Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:14, курсовая работа
Конституция Российской Федерации1 возлагает на государство обязанность защищать права и свободы человека и гражданина. В выполнении этой обязанности государства важная, главенствующая роль принадлежит правоохранительным органам.
За последнее десятилетие в общей сложности принято сотни законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, которые создали основы функционирования правоохранительной системы страны. Построение системы правоохранительных органов во многом базировалось на ведомственных актах полномочных государственных органов. Во многие акты неоднократно вносились изменения и дополнения, многие на данный момент уже не действуют.
Содержание.
I.Введение . 1-2
II.Глава 1. Общая характеристика правоохранительных органов.
1.1 Понятие и задачи правоохранительных органов. 3-5
1.2 Система правоохранительных органов. 6-9
1.3 Правовое регулирование (правовая основа) правоохранительных органов. 10-13
Глава 2. Суды.
2.1 Конституционный Суд РФ. 14-16
2.2 Суды общей юрисдикции. 17
2.2.1Верховный Суд РФ. 17-18
2.2.2Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. 19
2.2.3Районный суд. 20-21
2.2.4Мировые судьи в РФ. 21-22
2.3 Система федеральных арбитражных судов. 23-24
Глава 3. Прокуратура и органы безопасности.
3.1 Прокуратура РФ: понятие, задачи, устройство. 25-27
3.2 Система органов безопасности. 28
Глава 4. Министерство внутренних дел, милиция.
4.1 Система органов Министерства внутренних дел. 29-30
4.2 Милиция: ее понятие и виды, задачи. 31-32
III.Заключение. 33-34
IV.Список использованной литературы. 35-37
Конституция Российской Федерации[1] возлагает на государство обязанность защищать права и свободы человека и гражданина. В выполнении этой обязанности государства важная, главенствующая роль принадлежит правоохранительным органам.
За последнее десятилетие в общей сложности принято сотни законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, которые создали основы функционирования правоохранительной системы страны. Построение системы правоохранительных органов во многом базировалось на ведомственных актах полномочных государственных органов. Во многие акты неоднократно вносились изменения и дополнения, многие на данный момент уже не действуют.
Несмотря на более чем десятилетний период научной и практической работы по созданию правоохранительной системы страны, в настоящее время, «правоохранительные органы» – это теоретическое, собирательное понятие, в содержании которого путается не только практики, но теоретики, законодатель, при этом неоднократно употребляет термин «правоохранительные органы». Сказанное, безусловно, не идет на пользу практических и теоретических основ работы всей системы, трудно говорить об оценке деятельности правоохранительных органов страны, их взаимодействии. Возникает масса вопросов. Различается ли теоретическое и практическое понимание определения системы правоохранительных органов? Есть ли необходимость в принятии закона «О правоохранительных органах», включившим не только систему таких органов, но и легальное определение, понятий багаж. Какими методами и способами осуществляется правоохранительная деятельности, какова компетенция и полномочия государственных органов в этой области, какова их структура, организация и, наконец, система, - вот перечень основных отражаемых вопросов.
Между тем, как отмечают эксперты, построение четкой системы правоохранительных органов - предполагает выбор научно обоснованного критерия отграничения таких органов. Данный вопрос чрезвычайно важен в силу того, что отсутствие единого критерия классификации ведет к обилию разнообразных мнений. К сожалению, приходится констатировать, что до настоящего времени эта проблема в теоретическом плане, применительно к деятельности правоохранительных органов, не нашла своего научного толкования. Итак, требуется научное, теоретическое обоснование построение классификации системы правоохранительных органов.
Эффективность деятельности правоохранительных органов в целом и эффективность деятельности отдельных органов правоохранительной системы во многом зависит от степени правового регулирования их статуса – тех правовых норм, которые составляют основу административно-правового статуса; наличия правовых основ взаимодействия правоохранительных органов, оценки и совершенствования их деятельности. Следовательно, анализ и оценка правовых основ правоохранительных органов является одним из приоритетных направлений в изучении правоохранительных органов.
Итак, цель данной курсовой работы – исследовать систему правоохранительных органов Российской Федерации:
- дать понятие и задачи правоохранительных органов;
- построить логическую систему правоохранительных органов;
- рассмотреть правовое регулирование правоохранительных органов;
- дать понятие и принципы построения судебной системы;
- рассмотреть место Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов РФ в системе правоохранительных органов;
- проанализировать статус прокуратуры РФ, выделить виды специализированных прокуратур;
- проанализировать система органов Министерства внутренних дел;
- исследование понятие, вилы, структуру, и задачи органов милиции, внутренних войск.
Нормативная база исследования представлена Конституцией Российской Федерации, Конституционными законами, уголовно-процессуальным, оперативно-розыскным и другим федеральным законодательством Российской Федерации, постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации, ведомственными нормативными правовыми актами правоохранительных органов страны.
1.1. Понятие и задачи правоохранительных органов
Государство, будучи создателем права (законов) одновременно является и первым заинтересованным субъектом в его исполнении. Для этого государством создаются специальные органы, которые будут охранять право от посягательства, нарушений, злоупотреблений. Основная задача этих органов – правоохрана, охрана права, закона, норм многообразной и разносторонней жизни общества, соответственно и наименование этих органов – правоохранительные органы. Попытаемся дать исчерпывающее понятие правоохранительным органам, ибо только наличие точного определения позволит нам определиться с относимостью к правоохранительным органам того или иного стоящего на службе государства органа, службы.
Галустьян дает следующее определение: «под правоохраной следует понимать урегулированную правом деятельность управомоченных органов государства по принудительному обеспечению правового порядка на основе соблюдения баланса интересов личности, общества и государства»[2]. При этом «правоохрана» вполне может пониматься как «правозащита».
Из данного определения важно выделить два ключевых признака правоохраны, а равно и правоохранительных органов: 1) осуществление правоохраны исключительно государственными органами и 2) возможность принудительного (силового) осуществления законности.
Легального определения правоохранительных органов в законодательных и иных актах мы не находим, несмотря на то, что само понятие употребляется во многих нормативных актах (как на федеральном, так и региональном уровнях), международных соглашениях, поэтому на основе имеющейся научной и учебной литературы попытаемся вывести собственное определение.
Как верно отмечает Фокин В.М., термин «правоохранительные органы» является собирательным. Им объединяются несколько групп государственных органов, которые по характеру установленных законом полномочий в осуществлении правоохранительной деятельности являются специализированными по охране прав и законных интересов личности, общества, государства либовыполняют правоохранительную функцию наряду с другими функциями[3].
Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят: либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений; либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве); либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания[4].
Итак, в общем представлении правоохранительные органы мы можем определить как государственные органы, специальной функцией которых является противодействие правонарушениям и обеспечение законности. Более развернутое определение дается Галустьяном: под правоохранительным органом следует понимать орган государства, наделенный правами и обязанностями по осуществлению правоохраны путем специфических действий принудительного характера, проводимых в определенной процессуальной форме[5].
Существенными признаками данного определения являются: а) права и обязанности правоохранительного органа урегулированы нормами права; б) каждый правоохранительный орган осуществляет свою деятельность путем проведения специфических действий; в) принудительный характер специфических действий правоохранительного органа; г) определенная процессуальная форма осуществления специфических действий. Только при наличии всех четырех признаков можно относить тот или иной государственный орган к правоохранительному. Те же признаки были указаны Гуценко и Ковалевым при определении не непосредственно правоохранительных органов, но и правоохранной деятельности государства, что по сути, совершенно идентично в данном случае, поскольку деятельность государства, так или иначе, осуществляется через определенные органы.
Согласившись с исследователями, добавим лишь, что законодателю следовало бы выработать собственное легальное определение исследуемого понятия, поскольку в российском законодательстве не имеется полного перечня правоохранительных органов и не указан критерий, по которому те или иные органы могут быть отнесены к правоохранительным. И на практике зачастую законодатель оперируя понятием «правоохранительные органы» в разноуровневых актах, пренебрегает дачей его определения, раскрытия его содержания, тем самым складывается ситуация, когда различный объем органов включается в разряд правоохранительных. Об этом часто упоминается при обсуждении проектов федеральных законов, в которых может фигурировать данное понятие. И это не только необходимо с точки зрения юридической техники (иметь четкое определение юридических терминов), но и с точки зрения определения правовой природы значительного числа органов государства и нескорых других публичных образований гражданского общества.
Не следует смешивать понятия «правоохранительные органы» и «органы охраны общественного порядка (правопорядка)». Последние - это те органы, которые призваны охранять обусловленный экономическими и социальными, нравственными, культурными, историческими и иными факторами, Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России. Понятия эти весьма схожи, но не идентичны. Не все органы охраны общественного порядка (правопорядка) можно считать правоохранительными. Равным образом среди правоохранительных есть такие, которые не занимаются и не должны заниматься охраной общественного порядка или правопорядка в широком смысле этого слова[6].
Как верно подмечает Божьев В.П.[7], при общей характеристике правоохранительных органов используется наряду с функциями и задачами такой параметр как основные направления деятельности правоохранительных органов. Если функции связаны с задачами, которые решают правоохранительные органы в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями, то основные направления определяют цели деятельности правоохранительных органов, которые вытекают из правовой политики государства.
1.2. Система правоохранительных органов
Как уже было сказано, современная российская нормативная база не имеет в своем арсенале единого законодательного акта или иного документа, в котором четко были бы прописаны как определение правоохранительных органов, так и полный перечень (может быть с возможностью расширения) государственных органов и служб, относимых к правоохранительным. Существующей нормативной базы, как нам кажется, не достаточно, поэтому нужен нормативный акт, прописывающий их задачи, полномочия – т.е. представляющий цельную концепцию правоохранительных органов Российской Федерации.
В то же время, анализ массива национального законодательства Российской Федерации, где упоминается дефиниция «правоохранительные органы» позволяет нам сделать вывод о том, что вкладывает в правоохранительные органы законодатель. Так, например, в Указе Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»[8]в п.1 Положения дается перечень правоохранительных органов: «Координация деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов…» - т.е. все перечисленные органы относятся к правоохранительным, хотя при этом оговаривается «и другие правоохранительные органы», что скорее всего позволяет расширить имеющийся список внутренними войсками.
Вышесказанное позволяет нам сделать серьезный вывод о возможности различия понятия «правоохранительные органы» в теории и на практике в нормативных актах. В теории используется широкое понятие правоохранительных органов (иногда включающих даже частные охранные предприятия), а в нормативных актах – крайне узкое. И на наш взгляд такая позиция вполне обоснована, потому что в теории, под объединение массы органов под шапкой «правоохранительные» ставит целью подробное рассмотрение и изучение всей надстройки правоохраны, созданной государством, а на практике – постановка и реализация узкого спектра конкретных задач правоохранительных органов.
Таким образом, на наш взгляд, вполне обоснованным будет использование узкого и широкого понятия правоохранительных органов, а непосредственно в учебном процессе рациональнее использовать расширенное его определение.
При этом важно, что если законодатель пойдет на формулирование легального определения правоохранительных органов, необходимо не только указать перечень органов, но и сформулировать из задачи, чтобы в дальнейшем не возникало беспочвенных споров о том, включать или не включать определенный орган в правоохранительные.
Различные источники научной и учебной литературы не сходятся в едином перечне правоохранительных органов. Для одних правоохранительными являются только те органы, что непосредственно ведут борьбу с преступностью, для других — те, которые искореняют преступления и иные посягательства, для третьих — те, которые поддерживают порядок в общественных местах, суд и т.д. Поэтому количество правоохранительных органов в перечнях различных авторов колеблется в разительном диапазоне от 5 до 16. Фокин В.М., например, выделяет кроме специализированных правоохранительных органов (их 10 в его списке) также и неспециализированные правоохранительные органы (11 в списке). Критерием «специализированности» выступает объем правоохранительных функций, «степень принуждаемости и карательности». Поэтому автор даже не выделяет отдельным термином «правоохранительные органы» при определении их, а совмещает их определения: «правоохранительные органы и органы с правоохранительной функцией - это наделенные властными полномочиями органы государства, общественные объединения, хозяйствующие субъекты (предприятия, организации независимо от формы собственности, предприниматели без образования юридического лица), которые во исполнение конституционных, законодательных и иных правовых норм в пределах своей компетенции, в присущих им правовых формах и методах работы осуществляют специфичную правоохранительную деятельность»[9].