Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 10:32, курсовая работа
Для туризма характерна достаточно острая конкуренция. Турфирма подвержена влиянию факторов, с которыми сталкивается любая компания, работающая на конкурентном рынке.
Поведение фирмы обусловлено конкуренцией и рыночными условиями. Она вынуждена реагировать не только на изменение структуры отрасли, но и выбирать свою позицию в этой структуре. Конкурентная стратегия каждой фирмы разрабатывается в соответствии со структурой спроса, своим положением в отрасли и на конкретном рынке. Даже небольшие предприятия нуждаются в собственной стратегии, от которой зависит успех их дела. Хорошо разработанная стратегия позволяет фирме активнее влиять на происходящие на рынке события.
Введение……………………………………………………………….………3
Раздел 1. Конкуренция в туризме
1.1 Виды и Методы конкуренции……………………………………… ...7
1.2 Конкурентная среда туристского предприятия…………………...............7
1.3 Построение конкурентной карты рынка……………………………...…13
Раздел 2. Стратегия поведения фирм в условиях конкуренции
2.1 Определение стратегии…………………………………………………..14
2.2 Виды стратегий…………………………………………………………..14
2.3 Стратегическое планирование и конкурентные стратегии для
отдельных предприятий……………………………………………………..25
2.4 Анализ конкурирующих фирм………………………………………….33
Заключение…………………………………………………………………..37
Список используемой литературы…………………………………………..38
Содержание:
Введение……………………………………………
Раздел 1. Конкуренция в туризме
1.1
Виды и Методы конкуренции………………………………………
1.2
Конкурентная среда туристского предприятия…………………............
1.3 Построение конкурентной карты рынка……………………………...…13
Раздел 2. Стратегия поведения фирм в условиях конкуренции
2.1
Определение стратегии…………………………………………………..
2.2 Виды стратегий………………………………………………………
2.3 Стратегическое планирование и конкурентные стратегии для
отдельных
предприятий…………………………………………………
2.4 Анализ конкурирующих фирм………………………………………….33
Заключение………………………………………
Список
используемой литературы…………………………………………..38
Введение.
Для туризма характерна достаточно острая конкуренция. Турфирма подвержена влиянию факторов, с которыми сталкивается любая компания, работающая на конкурентном рынке.
Поведение фирмы обусловлено конкуренцией и рыночными условиями. Она вынуждена реагировать не только на изменение структуры отрасли, но и выбирать свою позицию в этой структуре. Конкурентная стратегия каждой фирмы разрабатывается в соответствии со структурой спроса, своим положением в отрасли и на конкретном рынке. Даже небольшие предприятия нуждаются в собственной стратегии, от которой зависит успех их дела. Хорошо разработанная стратегия позволяет фирме активнее влиять на происходящие на рынке события.
Актуальность темы. Конкуренция самый дешевый и эффективный метод экономического контроля, он стоит обществу минимальных затрат. Такой контроль является своеобразной силой, которая толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, на увеличение объема сбыта, на борьбу за заказы и потребителя, на улучшение качества.
Компании могут предоставлять большую потребительскую ценность, предлагая клиентам более низкие, по сравнению с конкурентами, цены на аналогичные товары и услуги или предлагают существенные выгоды, которые оправдывают более высокие цены. Таким образом, стратегии должны учитывать не только потребности клиентов, но также и стратегии конкурентов. Первый шаг в этом направлении - анализ конкурентов. Следующий шаг - разработка конкретных конкурентных стратегий, которые позволяют компании занять прочные позиции в борьбе с конкурентами и дают наиболее сильное из всех возможных преимущество перед ними.
В современном мире, а в частности в нашей стране тема конкуренции и конкурентных стратегий очень актуальна, так как в России лишь начинают развиваться «здоровые» конкурентные отношения, и, следовательно, чтобы выйти на рынок и выжить на нем, фирме или предприятию необходимо разрабатывать стратегические планы и применять конкурентные стратегии.
Объект исследования: конкурирующие между собой турагентство Рандеву и MALINA Тур .
Предмет исследования: оценка эффективности стратегий развития фирм в условиях конкурентной борьбы на сегментах рынка.
Цель работы: рассмотрение теоретических и практических аспектов конкуренции на рынке туристских услуг, а так же определение конкурентной стратегии для действующих туристских фирм и оценка их эффективности.
Указанная цель работы требует решения следующих задач:
-
обозначить понятие
- изучить конкурентную среду туристского предприятия;
- сделать сравнительный анализ конкурирующих предприятий.
Методологическая база: во время проводимого исследования были использованы следующие методологические приемы: систематизация по выбранной теме, обобщение, синтез и анализ материала.
Информационная
база: в своей работе мы опирались на
взгляды таких ученых как Э. Шейн, У. Оучи,
А. Спивак, З.П. Румянцева, Е. Молл, А.И. Кунаев,
Т. Питерс, Э. А. Смирнов, Н.А. Саломатина,
С.В. Рогожин, Л.Ш. Лозовский и других авторитетных
исследователей организационной культуры.
ГЛАВА
1 КОНКУРЕНЦИЯ В ТУРИЗМЕ.
1.1 Виды и методы конкуренции.
Конкуренция — это борьба на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей. Помимо конкуренции между производителями (продавцами) существует и конкуренция между потребителями (покупателями) товаров и услуг. С точки зрения характера конкурентной борьбы различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция — вид отраслевого рынка, на котором неограниченное количество предприятий продают стандартизованный (то есть однородный) продукт, и ни одно предприятие не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта. При совершенной конкуренции доля каждого предприятия в общем объеме продукции на рынке должна совпадать менее чем на 1%.
Совершенная конкуренция определяется следующими предпосылками: конкуренты не могут устанавливать рыночную цену, а могут только приспосабливаться к ней; каждое предприятие не рассматривает конкурентов как угрозу ее рыночной доле; ни один участник конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками; информация о ценах, количестве продукта, технологии производства и вероятной прибыли доступна любому предприятию; вход на рынок и выход из него свободен в долгосрочной перспективе.
Несовершенная конкуренция — это такое состояние рыночной системы хозяйствования, при котором нарушается хотя бы один из указанных выше признаков совершенной конкуренции. Степень несовершенства конкуренции (или монополизма) может быть различна. Первой ступенькой к монополизму является монополистическая конкуренция.
Монополистическая конкуренция — тип отраслевого рынка, в котором достаточно большое число производителей предлагает дифференцированные (уникальные) продукты, отличающиеся друг от друга отдельными характеристиками, что позволяет им осуществлять определенный контроль над ценой продажи товара или услуги. В туристском бизнесе дифференцируемыми можно считать туры в Москву и Санкт-Петербург, по Золотому кольцу России, тематические туры по России, связанные с жизнью и деятельностью ее выдающихся представителей.
Следующей ступенькой на пути к несовершенной конкуренции является олигополия. Олигополия означает, наличие на рынке нескольких очень крупных предприятий, контролирующих значительную часть производства и сбыта определенной продукции (услуги), взаимодействующих друг с другом. Олигополией можно считать существование в советское время фирм «Спутник» и «Интурист», осуществляющих в настоящее время взаимосвязи с современными фирмами типа рекламного агентства «Бегемот».
Товар,
реализуемый
Высшей
ступенью несовершенной конкуренции
является чистая монополия.
Это тип отраслевого рынка, на котором
существует единственный продавец товара,
не имеющего близких заменителей. Чистый
монополист диктует цену и, контролируя
предложение, осуществляет контроль над
ценой. Чистая монополия чаще присутствует
на местных рынках, чем на национальных
и, тем более, мировых. Но монополизироваться
по направлениям туризма могут и отдельные
предприятия, например агротуризм, транспортный,
деловой и т. д. В условиях конкурентной
борьбы предприятия интересуют конечные
экономические результаты. Эти результаты
внешне выражаются в объеме продаж и прибыли.
Методы конкуренции можно условно разделить на добросовестные и недобросовестные.
Под добросовестными методами конкуренции понимаются официально утвержденные или широко распространенные приемы конкурентной борьбы, которые предполагают цивилизованные взаимоотношения и обмен информацией между конкурентами. Добросовестная конкуренция — это: повышение качества продукции; снижение цен; реклама; послепродажное обслуживание; создание новых товаров; равенство с конкурентом в достижении выгоды и др.
В условиях жесткой борьбы между товаропроизводителями часто используются методы, связанные с нарушением норм и правил конкуренции. К недобросовестным методам конкуренции относятся: демпинговые цены; установление контроля над конкурентом; экономический и промышленный шпионаж; злоупотребление господствующим положением на рынке; незаконное использование марок известных предприятий; подкуп и шантаж официальных лиц с целью захвата новых рынков сбыта или создания препятствий конкурентам; тайные сговоры на торгах; недобросовестное копирование товаров и продукции конкурентов; нарушение стандартов и условий поставки товаров; ложная информация и реклама, вводящие конкурента в заблуждение; сокрытие дефектов; нарушения в финансовой и бухгалтерской отчетности, позволяющие снизить долю официальных доходов и, таким образом, сократить налоговые расходы.
Классификация рынков, а также типов и методов конкуренции позволяет более эффективно осуществлять маркетинговые разработки и добиваться с их помощью реальных успехов в привлечении покупателей, сбыте продукции и, следовательно, обеспечивать стабильность производства или его расширение.
1.3 Конкурентная среда туристского предприятия.
Для
предпринимательской
Степень развития рынка, сложность работы на нем во многом определяются особенностями конкурентной среды туристской фирмы. Являясь наиболее чувствительным индикатором активности предприятия, она определяет многие маркетинговые характеристики: объем и условия продаж, цены, методы рекламы, стимулирования сбыта и т.д. Кроме того, сквозь призму взаимоотношений между конкурентами наиболее быстро и четко проявляются изменения, происходящие на рынке, так как именно соперничество — основной двигатель рыночных процессов.
На силу конкурентной борьбы в сфере туризма влияет множество факторов. Однако некоторые из них повторяются чаще других. Рассмотрим наиболее важные.
1.
Борьба усиливается, когда
Если фирмы-соперники сравнимы по размерам и возможностям, они могут конкурировать на примерно равных основаниях. Если же конкуренция становится для некоторых фирм тяжелее, это свидетельствует о появлении фирм-лидеров, а также о какой-то степени контролирования с их стороны рынка.
Информация о работе Роль организационной культуры в реализации стратегических целей