Религиозный туризм в различных сферах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня, как и много веков назад, религиозные убеждения являются одним из главных мотивов путешествий. Каждый год свыше 200 млн. человек в мире совершают паломничество. Из них 150 млн. христиан, 20-30 млн. индуистов, 40 млн. буддистов, мусульман, синтоистов и др. Верующие странствуют для поклонения святыням в надежде обрести душевное спокойствие, избавиться от тяжкого недуга, ощутить единение с духовно близкими людьми. Они отправляются в путь, чтобы исполнить наложенную епитимью, воздать хвалу высшим силам за обретенную благодать или просто выразить благодарность вере, наполняющей их жизнь смыслом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….3
Глава 1
1.1.Христианство в мире и важнейшие памятники христианству…………6
1.2.Ислам. Основные города……………………………..…………………..7
1.3Центры паломничества мусульман……………….…………….………11
Глава 2
2.1 Центры буддийского паломничества………………………………….16
2.2 Индуизм……………………….………………………………………….17
Заключение…………………………………….…………..…………………….21
Список используемой литературы…………………………….……………….24

Вложенные файлы: 1 файл

новый.docx

— 49.91 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный университет технологии и дизайна»

ИНСТИТУТ  БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ

КАФЕДРА  РЕКЛАМНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  

Курсовая  работа  по :

Основам социально  культурного сервиса и туризма 

студентки 3 курса группы СД-2 

ТЕМА:

Религиозный туризм в различных сферах 

    

Выполнила:

                      Руководитель: 

               Санкт-Петербург

                 2011 

Содержание:

Введение……………………………………………………………………..….3

Глава 1

1.1.Христианство  в мире и важнейшие памятники  христианству…………6

1.2.Ислам.  Основные города……………………………..…………………..7

1.3Центры  паломничества мусульман……………….…………….………11

Глава 2

2.1 Центры буддийского паломничества………………………………….16

2.2 Индуизм……………………….………………………………………….17

Заключение…………………………………….…………..…………………….21

Список  используемой литературы…………………………….……………….24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

 Религиозный  туризм в христианстве (исламе, буддизме, индуизме)

Сегодня, как и много веков назад, религиозные  убеждения являются одним из главных  мотивов путешествий. Каждый год  свыше 200 млн. человек в мире совершают  паломничество. Из них 150 млн. христиан, 20-30 млн. индуистов, 40 млн. буддистов, мусульман, синтоистов и др. Верующие странствуют  для поклонения святыням в надежде  обрести душевное спокойствие, избавиться от тяжкого недуга, ощутить единение с духовно близкими людьми. Они  отправляются в путь, чтобы исполнить  наложенную епитимью, воздать хвалу  высшим силам за обретенную благодать  или просто выразить благодарность  вере, наполняющей их жизнь смыслом.

История паломничества. Существенное влияние  на туристские потоки оказывает религиозная  мотивация. История религиозного туризма  уходит корнями в века. Ранние, надежно  засвидетельствованные сведения о  путешествиях с культовыми целями относятся  к периоду Античности. Древние  греки и римляне посещали святилища  и храмы. Самый известный культовый  центр Эллады находился в Дельфах. Он имел общегреческое значение благодаря  своему оракулу. Многочисленные странники  приходили сюда, чтобы предсказания жрицы-прорицательницы Пифии. 
В эпоху Средневековья миграция по религиозным мотивам, продолжая развиваться, приобретает новые черты. Паломничество принимает массовый характер в своеобразной форме Крестовых походов. Они предпринимались под знаменем борьбы против "неверных" (мусульман) и освобождения от них святых мест христиан.

Паломническое движение заметно расширяется в XV и особенно в XVI в. Вместе с ростом его масштабов усиливается неоднородность потоков. Для многих из тех, кто отправлялся  на Святую землю, паломничество служило  лишь прикрытием для реализации своих  интересов, подчас очень далеких  от вероисповедания. Среди пилигримов были дворяне, искавшие посвящения в рыцари в Иерусалиме у Гроба Господня, политические и военные агенты королей, стремящиеся овладеть оккультными знаниями, творческие личности, например Юстус Тенеллус и Вильгельм Постель, которые по поручению короля Франции Франциска II собирали в Палестине рукописи для парижской библиотеки, наконец, купцы, путешествующие с торговыми целями. 
В XIX в. "священные путешествия" принимают организованные формы. Начиная с 1861 г. ежегодно во Франции снаряжался паломнический караван в знак покаяния за преступления республиканского правительства против церкви. Число его участников достигало 300-400 человек. С конца 1870-х годов францисканцы стали отправлять такие же караваны из Вены и Мюнхена. 
Сегодня, как и много веков назад, религиозные убеждения являются одним из главных мотивов путешествий. Каждый год свыше 200 млн. человек в мире совершают паломничество. Из них 150 млн. христиан, 20-30 млн. индуистов, 40 млн. буддистов, мусульман, синтоистов и др. Верующие странствуют для поклонения святыням в надежде обрести душевное спокойствие, избавиться от тяжкого недуга, ощутить единение с духовно близкими людьми. Они отправляются в путь, чтобы исполнить наложенную епитимью, воздать хвалу высшим силам за обретенную благодать или просто выразить благодарность вере, наполняющей их жизнь смыслом. 
Для географического изучения широкой и весьма пестрой картины паломничества используется районирование. В мире выделяются 11 макрорегионов паломничества:

христианская  Европа,Северная Америка с доминирующим положением христианства и многочисленными  другими религиями, 
Латинская Америка с преобладанием христианства и местными традиционными религиями. Северная Африка с преобладанием ислама, Западная и Восточная Африка, где господствует ислам и существуют отдельные центры христианства и традиционных религий, 
Западная Азия с доминантой ислама и анклавами христианства и иудаизма, 
Южная Азия, где получили распространение индуизм и буддизм, а также имеются центры христианства, джайнизма, сикхизма и ислама, 
Юго-Восточная Азия с преобладанием буддизма, ислама, христианства и анклавами индуизма. Восточная Азия с господствующими буддизмом, конфуцианством, синтоизмом и участками ислама и христианства, 
Центральная Азия с доминантой буддизма (в основном ламаизма), Средняя Азия с господством ислама.

Каждый  макрорегион известен прежде всего  мировыми центами паломничества. Они  принимают международные потоки верующих и нередко совмещают  религиозную специализацию с  функциями административного, промышленного, культурного и туристского центров. Кроме того, в макрорегионах существуют объекты религиозного поклонения национального  и местного значения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1

    1. Христианство

Иерусалим - крупнейший религиозный центр мира. Особое место среди мировых культовых  центров занимает Иерусалим- святое место для приверженцев трех религий - иудаизма, христианства и ислама. Евреи, исповедывающие иудаизм - наиболее раннюю монотеистическую религию, из которой во многом проистекает христианство, - едут в Священный город, чтобы побывать у Стены плача. Здесь, на небольшой площади перед Стеной, они скорбят о некогда разрушенном арабами храме. Одетые во все черное ортодоксы раскачиваются в соответствии с внутренним ритмом своих обращений к Богу Яхве.1

Для христиан Иерусалим связан с земным пребыванием  Иисуса Христа. Самым важным пунктом  их паломнической программы является храм Воскресения - главная святыня  христианского мира. Каждый верующий стремится посетить этот храм, поклониться  его реликвиям - Голгофе, камню Помазания, Живоносному Гробу Господня - и  помолиться. Склеп, символизирующий  место захоронения Сына Божия, плотно окружен молельнями разных христианских конфессий. Римские католики возносят славу Богу рядом со склоненными  в скорбном молчании армянскими священнослужителями. Тут же шепчут слова молитвы сирийские  ортодоксы. В приделе, наполненном  душным ладанным дымом и характерными африканскими ритмами хорового пения, отправляют свои обряды эфиопы. В другом хоре, что расположен по соседству, молятся греки. Никто никому не мешает, каждый сконцентрирован на своем. 
Наиболее сильное впечатление остается у паломников, посетивших Иерусалим в канун Пасхи, когда в Святую Субботу в храме Воскресения совершается "схождение Благодатного Огня". Для верующих это событие имеет особый смысл и означает, что Господь дарует человечеству еще один год жизни. В часовню, возведенную непосредственно над Гробом Господня, входит иерусалимский патриарх. Двери опечатываются. Около них несут караул стражники. Многочисленные христиане-паломники, прибывшие со всего мира, с затаенным волнением ждут выхода патриарха. Наконец, он появляется с горящими свечами, от которых собравшиеся с восторженными криками, со слезами радости на глазах зажигают свои свечи. 
2.2. Мусульманство

Мусульмане  имеют в Иерусалиме свои знамения. Местом их притяжения является мечеть Омара - самое старое из дошедших до наших дней исламских культовых  строений. Ее купол символизирует  священную скалу, с которой, согласно религиозным представлениям, пророк Мухаммед вознесся на небеса. Зычный крик муэдзина, многократно усиленный  динамиками, пять раз в день разносится над холмами древнего города, призывая верующих к молитве.2 
Центры христианского паломничества. В отличие от Иерусалима, воплощающего в себе удивительное разнообразие религиозных связей, большинство центров паломничества связано с одной религией. В христианском мире существует много святых мест в различных районах Земли. Но наиболее почитаемые среди них находятся в Европе: Рим (Италия), Париж и Лурд (Франция), Фатима (Португалия), Варшава (Польша), Монсеррат (Испания) и др. Миллионы паломников устремляются в эти центры в надежде увидеть чудесное явление или поклониться священным реликвиям и приобщиться к исходящей от них благодати. 
Особенно почитаемы у христиан реликвии, связанные с крестными муками и смертью Иисуса Христа. Наиболее известное из них - терновый венец - находится в Париже, в соборе Нотр-Дам. Он был продан константинопольским императором французскому королю в XIII в. Венец покоится на хрустальном кольце, и его выставляют для поклонения в Страстную Пятницу при стечении большого числа пилигримов. Много паломников собирается здесь и во время Всемирных дней христианской молодежи. Они проводятся по инициативе Папы Римского Иоанна Павла II начиная с 85 г. Ежегодно на этот крупнейший форум католической молоки съезжаются до 500 тыс. верующих студентов.

По преданию, тело Иисуса после смерти было обернуто в кусок льняной ткани, пропитанной  мирром и елеем, и помещено в пещеру в скале. Саван бережно сохранили  и стали ему поклоняться как  священной реликвии. Однако на протяжении последующих веков было создано  немало его подделок. К середине XIX в. осталось 42 плащаницы, претендующих на подлинность. Самая известная  среди них - саван, подаренный Людовику Савойскому в XV в. при пристальном  рассмотрении на ткани видны очертания  мужчины с терновым венцом на голове и многочисленными ранами и ссадинами  на теле. Плащаница хранится в серебряном бронированном ларце в кафедральном соборе Турина (Италия). Один раз в  четверть века она выставляется на всеобщее обозрение. В такие годы Турин посещают до 3 млн. паломников. В 1978 г. люди выстаивали в очереди  по 16 часов, чтобы взглянуть на реликвию.

Другая  святыня - капли крови, традиционно  приписываемые Иисусу Христу, находится  в бельгийском городе Брюгге. Некогда  иерусалимский патриарх передал  их в дар крестоносцу графу  Тьери Эльзасскому. По возвращении  из похода он выстроил капеллу, где  надлежало хранить реликвию. Сегодня  каждую пятницу священную кровь  в хрустальном сосуде можно увидеть, а во время праздника Дней крови - поцеловать святыню. Раз в год  в четверг на Страстной неделе реликвия в красивом ларце из серебра  и золота выносится из капеллы. Торжественная процессия проходит по улицам Брюгге. В ней принимают участие тысячи паломников.

Крест с надписью "Иисус из Назарета Царь Иудейский", на котором распяли  Иисуса Христа, нашла в Иерусалиме Святая Елена, мать римского императора Константина Великого, содействовавшего распространению христианства. Она  же отыскала несколько святых гвоздей  и копье, пронзившее Христа. Со временем эти реликвии разошлись по всему  христианскому миру, положив начало известным центрам паломничества. Отдельные части "истинного креста" остались в Константинополе (совр. Стамбул), другие попади в Александрию, Дамаск, Антиохию (совр. Антакья), а также  на Кипр и в Закавказье.

Многие  центры христианского паломничества  связаны с именем Девы Марии. Ее культ  особенно развит у католиков. Две  трети из 6 тыс. святынь в Европе посвящены Богоматери. Широкие потоки пилигримов направляются в места  явления образа Марии. Одно из таких  чудес произошло в XIX в. в небольшом  малопримечательном селе Лурд, что  расположено на юге Франции. Образ  Пресвятой Девы явился местной девушке. С тех пор интерес к этому  месту не ослабевает. Миллионы паломников стекаются сюда в ожидании новых  явлений. Они посещают Грот-де-Массабьель, где предстало видение, и комплекс наземных и подземных церквей  вокруг него. Сегодня Лурд - второй после  Рима культовый центр по числу  христиан-пилигримов (4,6 млн. человек  в год). Подобные святые места существуют в Испании, Португалии, Мексике.3

С давних времен люди стремились изобразить то, во что надлежало верить. Они создавали  статуи, иконы, которые становились  предметом поклонения многочисленных паломников. Некоторые из них неожиданно начинают плакать или улыбаться, иногда их головы украшают венки из неувядающих цветов. Эти феномены изучаются учеными, но они пока не могут дать им научное объяснение. Верующие же усматривают в том проявление божественного начала.

С точки  зрения географии паломничества  специальный интерес представляют чудотворные "черные" иконы и  скульптуры Мадонны (Черная Мадонна), притягивающие  широкие потоки пилигримов. На некоторых  иконах лицо и руки Мадонны со временем потемнели от копоти свечей или химической реакции в краске. Какие-то статуи Девы Марии изначально были выполнены  из темных пород дерева. Наиболее известные  черные изображения Мадонны находятся  в Австрии, Швейцарии, Германии. В  Польше паломники устремляются в  Ясна-Гуру, чтобы поклониться национальной святыне - иконе Ченстоховской Черной Мадонны. Поляки считают ее своей  заступницей и приписывают ей чудеса и благодеяния. В отдельные  праздничные дни Ясна-Гуру посещают до 300 тыс. человек. 
Кроме культа Иисуса Христа и Богоматери, в христианстве почитаются многие святые. Места, связанные с их именами, также являются центрами паломничества. Например, Неаполь известен у пилигримов прежде всего благодаря Святому Януарию, покровителю города. В великолепно оформленной капелле собора Сан-Дженнаро хранятся череп святого и сосуды с его запекшейся кровью, обладающей загадочным свойством периодически плавится. Впервые этот феномен был отмечен в IV в. и с тех пор теряется несколько раз в году.4

Информация о работе Религиозный туризм в различных сферах