Характеристика контрабанды сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых веществ
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 18:43, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность борьбы с преступностью была ярко выражена во все времена существования государства. Особенно данное направление деятельности государства актуально сегодня. Что связано как с распространенностью данного негативного явления, так и тем фактом, что оно в последнее время претерпело существенные изменения, в том числе и перешагнуло за границы государства. Международная преступность, транснациональный характер которой наносит вред не только общественным отношениям внутри государства, но и международным политическим, экономическим отношениям, сегодня является проблемой всего международного сообщества и борьба с ней выходит на первый план для консолидации усилий как государственной власти так и правоохранительных органов.
Содержание
Глава 1. Социально-правовая и криминалистическая характеристика контрабанды сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых веществ по статье 226.1 1.1. Общественная опасность контрабанды сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых и т.д. веществ по статье 226.1 УК РФ 1.2. Криминалистическая характеристика преступного деяния запрещенного статьей 226.1 УК РФ Глава2. Юридическая характеристика контрабанды сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых веществ по статье 226.1 2.1. Юридическая характеристика объективных признаков. Объект, объективная сторона 2.2. Юридическая характеристика субъективных признаков. Субъект, субъективная сторона Заключение Библиографический список
Глава 1. Социально-правовая
и криминалистическая характеристика
контрабанды сильнодействующих, ядовитых,
отравляющих, взрывчатых веществ по статье
226.1
1.1. Общественная опасность
контрабанды сильнодействующих, ядовитых,
отравляющих, взрывчатых и т.д. веществ
по статье 226.1 УК РФ
1.2. Криминалистическая характеристика
преступного деяния запрещенного статьей
226.1 УК РФ
Глава2. Юридическая характеристика
контрабанды сильнодействующих, ядовитых,
отравляющих, взрывчатых веществ по статье
226.1
2.1. Юридическая характеристика
объективных признаков. Объект, объективная
сторона
2.2. Юридическая характеристика
субъективных признаков. Субъект, субъективная
сторона
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Актуальность борьбы с преступностью
была ярко выражена во все времена существования
государства. Особенно данное направление
деятельности государства актуально сегодня.
Что связано как с распространенностью
данного негативного явления, так и тем
фактом, что оно в последнее время претерпело
существенные изменения, в том числе и
перешагнуло за границы государства. Международная
преступность, транснациональный характер
которой наносит вред не только общественным
отношениям внутри государства, но и международным
политическим, экономическим отношениям,
сегодня является проблемой всего международного
сообщества и борьба с ней выходит на первый
план для консолидации усилий как государственной
власти так и правоохранительных органов.
Контрабанда является преступным
деянием, имеющим длительную историю.
Развитие ответственности за нее продолжается
и сегодня. В соответствии с последними
изменениями в УК РФ была декриминализирована
общеуголовная экономическая контрабанда
(ст. 188 УК РФ) и введена ответственность
в уголовный закон двух норм, предусматривающих
ответственность за два специальных вида
контрабанды. В ст. 226.1 УК РФ установлена
преступность контрабанды огнестрельного
оружия и оружия массового поражения,
вооружения и военной техники как таковых,
боеприпасов, взрывчатых веществ, иных
общеопасных предметов, а также стратегически
важных товаров и ресурсов или культурных
ценностей.
Федеральным законом от 7 декабря
2011 г. N 420-ФЗ продолжена реформа отечественного
уголовного законодательства. Наиболее
заметными новеллами стали декриминализация
общеуголовной экономической контрабанды
(ст. 188 УК РФ) и введение в уголовный закон
двух норм, предусматривающих ответственность
за два специальных вида контрабанды.
В ст. 226.1 УК РФ установлена преступность
контрабанды огнестрельного оружия и
оружия массового поражения, вооружения
и военной техники как таковых, боеприпасов,
взрывчатых веществ, иных общеопасных
предметов, а также стратегически важных
товаров и ресурсов или культурных ценностей.
Таким образом, кроме значимости
борьбы с преступностью, важностью объекта
уголовно-правовой охраны, актуальность
темы исследования определяется существенными
изменениями в уголовном законодательстве,
что требует теоретического анализа.
Объектом исследования являются
общественные отношения, в сфере охраны
общественной безопасности, криминализации
деяния предусмотренного статьей 226,1 УК
РФ, а также теоретические представления
современных исследователей о криминологической
характеристики данного преступления.
Предметом исследования в курсовой
работе являются теоретические представления
современных исследователей в данной
области, а также современное законодательство,
регулирующие исследуемые общественные
отношения.
Целью исследования является
анализ общественной опасности и криминологическая
характеристика преступления запрещенного
статьей 226.1 УК РФ.
Для реализации этой цели были
поставлены следующие задачи:
Определить общественную опасность контрабанды
сильнодействующих, ядовитых, отравляющих,
взрывчатых и т.д. веществ, определенных
в статье 226.1 УК РФ
дать криминологическую характеристику
данному преступному деянию,
проанализировать юридическую
характеристику контрабанды сильнодействующих, ядовитых,
отравляющих, взрывчатых веществ по статье
226.1.
Теоретическая разработанность
темы. На современном этапе развития российской
уголовно-правовой науки вопросам квалификации
контрабанды уделяется большое внимание.
Вопросами уголовной ответственности
за контрабанду, занимались такие авторы
как:
Нормативную базу исследования
составили Конституция Российской Федерации,
уголовное и гражданское законодательство
РФ, ряд иных федеральных законов и подзаконные
нормативные акты Правительства РФ.
Методологической основой исследования
являются общенаучные и частнонаучные
методы познания. Определяющее значение
предоставлено общенаучному методу познания
– диалектическому. Также использовались:
логический, исторический, системно-правовой,
сравнительно-правовой, статистический
и некоторые другие методы.
Структура курсовой работы
состоит из введения, двух глав, заключения,
библиографического списка и приложений.
Глава 1. Социально-правовая
и криминалистическая характеристика
контрабанды сильнодействующих, ядовитых,
отравляющих, взрывчатых веществ по статье
226.1
1.1. Общественная
опасность контрабанды сильнодействующих,
ядовитых, отравляющих, взрывчатых
и т.д. веществ по статье 226.1 УК
РФ
Определить общественную опасность
того или иного преступного деяния, значит
определить объекты правовой охраны на
который оно посягает.
Для определения объекта, на
который посягает рассматриваемое преступление,
изначально отметим, что контрабанда,
а именно незаконное перемещение через
границу чего-либо, считалось преступным
деянием достаточно давно. Исходя из анализа
развития таможенного дела, можно отметить,
что с 15-16 веков ответственность за данные
преступления, начинает формироваться.
Незаконность заключалась и заключается
как перемещение товаров вопреки установленным
таможенным правилам, так и таких товаров,
чье перемещение (оборот) ограничено.
В УК РФ введены и новые статьи
- ст. 226.1 и ст. 229.1. Статья 226.1 предусматривает
ответственность за контрабанду сильнодействующих,
ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных
веществ, радиационных источников, ядерных
материалов, огнестрельного оружия или
его основных частей, взрывных устройств,
боеприпасов, оружия массового поражения,
средств его доставки, иного вооружения,
иной военной техники, а также материалов
и оборудования, которые могут быть использованы
при создании оружия массового поражения,
средств его доставки, иного вооружения,
иной военной техники, а равно стратегически
важных товаров и ресурсов или культурных
ценностей.
Таким образом, контрабанда,
как родовое понятие запрещается в УК
РФ не целиком, а только отдельными ее
видами.
Чаще всего, мотив и цель при
контрабанде носят корыстный характер,
желание и стремление обогатиться незаконным
путем. Квалифицируется контрабанда по
двум видам. Первый вид квалифицированной
контрабанды (ч.2 ст.226.1 УК) включает такие
признаки, как совершение с применением
насилия к лицу, осуществляющему таможенный
или пограничный контроль, а также должностным
лицом с использованием своего служебного
положения.
Таможенным Кодексом к таможенной
границе РФ дополнительно отнесены пределы
вновь создаваемых особых экономических
зон, правовой статус которых еще предстоит
определить федеральному законодателю.
В то же время, согласно специальной директиве
Кодекса, временно сохраняются ранее существовавшие
таможенные режимы свободных таможенных
зон и складов, пределы которых также образуют
таможенную границу. Таким образом, содержание
понятия «таможенная граница», незаконное
перемещение через которую образует контрабанду,
серьезно расширяется, что влечет одновременное
расширение сферы охвата ст.226.1
Предлагается рассмотреть такой
квалифицирующий признак контрабанды,
как неоднократность. На материалах уголовных
дел из региональной судебной практики
демонстрируется, что при так называемой
«торговой» контрабанде умысел виновного
лица на совершение одного эпизода преступления
обычно опосредуется в заключаемом им
внешнеторговом контракте (часто фиктивном).
Последующие эпизоды контрабанды формируются
при заключении последующих сделок. Незаконные
перемещения товаров и иных предметов
по отдельным таможенным декларациям,
когда они охватываются единым умыслом,
образуют единое продолжаемое преступление.
Анализ объективных признаков
контрабанды в работе завершается раскрытием
содержания понятия «применение насилия
к лицу, осуществляющему таможенный контроль».
Полемизируя с другими авторами, автор
склонен считать, что применение при контрабанде
насилия, причинившего тяжкий вред здоровью,
должно квалифицироваться по совокупности
ст. ст. 111 и п. «б», ч. 2, ст216.1 или п. «б» ч.
2, ст.105 УК.
1.2. Криминалистическая
характеристика преступного деяния
запрещенного статьей 226.1 УК РФ
Совершаемые в сфере внешнеэкономической
деятельностью преступления - одна из
составных частей преступных деяний, выделяемых
при их криминалистической классификации.
В эту группу можно включить преступления,
подпадающие при уголовно-правовой квалификации
под признаки самых различных статей Уголовного
кодекса Российской Федерации (уклонение
от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК
РФ), невозвращение валюты из-за границы
(ст. 193 УК РФ) хищения (ст.ст. 158 - 160 и др.),
налоговые преступления (ст. 198, 199, 199.1,
199.2 УК РФ, и т.д.). Однако сходство по ряду
признаков, существенных с точки зрения
методики расследования, позволяет рассматривать
все их множество в качестве криминалистической
однородной группы преступлений, а именно:
1) субъектами рассматриваемых
преступлений являются работники управленческих,
производственных, коммерческих и иных
структур, реализующие свои функции в
сфере внешнеэкономической деятельности;
2) преступления ими совершаются
в связи с выполнением своих
профессиональных функций в процессе
производства, хранения, сбыта, обеспечения
сохранности изготовляемой и
выпускаемой продукции, осуществления
контроля за ее качеством, правильностью
финансовых операций, оказания материальных
и иных услуг населению и
других видов деятельности;
3) в основе преступлений
лежит нарушение правил нормативного
характера, определяющих направленность,
регулирующих порядок и условия
осуществления соответствующей
деятельности, регламентирующих права
и обязанности ее участников (законов,
инструкций, приказов и т.д.).
Рассмотренные признаки позволяют
отграничивать данные преступления от
сходных с ними по отдельным признакам,
но не входящих в рассматриваемую группу
деяний.
Поэтому, не случайно, типичными
носителями и источниками информации,
собираемой при выявлении и расследовании
преступлений, совершаемых в сфере ВЭД,
являются:
1) финансовая, оперативная, техническая,
технологическая и иная документация
предприятий, организаций и учреждений,
а также документы вышестоящих предприятий,
организаций и учреждений, которые выполняют
контрольно-надзорные функции над ними;
2) субъекты всех видов указанной
деятельности;
3) различные материальные объекты,
функционирующие в ходе подготовки и осуществления
соответствующего вида профессиональной
деятельности (орудия труда, технические
средства, продукты деятельности и т.д.),
реализации ее результатов, контроля качества,
проверки ее правильности и эффективности.
С точки зрения мотивов, одна
часть рассматриваемых преступлений характеризуется
корыстными побуждениями (гл. 30 УК РФ Преступления
против государственной власти, интересов
государственной службы и службы в органах
местного самоуправления), другая - мотивами
иного плана: карьеристскими соображениями,
нежеланием перетруждать себя излишними,
с точки зрения преступников, заботами
(ст. 169 - 170, 174, 174.1 УК РФ, гл. 23 УК РФ) и т.п.
Становится, очевидно, что, с
одной стороны, в основу криминалистической
характеристики преступлений в сфере
ВЭД необходимо положить ряд составов,
объединяемых термином «таможенные преступления»
(ст. 189, 190, 193, 194, 200.1, 226.1, 229.1 УК РФ).
С другой стороны, к преступлениям
в сфере ВЭД можно отнести:
1) «сопутствующие преступления»:
- преступления в сфере экономики,
такие как хищения (ст.ст. 158 - 164 УК
РФ), налоговые преступления (ст. 198, 199,
199.1, 199.2 УК РФ), в сфере предпринимательства
(ст. 171 - 175 УК РФ), против интересов кредиторов
(ст. 176, 177, 195 - 197 УК РФ), преступления, нарушающие
установленный порядок обращения денег
и ценных бумаг (ст. 185 - 187 УК РФ), связанные
с проявлениями монополизма и недобросовестной
конкуренции (ст. 178 - 180, 183, 184 УК РФ);
2) «сопутствующие служебные
преступления»: - служебные преступления,
а именно должностные преступления
в сфере предпринимательства (ст. 169, 170
УК РФ), преступления против интересов
службы в коммерческих и иных организациях
(гл. 23 УК РФ), преступления против государственной
власти, интересов государственной службы
и службы в органах местного самоуправления
(гл. 30 УК РФ).
Рассмотрев недостатки в работе
правоохранительных органов при расследовании
уголовных дел в сфере ВЭД, можно констатировать,
что криминалистическое обеспечение борьбы
с этими преступлениями должно иметь комплексный
характер, обеспечивать эффективное применение
криминалистических приемов и средств
для выявления, расследования и предупреждения
разнородных преступлений. Следственные
органы и оперативно-розыскные подразделения,
своими основными задачами должны ставить
не только собственно раскрытие и расследование
преступлений в сфере ВЭД, но и обеспечение
окончания деятельности организованных
преступных формирований.
Глава2. Юридическая характеристика контрабанды
сильнодействующих, ядовитых, отравляющих,
взрывчатых веществ по статье 226.1
2.1. Юридическая
характеристика объективных признаков.
Объект, объективная сторона