Шпаргалка по "Туризму"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 14:10, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Туризм".

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика и предпринимательство в СКСиТ.doc

— 626.00 Кб (Скачать файл)

Вопросы по теоретической  части Экономики и предпринимательства  в СКСиТ

1. Туризм как агрегированная отрасль экономики, особенности ее формирования и функционирования. Основные проблемы экономики СКСиТ.

Развитие сферы  социально-культурного сервиса и  туризма является одним из перспективных направлений совершенствования экономики Российской Федерации. По сравнению с другими странами, в которых сфера услуг, и в частности туризм, стала одной из доходных отраслей экономики, российская сфера услуг и туристский бизнес в настоящее время находятся в стадии становления.

Индустрия услуг — очень специфическая и многогранная отрасль экономики, объединяющая предприятия, которые производят как материальные, так и нематериальные продукты (услуги). В этом заключается ее отличие от других отраслей экономики, что значительно увеличивает сложность управления как отраслью в целом, так и отдельно взятыми предприятиями сферы услуг.

По сравнению  с управлением материальным производством  управление предприятиями сервиса  и туризма имеет очень много специфических черт. И, прежде всего это связано с особенностями услуги как товара.

Услуги невозможно складировать и сохранять, как материальные товары. Их производство, т.е. оказание услуг, и потребление происходят одновременно. Вопросы качества услуги и постоянства этого параметра во времени зависят от очень многих субъективных факторов, в частности от личностных характеристик тех субъектов, которые оказывают и получают услуги.

Существует  также много специфических особенностей и в области экономических аспектов управления индустрией туризма, поскольку ее эффективное функционирование очень сильно зависит от различных факторов: политических, экономических, социальных, экологических и т.п.

Индустрия туризма — одна из специфических отраслей экономики, которая непосредственно зависит от капризов природы и в которой сезонность является одним из основополагающих факторов функционирования предприятий.

Гостеприимство, являясь составной частью туристской индустрии, во многом предопределяет развитие туризма в целом. Бурное развитие индустрии гостеприимства требует проработки вопросов, связанных с особенностями экономики сферы сервисных Услуг, в частности экономики гостеприимства.

Существенное  воздействие социально-культурного  сервиса и туризма на экономику России предопределяет необходимость пристального изучения его специфики. Данный межотраслевой комплекс имеет ряд особенностей, которые необходимо раскрыть для понимания его сущности.

  1. Многофункциональность. СКСиТ выполняет одновременно экономические, социальные, политические и другие функции. Как экономическая категория социально-культурный сервис и туризм оказывает существенное влияние на экономику страны и подвергается обратному воздействию. Его социальная функция проявляется в реализации одного из прав Конституции РФ - права на отдых. Политическая функция СКСиТ заключается в том, чтобы способствовать установлению дружеских контактов с другими странами.
  2. Специфика технологии производства и реализации продукта. Деятельность в сфере СКСиТ по своей сути является особым видом торгово-посреднической операции, в рамках которой туроператор как субъект предпринимательской деятельности формирует в единый пакет услуги (размещение, питание и др.), большинство из которых для него покупные. Реализацией услуг, сформированных туроператором по установленным международным правилам, занимается только турагент, т.е. права и обязанности туроператора и турагента строго регламентированы. Российское законодательство таких прав и обязанностей для туроператора и турагента строго не разграничивает. И тот и другой субъекты предпринимательской деятельности имеют право по действующему законодательству заниматься реализацией туристского продукта.
  3. Туристский продукт как результат специфической деятельности. Туристский продукт - это право на тур, предназначенный для реализации туристу (ст. 1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ). Данное определение (как и многие другие в этой сфере) не соответствует общепринятым международным дефинициям, регламентированным Всемирной туристской организацией, полноправным членом которой Россия является, а в ряде случаев даже противоречит Стандартной международной классификации видов деятельности в туризме - СИКТА (Рекомендации по статистике туризма ВТО - ООН серии М № 83- 1994). Особенность турпродукта заключается в его неосязаемости для потребителя, это продукт «скоропортящийся», его нельзя накапливать и хранить, он должен быть реализован непосредственно после создания. Кроме того, как отмечалось выше, турпродукт имеет свою специфическую технологию формирования и продвижения.

4. Своеобразный способ формирования оборотных средств организации СКСиТ. Так, формирование оборотных средств происходит за счет предварительной оплаты реализованной путевки, но пока не предоставленной туристу услуги.

  1. Специфика «невидимого» экспорта. Социально-культурный) сервис и туризм обладает этой спецификой, так как является важным сегментом внешней торговли, предполагающим экспортно-импортные операции с услугами. В отличие от других отраслей хозяйства, продукция которых транспортируется к потребителю, СКСиТ вызывает миграции людей к местам сосредоточения рекреационных (предназначенных для отдыха, восстановления сил) ресурсов, потребление которых происходит в определенном месте.
  2. Мультипликационный эффект. Существенная особенность СКСиТ - его огромное влияние на развитие других отраслей хозяйства РФ; транспорта, торговли, связи, бытового обслуживания, сельского хозяйства и т.д.
  3. Наиболее рисковый вид деятельности.  И  это действительно так, поскольку деятельность в сфере СКСиТ напрямую зависит от экономической, политической и социальной стабильности в стране, наличия развитых структуры и инфраструктуры СКСиТ, привлекательных и доступных туристских ресурсов и др. Кроме того, фактором риска служит явно выраженный сезонный характер спроса на услуги данной сферы.
  4. Наличие специфической инфраструктуры. Необходимо отметить, что СКСиТ как сектор экономики имеет специфическую инфраструктуру - комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, дорог, а также предприятий, обеспечивающих беспрепятственный доступ туристов к туристским ресурсам.
  5. Индикатор благосостояния населения. Эта особенность выражается в том, что СКСиТ бурно развивается при платежеспособном спросе.

10. Гуманитарная миссия. СКСиТ обеспечивает отдых и оздоровление населения, формируя общественную мораль и добрый порядок (последние категории содержатся в зарубежных нормативно-правовых актах по туризму), является средством открытого доступа к человеческим ценностям, культурному наследию, духовному оздоровлению, средством коммуникаций, взаимопонимания между людьми, средством развития интеллекта и международных отношений.

Целесообразно указать, что СКСиТ в силу своей  специфики занимает особое место в группе отраслей, имеющих ярко выраженную ориентацию на использование природных ресурсов, однако в отличие от других отраслей деятельность в данной сфере не сопровождается изъятием природных ресурсов и их последующей переработкой. При этом основным компонентом функционирования выступают туристские ресурсы, поэтому данная сфера крайне заинтересована в их сохранности и, как ни одна другая, в регулировании их использования.

Учитывая  существенное влияние СКСиТ на экономику  мира, страны, региона, представляется возможным отнести экономику и предпринимательство в данной сфере к самостоятельной отраслевой экономической дисциплине, имеющей свою специфику.

Как и любая другая экономическая  сфера, СКСиТ имеет специфический состав элементов: отраслей, подотраслей и видов деятельности, которые непосредственно удовлетворяют различные потребности туристов или создают необходимые для этого условия. Некоторая часть этих элементов специализируется на производстве товаров и услуг исключительно для потребления туристов, однако большинство из них удовлетворяют еще и потребности местного населения. Такая многогранность требует особою внимания, и прежде всего совершенствования статистического учета. По мнению специалистов, наибольшее влияние на развитие сферы СКСиТ оказывают: туроперейтинг, гостиничное хозяйство, транспорт, питание, досуг.

Туроперейтинг - совокупность организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность в пределах туристского рынка и обеспечивающих производство и сбыт турпродукта.

Гостиничное хозяйство - гостиницы и иные средства размещения, действующие в пределах туристского рынка, создающие и реализующие услуги размещения, а также предоставляющие по желанию клиентов комплекс дополнительных платных услуг и товаров.

Транспортное обеспечение туризма - действующие в пределах туристского рынка предприятия, обеспечивающие перемещение туристов.

Питание - функционирующие в пределах туристского рынка рестораны и иные объекты общественного питания.

Досуг - совокупность объектов и средств развлечения в пределах туристского рынка (музеи, театры, ночные клубы, кинотеатры! парки культуры и отдыха и др.).

Структуру СКСиТ характеризует удельный вес  каждого из представленных элементов. Анализ этой структуры осуществляется по доходам элементов, которые определяются в РФ из расчета средним цен и количества произведенных и реализованных услуг. Практика показывает: максимальный удельный вес по объему продаж в стоимостном выражении занимают транспортные организации, далее следуют гостиницы и рестораны, туроперейтинг и досуг.

Состав, структура  и состояние СКСиТ характеризуются непрерывной динамикой под влиянием экономики.

 

2. Роль, место и функции социально-культурного  сервиса и туризма в национальной  экономике

Анализ  структуры экономики России на основе валового внутреннего продукта по отраслям и других показателей позволяет определить роль и место социально-культурного сервиса и туризма в национальной экономике.

Для начала определим сущность социально-культурного  сервиса и туризма. Расширение политических, экономических и культурных связей России способствовало формированию специфического межотраслевого комплекса, удовлетворяющего потребности туристов, который получил название «социально-культурный сервис и туризм». В силу того, что в российском законодательстве отсутствует трактовка данного понятия, предлагаем следующее определение, в основу которого положено объединение составляющих этого комплекса по принципу однородности потребительского спроса.

Социально-культурный сервис и туризм - это с экономической точки зрения особый вид потребления материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельный межотраслевой комплекс национального хозяйства и обеспечивает туристов всем необходимым: транспортными средствами, средствами размещения и питания, культурно-бытовыми объектами и услугами, развлекательными мероприятиями.

Многие  предприятия, обслуживающие туристов, входят в отрасли производственной сферы: транспорт и связь, торговля и общепит, материально-техническое снабжение и сбыт, информационно-техническое обслуживание и др. Очевидно, что предприятия практически всех отраслей непроизводственной сферы участвуют в формировании туристского продукта. Это означает, что СКСиТ целесообразно рассматривать как межотраслевой комплекс.

На  современном этапе роль данного комплекса в экономике России незначительна. По оценкам специалистов, удельный вес поступлений от туризма в валовом внутреннем продукте России за последние пять лет составляет 1-5%. Между тем, по данным ученых В.А. Квартального и А.А. Романова, в развитых странах доля туризма в валовом внутреннем продукте составляет от 5 до 15%, а в некоторых странах достигает 50%.

Налоговые поступления от деятельности субъектов  предпринимательства в российском туризме составляют не более 1,5% общеналоговых поступлений (в среднем в мире налоговые поступления от туризма составляют 11 - 15%). Совокупное число рабочих мест в сфере туризма в России значительно ниже, чем во многих странах мира.

Поступления от одного иностранного туриста в  России составляют только $419, а в Таиланде, Сингапуре, Южной Корее. США, Италии - до $1000). Расходы наших соотечественников за рубежом в статусе туристов достигли $1184 - это 2-е место после Японии, расходы которой составляют $2449.

Подобные  темпы утечки твердой валюты за рубеж  не способствуют формированию положительного туристского сальдо в платежном балансе, а Россия остается «туристским донором» для таких стран, как Турция, Китай, Польша, Греция, Испания, Кипр, где интенсивно развивается индустрия туризма, создаются новые рабочие места, улучшается структура платежного баланса и растет благосостояние населения.

По  принятой национальной классификации  туризм относится к сфере услуг. В структуре объема предоставленных населению платных услуг туризм в России занимает скромное место. Так, в 2000 г. удельный вес туристских услуг в общем объеме платных услуг составил 1,8%. Данный факт косвенно подтверждает утверждение о незначительной доле населения России, пользующегося туристскими услугами, и огромном потенциальном рынке данных услуг на перспективу.

С 2000 г. в России наметилась - пока неустойчивая - тенденция снижения туристского потока за рубеж в пользу внутреннего и въездного туризма. Однако закреплению такой тенденции препятствует низкий уровень развития индустрии и инфраструктуры внутреннего туризма, что является результатом неудовлетворительного качества предоставления туристских услуг при неадекватном ценовом факторе. Удельный вес количества претензий и исков в туристской отрасли по причине неудовлетворительного качества предоставленных услуг находится на 2-м месте после банковско-финансовой сферы.

Положительные структурные сдвиги в туристской индустрии формируются пока за счет послекризисного снижения платежеспособного спроса населения и не имеют устойчивого характера. С ростом благосостояния населения такая тенденция может измениться снова в пользу выездного туризма.

Для закрепления положительной тенденции  структуры въезда-выезда единственным «замещающим» фактором является создание привлекательной инфраструктуры для внутреннего и въездного туризма и системы социального туризма.

Учитывая  изложенное, нетрудно сделать вывод о том, что второстепенная роль, которая отводилась сфере сервиса в России (в том числе туристскому сервису), сохраняется, т.е. до передовых позиций по-прежнему далеко. Однако все больше зарубежных и российских специалистов сходятся во мнении о существенном влиянии СКСиТ на национальную экономику, даже в условиях недостаточной государственной поддержки. Социально-культурный сервис и туризм влияет на национальную экономику посредством реализации пяти экономических функций:

Информация о работе Шпаргалка по "Туризму"