мировых потребительских расходов [12, с.17].

Согласно оценкам ВТО  в настоящее время наиболее перспективными сегментами рынка являются:

  • экологический туризм;
  • познавательный туризм;
  • тематический, или специализированный, туризм;
  • круизы.

Россия благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу имеет все основания для развития всех перечисленных видов туризма.

Познавательный туризм [7, с.85]:

  • один из наиболее стабильных, перспективных и востребованных сегментов внутреннего российского   туристского   рынка;
  • стимул и источник реализации скрытого потенциала  культурно-исторических  центров;
  • инструмент  «приобщения  к  истокам»  и  воспитания у граждан России чувств патриотизма и любви к Родине.

Наличие в России уникальных историко-культурных и природных ресурсов предполагает, что у нашей страны и ее регионов имеются предпосылки для развития познавательного туризма. Между тем теория и методология развития познавательного туризма недостаточно разработана, что не позволяет на практике осуществлять его целенаправленное управление на отдельных территориях. Следовательно, перед российскими организациями, специализирующимися на обслуживании туристов, путешествующих с познавательной целью, встает задача поиска таких методов построения эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить их рыночные позиции и способствовали тем самым дальнейшему развитию туризма и страны в целом. Это позволяет говорить о том, что тема дипломного исследования, безусловно, актуальна и представляет как теоретическую, так и существенную практическую значимость.

Объектом исследования является туристическое предприятие  ООО «Туррителла».

Предметом исследования является анализ производственно-сбытовых возможностей турфирмы.

Целью исследования является разработка программ познавательного туризма как стратегии диверсификации деятельности туристической фирмы на примере ООО «Туррителла» и обоснование экономической целесообразности их внедрения.

Данная цель определила необходимость постановки и решения  следующих основных задач:

  • рассмотреть проблемы и перспективы развития внутреннего познавательного туризма в России;
  • рассмотреть сущность стратегии  диверсификации в туристской деятельности;
  • исследовать теоретические аспекты формирования программ познавательного туризма;
  • представить общую характеристику деятельности ООО «Туррителла»;
  • проанализировать состояние рынка и оценить уровень конкурентоспособности ООО «Туррителла»;
  • разработать и обосновать эффективность программ познавательного туризма для ООО «Туррителла».

Методологическую основу исследования составляют системный подход к изучению проблем управления, комплексный экономический анализ, графический и табличный методы, метод SWOT-анализа и т.д.

В работе использована официальная  нормативно-правовая документация по управлению индустрией туризма и объектами культурного наследия. Базой аналитической работы послужили статистические данные, материалы Госкомстата РФ, публикации, личные опросы, наблюдения и выводы автора, полученные в ходе исследования.

 

 

глава 1 Теоретические аспекты разработки нового турпродукта как стратегии диверсификации деятельности турфирмы

1.1 Проблемы и перспективы развития внутреннего познавательного туризма в России

Федеральный закон «Об  основах туристкой деятельности в Российской Федерации» признает туризм приоритетной отраслью экономики России. При этом определено, что основным направлением государственной поддержки должно стать развитие въездного и внутреннего туризма.

Роль познавательного  туризма в современном мире огромна. Туризм затрагивает все сферы деятельности общества, в том числе культуру, экономику, социальную жизнь. Интенсивность туристского развития, масштабы туризма во многом зависят от признания мировым сообществом ценности культурного и природного потенциала страны, ее наследия. В настоящее время именно культура и наследие определяют отношение мирового сообщества к стране, ее привлекательность с позиций не только социальных отношений и туризма, но и бизнеса. Истинного уважения в современных условиях можно добиться не только, и не столько через усиление военной мощи, роста национальной территории и численности населения, а, прежде всего, через тот вклад, который страна вносит в мировую культуру, науку и экономику (как части общей культуры), в развитие цивилизованных отношений между народами, странами, людьми.

Развитие туризма той  или иной территории обусловлено  рядом политических и экономических  условий, наличием и использованием природных, культурно-исторических, людских  и капитальных ресурсов. Россия в  этом отношении как крупнейшая по территории страна мира обладает колоссальными природными условиями и ресурсами для развития туризма. Этому благоприятствуют разнообразие природных зон и ландшафтов, наличие уникальных природных объектов (горные системы, моря, реки, озера, лесные массивы и др.), бальнеологические ресурсы мирового значения (минеральные источники Северного Кавказа, Центральной России, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока), торфяные и иловые лечебные грязи и др. [9]

Мощным привлекающим туристов фактором являются также уникальные историко-культурные ценности и достопримечательности России, исторические города, памятники зодчества, мемориальные места, шедевры изобразительного искусства, народные промыслы, музеи и театры, университеты и многое другое, отмеченное огромным национальным и конфессиональным многообразием народов России.

Оценка современного состояния внутреннего туризма  страны указывает на низкий уровень его развития, как по качественным, так и по количественным показателям.

Информация о работе Разработка программ познавательного туризма как стратегии диверсификации деятельности туристской фирмы