Уголовно-процессуальное право 30-х годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:43, реферат

Краткое описание

Актуальность исследования заключается в том что, законодательство об уголовном судопроизводстве служит правовой основой обнаружения и раскрытия преступления, изобличения виновных и принятия мер к их наказанию, обеспечивая тем самым действенную борьбу с преступностью.

Уголовно-процессуальное право в 20-30-е гг. XX века в СССР было инструментом и в такой же мере продуктом сплочения советского общества в тоталитарное.

Три взаимосвязанных процесса определяли образ государства и права в тот период: коллективизация, индустриализация, культурная революция, подготовка к большой войне.

Сопутствующим явлением, круто менявшим весь уклад жизни больших масс населения, была урбанизация – быстрый рост городов. В целом, государство выполняло необычную по масштабам мобилизационную программу.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...........3

1.Исторические условия разработки и принятия уголовно-процессуального законодательства периода 1923-1937 гг.………………………………………...5

2.Уголовно - процессуальное право 20-х годов. Анализ УПК РСФСР 1923 года.……………………………………………………………………………….10

3.Уголовно-процессуальное право 30-х годов………………………………...17

Заключение……………………………………………………………………….20

Список источников и литературы………………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная маша.docx

— 40.14 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение……………………………………………………………………...........3

1.Исторические условия разработки и принятия уголовно-процессуального законодательства периода 1923-1937 гг.………………………………………...5

2.Уголовно - процессуальное право 20-х годов. Анализ УПК РСФСР 1923 года.……………………………………………………………………………….10

3.Уголовно-процессуальное право 30-х годов………………………………...17

Заключение……………………………………………………………………….20

Список источников и литературы………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность исследования заключается в том что, законодательство об уголовном судопроизводстве  служит  правовой основой обнаружения  и раскрытия преступления, изобличения  виновных и принятия мер к их наказанию, обеспечивая тем самым действенную  борьбу с преступностью.

Уголовно-процессуальное право  в 20-30-е гг. XX века в СССР было инструментом и в такой же мере продуктом сплочения советского общества в тоталитарное.

Три взаимосвязанных процесса определяли образ государства и  права в тот период: коллективизация, индустриализация, культурная революция, подготовка к большой войне.

Сопутствующим явлением, круто  менявшим весь уклад жизни больших  масс населения, была урбанизация –  быстрый рост городов. В целом, государство  выполняло необычную по масштабам  мобилизационную программу.

Наиболее отчетливо изменения, произошедшие в стране, отразились на содержании уголовно-процессуального  права. Действовавшее к началу периода  уголовно-процессуальное  законодательство в значительной мере устарело. Некоторые  нормы, принятые в начале 20-х годов, на практике уже не применялись.

Целью исследования является анализ законодательства регулирующего  уголовное судопроизводство Союза  ССР.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих  задач:

- Исторические  условия разработки и принятия  уголовно-процессуального законодательства  периода 1923-1937 гг.;

- проанализировать  основные положения УПК РСФСР  1923 года;

- показать  особенности уголовного судопроизводства;

- проанализировать  уголовно- процессуальное право 20-30-х годов.

Теоретическую основу исследования составили труды  советских и  современных российских учёных-процессуалистов: С.Н. Абрамова, М.А. Гурвича,  К. Кавелина, А.Ф. Клейнмана, В.М. Семёнова, К.С. Юдельсона и других, труды по истории российского права О.Е. Кутафина, В.М. Лебедева, Г.Ю. Семигина и других учёных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Исторические  условия разработки и принятия  уголовно-процессуального законодательства  периода 1923-1937 гг.

Право в данный период развивается  под действием как внутренних, так и внешних факторов, тесно  связанных между собой. Требовалось  укрепление законности, без чего немыслимо  было ни стабильное развитие экономики, ни налаживание внешних связей. А  для укрепления законности нужно  было не только реформирование соответствующих  государственных органов, но и прежде всего создание и совершенствование  самих законов. Прежняя практика, когда важным источником права было революционное правосознание, теперь уже никак не годилась. Стабильная и однозначная политика в важнейших  сферах управления могла быть основана только на твердом и недвусмысленном  законе. Поэтому-то идет массовое законотворчество, создание и совершенствование различных  нормативных актов.

В 20-е гг. упростилась правовая система нашей страны. Упразднение  Дальневосточной республики ликвидировало  одновременно ее право. Национально-государственное  размежевание Средней Азии и исчезновение бывших народных республик привели  к отмиранию и их правовых систем. Надо сказать, что за годы существования  упомянутых республик в них успели создать достаточно серьезный правовой массив. Во всех республиках были приняты  свои конституции. Были изданы и некоторые  кодексы. Теперь все это уходило  в историю и заменялось однотипным - социалистическим правом. Пережитком прошлого еще на несколько лет  оставалось лишь действие шариата в  некоторых мусульманских районах. Образование СССР привело к возникновению  новой правовой системы - права союзного государства, тесно взаимосвязанного с правовыми системами союзных  республик1.

Развитие права требовало  совершенствования не только содержания, но и формы законов. Издание законов  по отдельным вопросам, свойственное, например, англо-американской системе, является менее совершенной формой организации правового материала. Советское государство избрало  метод оформления правовых норм, хорошо известный еще дореволюционному российскому праву, - кодификацию  законодательства.

Потребность в кодификации  советского законодательства определялась, прежде всего, тем, что за прошедшие с Октября годы накопился большой правовой материал, который, оставаясь не систематизированным, стал труднодоступным даже для юристов. Наряду с этим во многих отраслях законодательства имелись пробелы, которые надо было восполнить. Следовало также учесть и внести изменения в соответствии с новой исторической обстановкой. Кодексы призваны были оформить и закрепить систему советского права, обеспечить единство закона для всего государства, дать более четкие формулировки норм по сравнению с первыми революционными актами Советского государства.

Эти задачи встали еще в  середине 1918 г., когда и началась работа по кодификации советского законодательства. Однако в условиях интервенции и  гражданской войны кодификационные  работы не смогли получить нужного  размаха. Необходимость мобилизации  всех людских резервов на борьбу с  врагом заставила даже ликвидировать  отдел кодификации в Наркомате  юстиции РСФСР. С окончанием войны  широкая кодификационная работа была возобновлена. Если в 1919 - 1920 гг. происходило  главным образом накопление опыта, то 1922 - 1923 гг. отмечены в истории  советского права как годы разработки и принятия кодексов.

Директивой для развертывания  широкой кодификационной работы явилось решение XI конференции РКП(б) об очередных задачах партии в связи с восстановлением хозяйства (декабрь 1921 г.). В решении указывалось, что необходимо установить во всех областях жизни строгие начала революционной законности, выразить в законе и защищать в судебном порядке новые формы отношений, созданные в процессе революции и на почве проводимой властью экономической политики, поднять на соответствующий уровень работу судебных учреждений Советской Республики. Эта идея была законодательно закреплена IX Всероссийским съездом Советов в постановлении о предварительных итогах новой экономической политики.

Основная тяжесть кодификационных  работ легла на отдел законодательных  предположений и кодификации  Наркомата юстиции РСФСР. К кодификации  были привлечены специалисты из других компетентных ведомств. Так, Кодекс законов  о труде РСФСР поручили подготовить  Наркомату труда, Земельный и  Лесной - Наркомзему. Работники этих ведомств лучше знали соответствующие  отрасли права, были теснее связаны  с практикой по вопросам труда, землепользования, лесного хозяйства. Кодификация  проходила под контролем и  руководством Президиума ВЦИК и Совета Народных Комиссаров.

Кодификации много внимания уделял В.И. Ленин. Он давал принципиальные указания при составлении Гражданского кодекса, участвовал в работе над  УК, высказал ряд замечаний по другим законам. Характерной чертой кодификационных  работ являлось широкое привлечение  к ним практических работников юстиции, в том числе местных, представителей иных ведомств, а также рядовых  рабочих и крестьян. Проекты кодексов рассылались на заключение наркоматам и другим государственным органам, общественным организациям2.

При подготовке, например, Уголовного кодекса важную роль сыграло его  обсуждение на съездах работников юстиции. В комиссию, созданную для подготовки Земельного кодекса в Наркомземе, вошли специалисты сельского хозяйства, ученые, крестьяне. Утвержденный коллегией Наркомзема в сентябре 1922 г. проект Земельного кодекса был разослан на места, где подвергся обсуждению губернских и уездных исполкомов с участием заинтересованных учреждений, специалистов и трудового крестьянства. Подобным же образом поступили и с Гражданским кодексом. Проект Кодекса законов о труде обсуждался на местах дважды, в первом и во втором вариантах. Вопросы кодификации освещала печать, публикуя проекты кодексов и материалы их обсуждения.

Проекты кодексов, подготовленные Наркомюстом и другими ведомствами, проходили через Совнарком и получали силу закона после принятия их ВЦИК. Эти органы не были формальной инстанцией, одобряющей или не одобряющей кодексы: СНК и ВЦИК активно участвовали в совершенствовании проектов. В СНК кодификационная работа проводилась главным образом в специальных комиссиях, а также и на самих заседаниях Совнаркома. На сессиях ВЦИК каждый кодекс слушался в двух чтениях. Сначала проводилась общая дискуссия по проекту, а затем он с замечаниями передавался в специально создаваемую комиссию, после чего вновь обсуждался и принимался постатейно и в целом. При принятии кодексов РСФСР специально ставился вопрос об их действии в пространстве. При этом оговаривалось их распространение на союзные с РСФСР независимые советские социалистические республики. Впоследствии на основе кодексов РСФСР союзные республики создавали свои самостоятельные кодексы. Российские кодексы применялись не только в социалистических республиках, но и в народных3.

В 1922 - 1923 гг. в Российской Федерации было принято семь кодексов: Уголовный, Гражданский, Земельный, Уголовно-процессуальный, Кодекс законов о труде, Гражданский  процессуальный, Лесной. В 1924 г. был  принят Исправительно-трудовой кодекс.

Как видим, основная масса  кодификационных работ легла  на республики, но с образованием СССР развертывается систематизация законодательства и в масштабе Союза. Так, в 1924 г. были утверждены Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, потребовавшие приспособления к ним и уголовных кодексов союзных республик. Одновременно были приняты и Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. В 1928 г. ЦИК СССР издал Общие начала землепользования и землеустройства.

Таким образом, в 20-е гг. советское  право было оформлено в четкую систему кодексов. Велась работа и  над Сводом законов, систематически объединяющим все отрасли права, но она не была в то время завершена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Уголовно - процессуальное право 20-х годов. Анализ УПК РСФСР 1923 года.

Уголовно-процессуальное право  в этот период было тоже кодифицировано. При этом, подобно Уголовному кодексу, УПК РСФСР издавался дважды, хотя и с меньшим разрывом во времени - в 1922 - 1923 гг. И причина здесь была иная - не образование СССР, а судебная реформа, проведенная в ноябре 1922 г., изменившая систему органов правосудия. Подобно другим кодексам, УПК РСФСР  послужил образцом для союзных республик. В 1923 г. был издан УПК Азербайджанской  ССР, воспроизводивший основные положения  российского Кодекса. Так же строился УПК УССР, принятый еще в сентябре 1922 г., где прямо говорилось о российском Кодексе как источнике украинского. В Советской Армении Уголовно-процессуальный кодекс был принят в сентябре 1923 г., в Белоруссии - в июне 1922 г., в  Грузии - в 1923 г., в Туркмении - в 1928 г.

Хотя основные вопросы  уголовно-процессуального права  решались республиканским законодательством, образование СССР привело к созданию общесоюзных норм. В октябре 1924 г. были приняты Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик.

Уголовно-процессуальное законодательство всех республик и Союза было построено  на основе принципов гласности судебных заседаний, устности судопроизводства, его непосредственности, состязательности судебного процесса, производства по делам на языке большинства населения  с обеспечением для лиц, не владеющих  этим языком, права ознакомления с  материалами дела и всеми судебно-следственными  действиями через переводчика, равноправия  сторон, права обвиняемого на защиту.

При кодификации уголовно-процессуального  законодательства были отобраны нормы, оправдавшие себя на протяжении первых лет Советской власти, и отброшены  те, которые в новых условиях уже  не могли способствовать осуществлению  правосудия.

Первый  советский Уголовно-процессуальный кодекс, принятый в мае 1922 г., этому УПК было суждено жить недолго. Судебная реформа 1922 г. потребовала принятие нового УПК РСФСР, что и было сделано менее года спустя, 15 февраля 1923 г., произошло утверждение нового его текста, который откорректировали в соответствии с предписаниями принятого 11 ноября 1922 г. Положения о судоустройстве РСФСР.

 УПК  РСФСР 1923 г. состоял из пяти  разделов, или, как они назывались  в тексте закона, отделов. В  первый раздел входили нормы,  закрепляющие положения, имеющие  общее значение для всех стадий  уголовного процесса: определение  подсудности, состав суда, ведение  протоколов и др. Второй раздел  устанавливал порядок ведения  предварительного следствия и  дознания. Нормы по вопросам производства  в народном суде, кассационного  и надзорного производства, производства  по вновь открывшимся обстоятельствам  и особые производства в народном  суде составляли содержание третьего  раздела УПК РСФСР. Четвертый  раздел регламентировал порядок  высшего судебного контроля Народного  комиссариата юстиции, пятый - порядок исполнения приговоров.

УПК РСФСР  закрепил принципы и институты, призванные гарантировать права личности и  установление истины по уголовным делам. Прежде всего кодекс утвердил процессуальные гарантии неприкосновенности личности. Статья 5 УПК РСФСР провозглашала принцип, согласно которому никто не может быть лишен свободы и заключен под стражу иначе, как в случаях и в порядке, определенном в законе4. В развитие этого принципа Кодекс исчерпывающим образом называл основания, по которым органы милиции могли задерживать лиц, подозреваемых в совершении преступления на 48 часов. В их числе случаи задержания подозреваемых: на месте преступления; при наличии доказательств, прямо свидетельствующих о совершении лицом преступления; при попытке подозреваемого совершить побег; при отсутствии постоянного места жительства, а также в ситуациях, когда не представляется возможным установить личность подозреваемого.

Информация о работе Уголовно-процессуальное право 30-х годов