Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:03, контрольная работа
Таким образом, я ставлю перед собой главную цель данной курсовой работы: раскрыть тему возбуждения уголовного дела. Достижение этой цели возможно через задачи:
рассмотреть понятие, сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела;
рассмотреть поводы и основания возбуждения уголовного дела;
раскрыть порядок возбуждения уголовного дела
Введение
Глава 1. Понятие, сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела
1. Понятие, сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела
2. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела
Глава 2. Порядок возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела
1. Порядок возбуждения уголовного дела
2. Отказ в возбуждении уголовного дела
Заключение
Список литературы
Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие, сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела
1. Понятие, сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела
2. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела
Глава 2. Порядок возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела
1. Порядок возбуждения уголовного дела
2. Отказ в возбуждении уголовного дела
Заключение
Список литературы
Первой стадией, начинающей уголовное судопроизводство, является стадия возбуждения уголовного дела. Своевременно и правильно возбужденное уголовное дело служит назначению уголовного судопроизводства. Несвоевременное реагирование на сообщение о совершенном преступлении нередко приводит к невосполнимой утрате следов преступления (доказательств).
Государство должно обладать надёжным правоприменительным механизмом, обеспечивающим неотвратимость ответственности в каждом случае совершения лицом преступления. Возбуждение уголовного дела является начальной стадией, стадией того самого механизма уголовного процесса важность которого огромна, иными словами стадия возбуждения уголовного дела создана для обеспечения законности и обоснованности начала предварительного расследования и полноты охвата этой деятельностью всех случаев совершения преступлений в уголовном процессе.
Также можно сказать, что возбуждение уголовного дела как правовой институт представляет собой "совокупность процессуальных норм, устанавливающих порядок решения вопроса о возбуждении уголовного дела"; "нормы, регулирующие производство предварительной проверки", а также совокупность правовых норм, регламентирующих порядок приёма, рассмотрения и разрешения заявлений и сообщений о преступлении.
Таким образом, я ставлю перед собой главную цель данной курсовой работы: раскрыть тему возбуждения уголовного дела. Достижение этой цели возможно через задачи:
В данной работе использованы научные труды таких мыслителей как: В.И. Казаков, С.А. Шейфер, Лупинская П.А., Безлепкин Б.Т., Радченко В.И.
Возбуждение уголовного дела – понятие сложное, многогранное, имеющее несколько смысловых значение, отражающих существо данного понятие с разных сторон.
Так, под возбуждение уголовного дела понимается:
Институт возбуждения уголовного дела берёт своё начало в истоках советского уголовного процесса. Однако таким, каким он является в настоящее время, данный институт был не всегда. К примеру, в 1917 г. ещё не был урегулирован вопрос о приёме заявлений о преступлениях.
То же самое можно было отметить и в отношении процессуальной формы акта возбуждения уголовного дела или отказа в таковом. Вместе с тем, даже в условиях отсутствия каких-либо нормативных указаний, многие местные следственно-судебные учреждения с первых же дней оформляли эти акты постановлением.
Возбуждение уголовного дела – это начальная стадия уголовного процесса, на которой полномочные государственные органы или должностные лица, получив сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, устанавливают наличие или отсутствие основания для производства по уголовному делу и принимают решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении.
Существует
определение возбуждения
Возбуждение уголовного дела – это первоначальная стадия уголовного процесса, заключающаяся в деятельности ее участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, следователя, по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для производства предварительного расследования.
Обязанность осуществления уголовного преследования, возложенная на, орган дознания и дознавателя, выражается, согласно в ч. 2 ст. 21 УПК, в принятии ими предусмотренных законом мер по установлению события преступления, изобличения лица или лиц, виновных в совершении преступления. Эта обязанность может быть реализована не иначе, как путём возбуждения уголовного дела, создающего необходимые предпосылки для принятия вышеуказанных мер.
Стадия
возбуждения уголовного дела имеет
чётко выраженные границы, начальный
и конечный моменты уголовно-
Специфичны круг участников данной стадии и возникающие между ними правоотношения. Так, здесь отсутствуют традиционные для многих последующих стадий участники судопроизводства: подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, защитник, потерпевший, гражданские истец и ответчик, свидетель и др. Основные правоотношения, возникающие между следователем, оранном дознания, дознавателем, с одной стороны, и прокурором – с другой, а также между указанными должностными лицами и заявителем о преступлении. В случае производства осмотра места происшествия до возбуждения уголовного дела участниками процессуальных отношений в рассматриваемой стадии становятся понятые, специалисты.
Специфика процессуальной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела выражена в ограниченности задач, пределов и средств доказывания. Устанавливается лишь в общих чертах наличие или отсутствие некоторых признаков состава конкретного преступления как предпосылки перспективности дальнейшей процессуальной деятельности. Это достигается путём проведения так называемых проверочных действий, а также очень ограниченного круга следственных действий.
Данная
стадия характеризуется также
В практике
возбуждения уголовного дела сложилось
несколько примечательных тенденций,
которые нуждаются в
Вторая тенденция практики заключается в следующем. Получив заявление о преступлении, некоторые органы дознания и следователи требуют от заявителей приобщения комплекта документов, обосновывающих достоверность изложенных в заявлении сведений. Значительное распространение эта практика получила в отношениях органов расследования с государственными учреждениями, предприятиями и организациями, инициирующими возбуждение уголовного дела, по материалам которых возбуждаются уголовные дела, в частности между следователями прокуратуры или органов внутренних дел и хозяйствующими субъектами, сообщающими о преступлениях в сфере экономики, совершенными работниками предприятия, учреждения, организации. Эта ведомственная упорядоченность отношений, связанных с возбуждением уголовных дел, безусловно, полезна и правомерна. Она продиктована государственными интересами и закону не противоречит. Необходимость приобщения к сообщению о преступлении пакета документов, подтверждающих обоснованность такого сообщения, очевидна. Однако нельзя упускать из виду и следующее. УПК подобных требований не содержит. С этой точки зрения все поводы к возбуждению любого уголовного дела — и заявление ограбленного гражданина в дежурную часть милиции, и официальное сообщение директора государственного предприятия в прокуратуру (например, о крупной недостаче) — юридически равнозначны. Это значит, что правоохранительным органом и тот и другой документ по закону должен быть принят, вне зависимости от комплектности приобщенных к нему материалов, а заявлению и сообщению должен быть незамедлительно дан законный ход. Возвращение документа — повода к возбуждению уголовного дела по мотивам некомплектности представленной документации УПК не предусмотрено.
Третье заслуживающее внимания явление состоит в том, что по случаю особенно крупного, драматического происшествия (пожар, повлекший гибель людей, крушение на железной дороге, водном или воздушном транспорте, взрыв неизвестного происхождения, но повлекший тяжкие последствия, обвал жилого дома и т. п.) принято немедленно возбуждать уголовное дело, хотя признаков конкретного преступления, как этого требует закон, в самом событии вообще не усматривается. Логика принятия решения о возбуждении уголовного дела в подобных ситуациях базируется на суждении: "Такие происшествия без криминала не бывают". Расследование подобных уголовных дел, естественно, ведется наугад, и в итоге после долгих месяцев работы, в том числе после многочисленных допросов свидетелей не преступления, а происшествия, не продвигается ни на шаг вперед. Такую практику нельзя признать правильной. Цель уголовного процесса — не поиск признаков преступлений, а их расследование и судебное рассмотрение. Процесс не может быть начат раньше, чем будут обнаружены признаки преступления, сколь бы впечатляющим и грозным ни было какое-то происшествие. Заинтересоваться таким происшествием должен не следователь и не прокурор, а сыщик. Что же касается происшествий, связанных с эксплуатацией технических средств — источников повышенной опасности, а также взрывов и пожаров, техногенных катастроф, произошедших по неясным причинам, но без явных признаков криминала, то здесь первое слово принадлежит не правоохранительным органам, а специалистам в соответствующей области. Поводом к возбуждению уголовного дела должно служить не само происшествие, а точные, документально зафиксированные, основанные на специальных знаниях выводы о его причинах, позволяющие вполне обоснованно предположить, что они имеют криминальный характер.
Стадия возбуждения уголовного дела занимает в досудебном производстве особое место. На данном этапе уполномоченным на то органам и должностным лицам надлежит проанализировать информацию о преступлении и принять процессуальное решение о начале предварительного расследования либо об отказе в возбуждении уголовного дела. Начинается стадия с момента получения и регистрации информации о преступлении, а завершается вынесением следователем, дознавателем или прокурором соответствующего постановления. Возбуждение уголовного дела представляет собой строго регламентированную УПК РФ процессуальную деятельность уполномоченных субъектов как до вынесения постановления о возбуждении дела (об отказе в возбуждении), так и после (например, передача постановления надзирающему прокурору). Более того, рассматриваемая стадия не всегда заканчивается вынесением одноименного постановления. Возможны и другие варианты (ст. 145 УПК РФ), включая передачу сообщения о преступлении в суд (п. 3 ч. 1 ст. 145). Но главным, безусловно, является установление повода и основания для возбуждения уголовного дела. Их отсутствие делает нее возможным в дальнейшем использование уголовно-процессуальных средств доказывания и применение предусмотренных УПК мер процессуального принуждения.
В учебной
и научной юридической
В названной статье УПК приведен перечень поводов для возбуждения уголовных дел, состоящий из 3-х пунктов, в которых названы:
Информация о работе Порядок возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела