Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 14:54, курсовая работа
Цель - рассмотреть понятие уголовно-правовой нормы, ее структуру, различные виды диспозиций, гипотез и санкций.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач, а именно:
Раскрыть понятие и признаки уголовно-правовой нормы;
Проанализировать структуру уголовного закона;
Исследовать гипотезу и диспозицию, как часть уголовно-правовой нормы;
Рассмотреть санкцию в уголовном праве
Введение 3
1.Общая характеристика нормы права 5
1.1.Понятие и признаки уголовно-правовой нормы 5
1.2.Структура уголовного закона 14
2.Структура уголовно-правовой нормы 16
2.1.Гипотеза и диспозиция 16
2.2.Санкция 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Содержание
Нормативность является неотъемлемой частью человеческого общества, она выступает не только формой объективно необходимых связей и способов взаимодействия людей, но и формой развития всех природных явлений. Взаимодействие людей охватывает как их отношения между собой, так и их отношения к природе, поэтому закономерные связи, возникающие в ходе этого взаимодействия, приобретают форму нормативности. Эта нормативность присуща всему процессу исторического развития человечества. Нормативность - это также свойство права, выявляющее его смысл и предназначение.
Правовые нормы регламентируют условия взаимодействия прочих составных частей данной системы, создают для них правовую базу, не допуская тем самым чрезмерного усиления одной группы норм (а также государственных органов) за счет остальных, обеспечивая стабильное движение общества по демократическому пути развития. Любое государственно-организованное общество не может обойтись без норм права. Право - это обобщенное понятие, так сказать, формула, обозначающая ни что иное, как четко структурированную систему юридических норм, и созданную для верного определения соотношения этой системы с прочими социальными явлениями. Юридические нормы обеспечивают гарантированное исполнение жизненно необходимых правил, без которых функционирование общества и государства было бы невозможным. Такие правила являются тем минимумом, который призван сохранять стабильность политической и правовой системы каждого государства.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что Уголовное право, как и любая иная отрасль права, осуществляет свое регулятивное и охранительное воздействие только через общественные отношения, путем установления запретов одной из сторон на определенное поведение. Установление таких ограничений осуществляется на основании нормы уголовного права. Формирование правового государства предполагает уважение к закону, праву, строгое соблюдение юридических норм. Правовая норма сама по себе только определенный текст с юридическим содержанием, главным ее назначением является применение на практике, т.к. если норму не использовать в ней не будет смысла ее закрепленности в акте.
Анализ изученных источников и литературы. Понятие уголовно-правовой нормы как правовой институт нашли свое отражения в работах таких авторов как Н. С. Таганцев, А. Н. Игнатов, А.И. Рарог, И. Я. Козаченко, В.С. Комиссаров, А. С. Михлин, В.П. Ревин.
Объектом являются общественные отношения, возникающие между субъектами уголовного права по поводу изучения уголовно-правовой нормы, диспозиции и санкции.
Предметом является нормативно-правовое регулирование уголовно-правовой нормы, диспозиции и санкции.
Цель - рассмотреть понятие уголовно-правовой нормы, ее структуру, различные виды диспозиций, гипотез и санкций.
Для достижения поставленных
целей необходимо решить ряд за
По мнению Борисова Г. А. «норма права характеризуется как исходящее от государства общее правило поведения, выражающее согласованную волю социальных слоёв и групп населения, регулирующее определённый вид общественных отношений, гарантированное на случай возможного нарушения принудительной силой государства»1.
Норма права – начальная «клеточка» системы права, поэтому является носителем всех признаков и свойств, присущих и свойственных праву в целом. В норме права закрепляются такие социальные связи, которые имеют большое значение и ценность для личности, общества и государства.
Таким образом, правовая норма - это установленное государством и обеспечиваемое его принудительной силой общезначимое, формально-определенное правило поведения субъектов, определяющее меру их свободы и ответственности, регулирующее и охраняющее типовые общественные отношения. Поэтому любое государственно-организованное общество не может обойтись без норм права.
Уголовно-правовая норма — это правило поведения, установленное государством, предоставляющее участникам общественных отношений юридические права и возлагающее на них юридические обязанности.
Нарушение этих норм влечет за собой применение мер государственного принуждения в виде мер уголовного наказания. Уголовно-правовые нормы отражаются в статьях Уголовного кодекса. Таким образом, статья Уголовного кодекса — это письменная форма выражения уголовно-правовой нормы. Причем уголовно-правовая норма и статья уголовного закона могут не совпадать между собой. Можно выделить следующие варианты соотношения нормы и статьи закона:
1. Уголовно-правовая норма содержится в одной статье закона (или одна статья содержит одну норму). Примером может служить ст. 109 УК РФ, содержащая одну норму о причинении смерти по неосторожности.
2. Уголовно-правовая норма формулируется в нескольких статьях УК РФ. Например, норма об умышленном убийстве формулируется законодателем в четырех статьях УК — 105, 106, 107, 1082.
3. Одна статья УК РФ содержит две (и более) уголовно-правовые нормы. Так, ст. 204 УК «Коммерческий подкуп» содержит одновременно норму о незаконной передаче взятки и незаконном получении взятки должностными лицами коммерческих и иных негосударственных организаций.
Следовательно, норма уголовного права - это общеобязательное правило, сформулированное в статье или части статьи уголовного кодекса или иного нормативно-правового акта, рассчитанное на неопределенный круг лиц и на неопределенное число случаев криминального характера. Большая часть норм уголовного права - охранительные нормы. Они регулируют общественные отношения, связанные с уголовной ответственностью и применением мер государственного принуждения. Регулятивные нормы свойственны уголовному праву в меньшей степени, они устанавливают права и обязанности участников отношений, связанных с совершением преступления.
Таким образом, можно выделить следующие признаки уголовно-правовых норм:
Правильное
понимание структуры уголовно-
В уголовном праве, как практически и во всей юридической науке, получил распространение хрестоматийный взгляд о трехчленности правовой нормы. Авторы, отстаивающие эту концепцию, утверждают, что уголовно-правовая норма есть разновидность правовой нормы; ей, как и другим разновидностям последней, в равной мере присущи гипотеза, диспозиция и санкция. «Гипотезой нормы (условием применения правила поведения) будет служить указание на факт совершения лицом деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного таким законом. Диспозицией нормы (самим правилом поведения) будет запрет совершать такое деяние. Санкцией нормы (неблагоприятными последствиями, которые наступят за неисполнения правила поведения) будет указание на возможные виды наказаний и их размеры, следующие за совершением запрещенного деяния».
О.Э. Лейст указывает: «Во-первых, санкция признается необходимым структурным элементом или атрибутом любой правовой нормы, придающей ей государственно-властный характер. Во-вторых, связь санкции с рядом правовых норм сложна, многогранна. Санкцию имеет любая норма права, но это вовсе не означает, что санкция включается в состав данной, отдельно взятой нормы»3.
Противоречивость и некоторая искусственность этих позиции, очевидны. Если условием (гипотезой) применения нормы выступает факт совершения лицом преступления, то самим правилом поведения не может признаваться запрет совершения преступления, так как бессмысленно запрещать то, что уже произошло. Названной гипотезе должна соответствовать иная, по сути, диспозиция, в ней должно содержаться указание на неблагоприятные последствия для лица в случае совершения им преступления.
Не согласованы между собой содержание диспозиции и санкции. Если лицо воздержалось от совершения преступления, то в этом случае неблагоприятных последствий для него быть не может. Значит, для реализации санкции должно быть предусмотрено иное поведение виновного. Созвучен с изложенным критический анализ трехчленной структуры нормы, проделанный Е.Я. Мотовиловкером. Он писал, что, «реализуясь в правоотношении, юридическая норма должна являться в полном наборе своих элементов. Конкретизация нормы есть конкретизация ее компонентов. Однако нормальный ход правоотношения вовсе не сопряжен с актуализацией санкции. Осуществление обязанностей, соблюдение запрета, т.е. реализация диспозиции, не обусловливает, не влечет санкцию. Юридический факт, выраженный в гипотезе, рождает субъективные права и обязанности, но их претворение не влечет, а прекращает правоотношение. Правоотношение, таким образом, вроде бы уже имело место в действительности, а санкция осталась не конкретизированной. Она, следовательно, функционально себя не оправдала, а потому вряд ли может считаться элементом соответствующей этому правоотношению нормы. Санкция актуализируется, если произойдет факт, препятствующий реализации первоначальных прав и обязанностей. Но это уже новый факт, отраженный другой гипотезой, а возникшее правоотношение есть другое правоотношение».
Так структура нормы состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Если это так, то, поскольку они представляют собой структурные части целого, значит, они взаимосвязаны. Однако ни гипотеза, ни диспозиция логически непосредственно с санкцией не связаны: гипотеза – потому, что она есть условие, влекущее диспозицию; диспозиция – потому, что она как структурное образование является правовым последствием, заканчивающим нормативное предписание. Диспозиция сама по себе логически не способна вызвать санкцию. Таким образом, санкция в указанной триаде остается без своего логического основания. Получается, что концепция трехчленности юридической нормы не в состоянии в полной мере выразить правовую норму как структурное образование, как способ связи определенных элементов. Ее модель структуры нормы содержит в себе логический пробел в отношении «диспозиция – санкция». Значит, требуется еще один нормативный элемент, способный устранить «разрыв» в структуре и логически обусловить санкцию. Им может выступать отрицание диспозиции, т.е. указание на обстоятельства, исполнение первичных юридических прав и обязанностей. Разумеется, что этот элемент диспозицией не охватывается, а находится за ее пределами.
Так по данной теории, уголовно-правовая норма - это есть разновидность правовой нормы, и ей, как и другим разновидностям юридических норм, в равной мере присущи гипотеза «если» (т.е. условия применения правила поведения), диспозиция «то» (т.е. само правило поведения) и санкция «иначе» (т.е. те неблагоприятные последствия, которые наступают за неисполнение правила поведения). И точно так же уголовно-правовую норму, как и любую другую правовую норму, можно анализировать только через категорию логической правовой нормы, мысленно воссоздаваемой из целого ряда нормативных предписаний различных источников и не сводимой к единственной статье закона (в данном случае — к статье Особенной части УК).
Противоречивость этой позиции, очевидна. Если условием (гипотезой) применения нормы выступает факт совершения лицом преступления, то самим правилом поведения не может признаваться запрет совершения преступления, так как бессмысленно запрещать то, что уже произошло. Названной гипотезе должна соответствовать иная, по сути, диспозиция, в ней должно содержаться указание на неблагоприятные последствия для лица в случае совершения им преступления. Не согласованы между собой содержание диспозиции и санкции. Если лицо воздержалось от совершения преступления, то в этом случае неблагоприятных последствий для него быть не может. Значит, для реализации санкции должно быть предусмотрено иное поведение виновного.
Гипотеза, диспозиция и санкция – основные элементы логической нормы. Выявление логических норм имеет важное теоретическое и практическое значение, позволяет видеть в норме права юридический, государственно-принудительный регулятор общественных отношений. Логическая норма обязывает законодателя при формулировании правовых предписаний учитывать весь спектр юридического регулирования – держать в поле зрения все элементы логической нормы, следовательно, в каждом случае четко решать вопрос и о самом правиле, и об условиях его действия, и о государственно-принудительных мерах его обеспечения4.
Нормы-предписания в зависимости от выполняемых функций принято делить на регулятивные и охранительные. К регулятивным (правоустановительным) принадлежат предписания, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Охранительные предписания направлены на регулирование мер юридической ответственности, а также специфических государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.
Структурное построение норм-предписаний отражает главное – обеспечение детального и точного нормирования поведения людей. Она состоит из двух частей: