Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:15, курсовая работа
Цель курсовой работы: на основе изучения особенностей туристического потенциала, определить основные положения оптимизации деятельности по организации туризма выходного дня. Задачи курсовой работы: систематизация, закрепления и расширение теоретических знаний; углубление практических умений в сфере организации туризма; применение этих знаний и умений при разработке нового тура.
Введение 3
1 Маркетинговые исследования 5
Исследование спроса 6
1.2 Исследование предложения 15
2 Характеристика туристического потенциала Орла и области 22
3Проектирование тура выходного дня 31
3.1 Разработка программы обслуживания 31
3.2 Расчет калькуляции тура выходного дня 35
Заключение 38
Список использованных источников 39
Приложение А: анкета для туристических фирм 40
Приложение Б: анкета для исследования спроса 43
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс»
Кафедра «Технология и организация питания,
гостиничного хозяйства и туризма»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Организация туризма на внутреннем и международном рынках»
На тему: «Разработка тура выходного дня»
Выполнил студент: Яровенко Е.А.
Группа: 21 - ЭУ
Факультет пищевой биотехнологии и товароведения
Специальность 080502 «Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства»
Руководитель курсовой работы: к.т.н., доцент Глебова Н.В.
Оценка защиты_________________
Орёл 2012
Содержание
Введение
1 Маркетинговые
исследования
1.2 Исследование предложения
2 Характеристика
туристического потенциала
3Проектирование тура выходного дня
3.1 Разработка программы
3.2 Расчет
калькуляции тура выходного
Заключение
Список использованных
источников
Приложение
А: анкета для туристических фирм
Приложение
Б: анкета для исследования спроса
Введение
Возникновение и развитие туризма выходного дня было связано с потребностями населения в отдыхе в конце рабочей недели. Туры выходного дня были разработаны для деловых людей, у которых просто не хватает времени на отпуск, которым даже на недельку сложно вырваться, не говоря уж о полноценном месячном отпуске.
Туры
выходного дня становятся все
более популярными среди
Тема курсовой работы была выбрана потому, что очевидна актуальность и востребованность этого направления развития туризма. Стоит отметить, что по данным департамента развития туризма Орловской области 20-25 % от приведенных цифр – это туризм выходного дня. Так как большая часть населения проживает в больших городах и мегаполисах с постоянным зачастую агрессивным информационным потоком и не самой лучшей экологией, то туры и различные рекреационные программы выходного дня, которые предлагает данное направление помогут решить некоторые проблемы и удовлетворить потребности людей, в систематическом кратковременном отдыхе и восстановлении физических и духовных сил, смене обстановки и впечатлений, разнообразии досуговой деятельности и эмоциональном насыщении времяпрепровождения, с высокой степенью интенсивности и частоты на основе доступных по соотношению цена-качество туров выходного дня.
Цель курсовой работы: на основе изучения особенностей туристического потенциала, определить основные положения оптимизации деятельности по организации туризма выходного дня.
Задачи курсовой работы: систематизация, закрепления и расширение теоретических знаний; углубление практических умений в сфере организации туризма; применение этих знаний и умений при разработке нового тура.
Курсовая работа состоит из трех разделов:
При написании курсовой работы были использованы различные методические пособия, книги, периодические издания, путеводители, атласы, ресурсы Интернета и другие источники.
1 Маркетинговые исследования
Маркетинговый анализ — изучение, прогноз рынка товаров и услуг, спроса и предложения, поведения потребителей, рыночной конъюнктуры, динамики цен с целью лучшего продвижения своих товаров на рынок, увеличения их сбыта, продаж.
Результаты
исследования дают возможность предприятию
разработать собственный
В связи с тем, что современные туроператоры, в основном, практикуют свою деятельность в рыночных условиях, им становится жизненно необходимым иметь представление о потребностях и нуждах существующих на рынке потребителей туристических услуг.
Нужда человека в совершении путешествий за последний век стала такой же естественной, как необходимость в принятии пищи, в безопасном жилище, в одежде, поскольку временная перемена места не только является фактором релаксации и восстановления сил организма, но и позволяет человеку самосовершенствоваться (путем приобретения новых знаний, знакомств, расширения собственного мировосприятия). Поэтому исследование потребностей туристического рынка перед началом проектных работ оператора жизненно необходимо.
Грамотно проведенное и подобранное исследование турпотребностей
реально ориентирует проектируемый тур на определенную группу потребителей, позволяет разработать проект, не имеющий аналогов на региональном туристическом рынке, занять наиболее выгодную для туристического оператора позицию среди конкурентных предложений, определяет перспективы роста объема сбыта туроператора.
Для исследования спроса на туры выходного дня был выбран рыночный сегмент относительно молоды, экономически активны людей в возрасте 25-44 года. Для его представителей и проведен опрос в виде анкетирования. Размер выборки рассчитывается по следующей формуле:
где n – размер выборки;
Δ – допустимая ошибка (Δ = 5 %);
N – размер генеральной совокупности.
Согласно этому выбору, была составлена анкета (Приложение А). По данным Федеральной службы государственной статистики по Орловской области на 1 января 2011 г. число экономически активных людей в возрасте 25-44 года составляет 42318 человек. Таким образом, получаем:
То есть
для получения достоверных
Данные, полученные в ходе анкетирования, были обработаны и представлены в виде графиков на рисунках 1-14.
Рисунок -1 Анализ возрастной категории отдыхающих.
Согласно данным представленным на рисунке 1, можно сделать вывод о том, что наибольшее количество отдыхающих (40%) относятся к возрастной категории от 25-44 лет. Лидерство этой категории объясняется тем, что туристы этого возраста работающие и активные люди. Второе место занимает группа респондентов (25%) в возрасте от 18-24 лет. Это активная группа, но большинство из них работающие люди, что ограничивает их возможности в совершении путешествий. Третье место занимает категория от 45-55 лет, а четвертое от 56 лет и старше. Последние две группы пользуются меньшим спросом на отдых, так как на мой взгляд предпочитают свой отпуск проводить более пассивно, нежили первая и вторая категория отдыхающих.
Рисунок -2 Анализ целей путешествия
Согласно данным представленным на рисунке 2, можно сделать вывод о том, что основная цель большинства опрошенных (45%) , преследуют цель- отдых. Это не удивительно, ведь именно после трудной рабочей недели людям хочется отдохнуть, расслабиться и провести время с пользой. Оздоровительная цель отмечена (25%) респондентов. Культурно-познавательная (15%) , для познания и открытия чего - то нового люди посещают экскурсии. Однако развлекательная цель не менее значима, чем культурная (15%). Так как она является неотъемлемой при совершении любого путешествия.
Рисунок -3 Анализ продолжительности тура
Данные рисунка 3 наглядно показывают, что оптимальной продолжительностью тура является тур 8-14 дней (60%) опрошенных. Именно эта продолжительность более всего подходит респондентам, т.к. именно за этот срок можно полноценно ознакомиться с местом пребывания, его достопримечательностями, культурой, обычаями, традициями. Остальные варианты были менее предпочтительны из - за короткого непродолжительного срока путешествия (до 7 дней -20%) респондентов или же, наоборот, очень долгого и рутинного (15-20 дней -15%) , свыше 21 дня-(5%) опрошенных.
Рисунок -4 Анализ оптимальной стоимости тура
Оптимальной ценой тура, для (45%) респондентов, является 5-30 тыс. руб. В данном ценовом диапазоне разрабатываемый тур смог бы удовлетворить все их потребности в путешествии. Отдых в размере 30-50 тыс. руб. выбрали (25%) участников тестирования. Предложенные варианты 50-100 тыс. руб. и свыше 100 тыс. руб. получили по (15%) от общего числа опрошенных.
Рисунок -5 Анализ сезона проведения тура
Почти половина опрошенных (40 %) предпочла лето, как наиболее оптимальное время проведения тура. В основном люди предпочитают теплое, солнечное время отдыха. Остальная часть голосов распределилась между другими вариантами: зима (20%) респондентов, так как не многие любят зимний отдых, весна (10 %), объясняется тем, что в это время начинает оттепель и многих не устраивают такие погодные условия, осень (30%) опрошенных, достаточно высокий показатель. На улице уже не жарко и не холодно, что устраивает этот контингент отдыхающих.
Рисунок -6 Анализ транспортных средств
Одинаковое количество респондентов (40%) отдали автомобильному и авиационному видам транспорта. Так как это наиболее комфортные условия для передвижения. Железнодорожный вид транспорта очень утомительный, не смотрю на его дешевизну, предпочли всего (15%) опрошенных. Водный- это на любителей, так как у многих людей существует страх воды, соответственно для них этот вариант передвижения не подходит.
Рисунок -7 Анализ средств размещения
Данные рисунка 7 иллюстрируют мнения туристов о предлагаемых средствах размещения в стране или месте пребывания. Наибольшей популярностью среди них пользуются пансионаты (40 %) респондентов, они обеспечивают необходимый набор услуг и обладают наибольшей комфортабельностью и удобством для посетителей. Далее по популярности идут – гостиница (30%) , затем санаторий и коттедж по (15%). Для некоторых типов туристов такие наиболее предпочтительны. Другие варианты, предложенные в анкете, как палаточный городок не пользуются популярностью у опрошенных туристов (0 %), так как это не особо комфортабельно и условиями гигиены, следовательно не многие смогут согласиться на такой вид размещения.
Рисунок -8 Анализ категории средств размещения
По результатам анкетирования, наибольшее количество респондентов (65%) ответили, что им важен комфорт размещения. Объяснить это можно тем, что люди в возрасте 25—44 года, уже достигли определенного социального статуса в обществе и хотят провести свой отдых, ни в чем себе не отказывая и получая только удовольствие от происходящего. На втором месте – люди, которым не так важна категория средств размещения (20%). Они уступают полному удобству лишь по уровню комфорта и разнообразию предоставляемых услуг, однако среди ответов респондентов они распространения не получили. Тем отдыхающим, которым без разницы какое размещение будет на отдыхе отдали всего (10%).