Федеральное
агентство по образованию РФ
Федеральное
государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Российский
государственный университет туризма
и сервиса (ФГОУВПО «РГУТиС»)
Институт
туризма и гостеприимства (г. Москва)
(филиал)
Реферат
по дисциплине:
«Технология и организация питания»
Тема: «Питание»
2009 г.
Москва
Содержание.
- ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания»…………………3
- САНПИН (требования к цеху)…………………………………………...14
- Меню………………………………………………………………………24
- Сервировка………………………………………………………………..31
- Обслуживание…………………………………………………………….33
- Кухня………………………………………………………………………33
- Диета……………………………………………………………………….35
- Заключение………………………………………………………………..37
- ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания»
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27декабря 2002 г. № 184-ФЗ«О техническом регулировании»,а правила применения национальных
стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».
Сведения о стандарте
- РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС»)
- ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 347 «Услуги торговли и общественногопитания»
- УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническомурегулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 475-ст
- ВВЕДЕН ВЗАМЕН ГОСТ Р 50762-95
Содержание
- Область применения
- Нормативные ссылки
- Термины и определения
- Классификация предприятий общественного питания
- Общие требования к предприятиям общественного питания
- Требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов
Библиография |
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Услуги общественного питания
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Дата введения - 2009-01-01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает классификацию предприятий общественного питания, общие
требования к предприятиям общественного питания различныхтипов и классов.
Настоящий стандарт распространяется на предприятия общественного питания юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 30494-6 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях
ГОСТ 30523-97/ГОСТ Р 50764-95 Услуги общественного питания. Общие требования
ГОСТ 30602-97/ГОСТ Р 50647-94 Общественное питание. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайтенационального органа
Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован посостоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежегодно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный
стандарт заменен (изменен), топри пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на
него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ 30602, а также следующие
термины с соответствующими определениями:
3.1 предприятие общественного питания: Предприятие, предназначенное для производства, реализации и (или) организации потребления продукцииобщественного питания, включая кулинарную
продукцию, мучные кондитерские и булочные изделия.
3.2 тип предприятия общественного питания: Предприятие с характерными условиями обслуживания, ассортиментом реализуемой продукции общественногопитания и технической оснащенностью.
3.3 класс предприятия общественного питания: Совокупность отличительных признаков предприятия конкретного типа, характеризующая качествопредоставляемых услуг, уровень и условия
обслуживания.
4 Классификация предприятий
общественного питания
4.1 Предприятия общественного питания в зависимости от характера их деятельности подразделяются на:
- предприятия, организующие производство продукции общественного питания (заготовочныефабрики, цеха по производству полуфабрикатов и кулинарныхизделий, специализированные кулинарные цеха, предприятия (цеха) бортового питания и др.) с возможностью доставки потребителям;
- предприятия, организующие производство, реализацию продукции общественного питания иобслуживание потребителей с потреблением на месте и на вынос(вывоз) с возможностью доставки (рестораны, кафе, бары, закусочные, столовые, предприятия быстрого обслуживания, кофейни);
- предприятия, организующие реализацию продукции общественного питания (с возможнымпотреблением на месте)
(магазины кулинарии, буфеты, кафетерии,предприятия мелкорозничной торговой сети);
- предприятия выездного обслуживания;
- предприятия, организующие доставку и обслуживание потребителей в номерах гостиниц и других средствах размещения.
4.2 Настоящий стандарт устанавливает классификацию предприятий общественного питания по
следующим типам: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная,предприятие быстрого обслуживания, буфет, кафетерий, кофейня, магазин кулинарии.
При определении типа предприятия общественного питания учитывают следующие факторы:
- ассортимент реализуемых кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, ихразнообразие и сложность изготовления;
- техническую оснащенность (материальную базу, инженерно-техническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно-планировочные решенияи т.д.);
- методы и формы обслуживания;
- время обслуживания потребителей (время ожидания, предоставления и потребления услуги);
- профессиональную подготовку и уровень квалификации персонала;
- условия обслуживания (комфортность зала, мебели, этику персонала, эстетику оформления, интерьер и т.д.).
4.3 Ресторан - предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного
изготовления, включая заказные и фирменные блюда и изделия;алкогольные, прохладительные, горячие и другие виды напитков, мучные кондитерские и булочные изделия, табачные изделия, покупныетовары, с высокимуровнем обслуживания и, как правило, в сочетании с организацией отдыха и
развлечений.
Рестораны различают:
- по ассортименту реализуемой продукции - неспециализированные и специализированные(рыбный, пивной, сырный и т.п.; рестораны национальной кухни иликухонь зарубежных стран);
- по местонахождению - в жилых и общественных зданиях, в том числе в отдельно стоящих зданиях, зданиях гостиниц, вокзалов, в культурно-развлекательных испортивных объектах, в зонах отдыха(ландшафтные), на транспорте (вагон-ресторан и пр.);
- по интересам потребителей (клубный ресторан, спорт-ресторан, ресторан - ночной клуб, ресторан-салон);
- по методам и формам обслуживания - ресторан с обслуживанием официантами, ресторан собслуживанием по системе «шведский стол», ресторан выездногообслуживания;
- по составу и назначению помещений - стационарные и передвижные (рестораны на морских иречных судах, в поездах).
4.4 Бар - предприятие общественного питания, оборудованное барной стойкой и реализующее в
зависимости от специализации алкогольные и (или)безалкогольные напитки, горячие и прохладительные напитки, коктейли, холодные и горячие закуски и блюда в ограниченном ассортименте, покупные
товары.
Бары различают:
- по ассортименту реализуемой продукции и способу приготовления продукции общественногопитания - бар винный, пивной (паб-бар), кофейный, десертный,молочный, коктейль-бар, гриль-бар, суши-бар и пр.;
- по специфике обслуживания потребителей и (или) организации досуга (развлечений) - видео-бар, варьете-бар, диско-бар, кино-бар, танцевальный бар (ДансХолл), лобби-бар, бар«Ночной клуб» и др.;
- по местонахождению - в жилых и общественных зданиях, в том числе в отдельно стоящих зданиях, зданиях гостиниц, вокзалов; в культурно-развлекательных испортивных объектах; в зонах отдыха;
- по интересам потребителей (клубный бар, спорт-бар).
4.5 Рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяют на три класса - «люкс», «высший» и «первый», которыедолжны соответствовать следующим
требованиям:
«люкс» - широкий выбор услуг, предоставляемых потребителям, высокий уровень комфортностии удобство размещения потребителей в зале, широкийассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд, изделий, характерных для ресторанов, широкий выбор заказных и фирменныхнапитков,коктейлей для баров, изысканная сервировка столов, фирменный стиль, специфика подачи
блюд, эксклюзивность и роскошь интерьера;
«высший» - большой выбор услуг, предоставляемых потребителям, комфортность и удобстворазмещения потребителей в зале, разнообразный ассортименторигинальных, изысканных заказных и
фирменных блюд и изделий для ресторанов, широкий выбор фирменных и заказных напитков и коктейлей - для баров,фирменный стиль, изысканность и оригинальность интерьера;
«первый» - определенный выбор услуг, предоставляемых потребителям, разнообразный ассортимент фирменных блюд и изделий и напитков сложногоизготовления, характерный для ресторанов, широкий или специализированный ассортимент напитков и коктейлей, в том числе заказных и фирменных для баров,гармоничность и комфортность интерьера.
4.6 Прочие предприятия общественного питания на классы не подразделяют.