Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 21:14, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить особенности амнистии и помилования.
Задачи:
1) Рассмотреть основания для освобождения от уголовной ответственности;
2) Изучить амнистию и помилование как виды освобождения от наказания;
3) Проанализировать правовую основу акта амнистии;
4) Сравнить сходства и различия амнистии и помилования.
Введение
Актуальность темы.
Современный
институт освобождения от уголовной
ответственности и наказания
присущ уголовному законодательству подавляющего
большинства современных
Законодательство
учитывает не только жестокие меры
отбывания наказания и
Одним из основания освобождения от наказания является амнистия – специфическим институтом в первую очередь государственного (конституционного) права. Уголовно-правовое регулирование амнистии в настоящее время сводится исключительно к положениям ст. 76 УК РК.[10] Решение об объявлении амнистии принимается не в форме закона, а в форме постановления Парламента Республики Казахстан, а предписания указанного постановления структурно не включаются в систему УК.
Так
как наказание назначается
Вторым видом освобождения является помилование и, как правило, оно не ограничено ни категорией совершенного преступления, ни видом применяемого наказания. Институт помилования, являясь в известной мере исключением из процессуального правила обязательности вступившего в законную силу приговора суда, имеет не только уголовно-правовой, но и конституционный характер.
Нередко
помилование применяется к
Цель курсовой работы – изучить особенности амнистии и помилования.
Задачи:
1) Рассмотреть основания для освобождения
от уголовной ответственности;
2) Изучить амнистию и помилование как виды освобождения от наказания;
3) Проанализировать правовую основу акта амнистии;
4) Сравнить сходства и различия амнистии и помилования.
Объект исследования – амнистия и помилование.
Предмет
исследования – особенности освобождения
от наказания при амнистии и помиловании.
1. Освобождение от уголовной ответственности и наказания на основании актов амнистии и помилования
1.1
Освобождение от уголовной
ответственности и наказания
на основании акта амнистии
Амнистия (гр. забвение, прощение) является смешанным видом освобождения: с помощью акта амнистии возможно применение любого вида освобождения, как от ответственности, так и от наказания, и практически на любой стадии уголовного процесса.[1] Так согласно ст. 76 УК РК: “Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осуждённые за свершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость”.
Амнистия может быть общей и частичной. Общая амнистия - распространяется на всех лиц, совершивших преступления, предусмотренные определёнными статьями УК РК. Частичная амнистия - относится к определённой категории лиц, которые предусмотрены актом амнистии. Согласно УПК РК освобождение от уголовной ответственности на основании акта амнистии оформляется: на стадии возбуждения уголовного дела - постановлением об отказе в его возбуждении; на стадии расследования, либо в отношении дел, по которым закончено расследование, но не вынесен приговор, - постановлением о прекращении уголовного дела; на стадии судебного разбирательства - определением суда о прекращении уголовного дела.[11]
По общему правилу амнистия распространяется лишь на те преступления, которые были закончены до момента вступления в законную силу акта об амнистии. Длящееся преступление начинается с момента совершения преступного действия (бездействия) и кончается вследствие действий самого виновного, направленных к прекращению преступления, или наступления событий, препятствующих совершению преступления (например, вмешательство органов власти). Поэтому амнистия применяется к тем длящимся преступлениям, которые окончились до её издания. К длящимся же преступлениям, продолжающимся после издания амнистии, таковая не применяется.[2]
Началом продолжаемого преступления надлежит считать совершение первого действия из числа нескольких тождественных действий, составляющих одно продолжаемое преступление, а концом - момент совершения преступного последнего действия. В соответствии с этим амнистия применяется к продолжаемым деяниям, вполне закончившимся до издания амнистии, и не применяется, если хотя бы одно из преступных действий, образующих продолжаемое деяние, совершено было после издания амнистии”.
Освобождение от наказания по амнистии возможно как в момент вынесения приговора, так и в процессе его исполнения. Освобождение от дальнейшего отбытия наказания по амнистии также многовариантно: лицо может быть освобождено досрочно, срок наказания может быть сокращён, назначенное наказание может быть заменено менее тяжким (например, лишение свободы заменяется исправительными работами). Наконец, актами амнистии может быть предусмотрено освобождение от правовых последствий наказания – судимости.[3]
Амнистия
- это внесудебный акт
Таким образом, амнистия - это государственно-правовой, а не уголовно-правовой акт, однако, как уже отмечалось ранее, последствия её применения существенно затрагивают сферу уголовного права.
То обстоятельство, что амнистия - внесудебный акт, и её достоинство, и её недостаток. Парламент, несмотря на то, что он является законодательным органом власти страны, в основе своей состоит из депутатов, весьма далёких от вопросов применения права, тем более уголовного. Отсюда нередко актами амнистии перечёркивается многолетняя и многотрудная работа всех звеньев правоохранительных органов, зачастую они содержат положения, которые никак нельзя признать справедливыми и гуманными. Например, от наказания освобождаются лица, виновные в совершении тяжких преступлений, а те, кто совершил преступления средней тяжести, амнистии не подлежат.
Эти обстоятельства привели к тому, что амнистия как вид освобождения имеет давних и последовательных противников, в числе которых был И.Кант, Ч. Беккарий и др. По их утверждению, ничто не может оправдать такое ниспровержение силы закона и судебного приговора, каким является амнистия.
Несмотря
на это, именно амнистия наряду с помилованием
является одним из самых исторически
устойчивых институтов уголовного права.
Необходимость её применения оправдывается
обычно следующими обстоятельствами.
С помощью амнистии имеется возможность
устранить некоторые недостатки
существующего или
Амнистия
как государственно-правовой акт
имеет следующие признаки. Во-первых,
она при всех обстоятельствах
носит нормативный характер, т.е.
распространяется на индивидуально не
определённый круг лиц, на неопределённое
количество уголовных дел, независимо
от того, на какой процессуальной стадии
они находятся. Во-вторых, инициатива их
издания всегда исходит от государственного
органа. В-третьих, акты амнистии имеют
общеобязательный характер как для правоохранительных
органов, которые призваны применять акты
амнистии, так и для тех лиц, которые попадают
под амнистию. Единственное исключение
- лица, признающие себя невиновными в
совершении инкриминируемого преступления
и настаивающие на судебном разбирательстве.
Наконец, в-четвёртых, акт амнистии лишь
создаёт нормативное основание для освобождения
лица, определяет категории лиц, которые
подпадают под амнистию, порядок и условия
её применения. Юридическим же основанием
освобождения от уголовной ответственности
(наказания) служит индивидуально определённый
акт применения норм права: постановление
об отказе в возбуждении уголовного дела,
определение суда о прекращении уголовного
дела; обвинительный приговор суда с освобождением
от наказания; постановление начальника
исправительно-трудового учреждения,
санкционированное прокурором, либо постановление
специальной комиссии по освобождению
из мест лишения свободы и т.д.[4]
Помилование – акт высшего органа государственной власти об освобождении осуждённого от наказания. Помилование заключается: в прекращении уголовного преследования; полном или частичном освобождении от наказания; замене назначенного судом наказания другим, более мягким; в признании осуждённого не судившимся.[5]
Право
помилования – одно из основных
конституционных полномочий главы
государства во многих странах мира.
Институт помилования представляет
собой акт индивидуального
Помилование по своей сути — это сложное образование, занимающее особое место в структуре права. Это подтверждается тем обстоятельством, что из семнадцати отраслей, образующих систему казахстанского права институт помилования применим в конституционном, уголовном, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном отраслях права. Налицо межотраслевое образование, сложившееся на основе конституционного права. Поэтому, применение этого института, в отличие от других оснований освобождения от уголовного наказания, предусмотрено Конституцией Республики Казахстан. В частности в п.15 ст.44 К РК говорится, что издание актов о помиловании является прерогативой Президента Республики Казахстан. Это, в свою очередь, свидетельствует о наличии государственно-правовых отношений. В то же время нормы о помиловании содержатся в уголовном кодексе (ст.76 УК РК предусматривает освобождение от уголовного наказания на основании акта помилования), в уголовно-процессуальном кодексе. Это подтверждает тезис о том, что помилование (равно как и амнистия) занимает особое положение в системе уголовного права, поскольку применение этого института, в отличие от других оснований освобождения от уголовного наказания, предусмотрено Конституцией Республики Казахстан.
Слово помилование соотнесено, в основном, с сохранением самого дорогого – жизни. Если осуждённого помиловали, значит, подарили вторую жизнь. Возможно, тогда только он одумается, раскается и станет жить по-другому. Будет уважать Закон, и приносить пользу обществу.
В мире более 120 стран отменили смертную казнь как вид наказания. Болат Байкадамов, уполномоченный по правам человека в РК: «В настоящее время Министерство иностранных дел Итальянской Республики проводит международные консультации для внесения в повестку дня Генеральной Ассамблеи ООН проекта резолюции об установлении моратория на смертную казнь. Данную инициативу поддержали уже 85 стран. В этом смысле самый благополучный регион – европейский. За последние десять лет в государствах – членах Совета Европы не было приведено в исполнение ни одного смертного приговора. К группе государств, обеспечивающих высшую человеческую ценность - право на жизнь, присоединился и Казахстан.
Введению
моратория предшествовал опрос
населения, который практически
не дал ничего нового. Даже в тех
странах, где давно отказались от
смертной казни, есть те, кто ратует
за сохранение или восстановление смертной
казни. Где-то около семидесяти процентов
опрошенных высказались за высшую меру
наказания. Многие полагают, что смертная
казнь – главное средство борьбы
с такими преступлениями, как международный
терроризм и контрабанда